МБОУ «Новинская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по природоведению

в 3 классе

учитель начальных классов

Буракова Е.В.

Тема: «Разнообразие растений»

Цели:

  1. Познакомить детей с разными видами растений

  2. Воспитать любовь и уважение к природе (через знакомство с Красной книгой)

  3. Развить положительные личностные качества ребенка (доброта, терпимость, ответственность)

Оборудование:

  1. гз «Беловежская пуща»

  2. гербарии

  3. картины

I.Сообщения синоптиков

Учитель: Как всегда в начале урока сообщение синоптиков. Пожалуйста, дежурные сообщите прогноз погоды на сегодняшний день.

1 ученик: Сегодня пасмурно (ясно), температура воздуха -+3 градуса, осадков нет (есть) ветер слабый (сильный).

II. Проверка домашнего задания (1 человек у доски)

— домашнее задание проверили по вопросам.

— найдите листок с кроссвордом, я читаю вопросы, а вы письменно отвечаете.

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы

3. Вещество повышающее плодородие почвы

4. Основное свойство почвы

П

Соберите листочки, проверим, поставим оценки.

III. Новый материал

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – это разнообразие растений.

— Вы все, наверное, слышали выражение «Растения – зеленая одежда Земли». И действительно на земли почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы их видим в лесу, парке, в саду, в поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.

— А какие растения вы знаете? (перечисляют)

Учитель: каждое растение – это тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы как: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

— У вас у каждого на столе гербарии (засушенные растения)

— Рассмотрите и найдите: корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.

IV. Практическая работа

— У вас на столе карточки с изображением растения (мака)

— Запишите название каждого органа ручкой.

V. Рассказ учителя (учеников)

Учитель: Каждое растение изучается учеными. Наука о растениях называется ботаникой.

— Ученые-ботаники делят все растения на несколько групп.

1. Водоросли – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи (морская капуста) похожи на длинные бурые ленты. У водорослей нет известных нам органов.

2. Мхи – растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3. Папоротники – у них красивые листья, похожие на красивые перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Плодов, цветков и семян у них не бывает.

4. Хвойные растения — это сосна, ель, можжевельник. Хвоинки – это их листья. У хвойных не бывает плодов и цветков. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

5. Цветковые растения – это те растения, у которых есть цветки и плоды, они имеют и все другие органы.

Учитель: Ребята рассказали нам, как удивителен растительный мир природы. М.М.Пришвин великий русский писатель говорил, обращаясь к вам, детям, а что говорил зашифровано.

VI. Физминутка

I ряд — Лнюбнинте –н

II ряд – изкучкайкте – к

III ряд – париароадау – а

IV ряд – руодунуого — у

края!

(Любите и изучайте природу родного края!)

Учитель: Природу надо не только любить и изучать, но и оберегать и охранять, те растения, которых осталось очень мало или они редко встречаются занесены в Красную книгу.

— Каждый из вас слышал о ней, но не каждый из вас знает ее историю.

— В 1948 году в небольшом городке недалеко от Парижа на международной конференции был организован международный союз охраны природы и природных ресурсов.

— Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

— Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили и животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Учитель: А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей, зеленой.

— Красная книга, почему она красная. Красный цвет предупреждает нас – СТОЙ! Остановись, еще один короткий шаг и может быть поздно.

Под музыку «Беловежская пуща»

— На земле исчезают цветы,

с каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты,

оставляет нам каждое лето.

— Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений

Купавка

Василек

Дрок

Яшрышник

Пион узколистный

Тюльпан двуцветный

— Тюльпаны Биберштейна – этот цветок появляется одним из первых, сразу из-под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов так мало.

— Цветок весны, идущий к нам по снегу

Простой цветок

Но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.

Ветренница

Гвоздика

Купена

Ландыш

— Родился ландыш в майский день

И лес его хранит

Мне кажется: его задеть

И он тихонько зазвенит.

— Люди их рвут, не задумываясь. А ведь, чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс успеют за это время окончить школу.

Кувшинка

Лилия

Купальница

Ирис низкий

Колокольчик

— Колокольчики мои, цветики степные

Что глядите на меня темно-голубые

И о чем звените вы в день веселый мая

Средь скошенной травы головой качая.

— А может быть говорят цветы о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится все меньше и меньше.

— В час раздумий наших и тревог

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

-Это список можно продолжать и продолжать.

Дерево, трава, цветок и птицы,

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни

— И чтобы такое не случилось

Мы должны помогать природе

Нас много ребята

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Учитель: Сохранить и сберечь этот чудесный, яркий и неповторимый мир – наша основная задача

— И закончим урок мы призывом, которы й здесь зашифрован

— По одному выходят к доске и записывают по буквам выражение: Берегите растения!

Д/з по учебнику стр.62-65 (прочитать, ответить на вопросы)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here