Интегрированный урок

Учебные предметы: окружающий мир, изобразительное искусство, музыка

( комплексный подход к эстетическому восприятию)

Тема урока «Воздушные узоры»

3 класс

Система Л.В.Занкова

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Форма урока: урок-практикум (45 мин)

Цели урока:

  • создать целостное представление об окружающем мире;

  • формировать интерес учащихся к культуре своего народа.

Задачи:

  • учить графическому изображению линий различной толщины в процессе выполнения композиции «Паутинка»;

  • формировать навыки общения детей в коллективной творческой деятельности;

  • развивать образное мышление, наблюдательность и эстетическую отзывчивость на красоту окружающей природы;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое;

  • воспитывать интерес к музыкальному творчеству и фольклору, исполнительскую и слушательскую культуры;

  • воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Материалы:

  • фотографии (картинки) с изображением паутинок;

  • таблицы паутинок;

  • таблицы с различными изображениями линий (толстые, тонкие,

волнистые);

    • запись муз. фрагментов

1 этап. Организационный. Организация класса (1мин).

2 этап. Постановка цели. Эвристическая беседа (5мин).

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Осень»)

— Какие чувства у вас возникли при прослушивании данного произведения?

— Как вы думаете, о каком времени года прозвучал данный фрагмент?

— Назовите автора этого музыкального произведения?

Прочитайте тему нашего урока.

Вспомните только что прослушанное произведение и ответьте на вопрос…

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

У природы всё идёт своим чередом. Времена года сменяют друг друга.

У каждого времени года есть свои секреты, и некоторые мы вместе с вами сегодня раскроем.

Песня «Осенний вальс» (сл. М. Скребцова) в исполнении учащихся.

3 этап. Актуализация знаний (3мин).

Давайте заглянем в удивительный мир природы — в осенний лес.

Чем вы восхищались, когда путешествовали по осеннему лесу?

Тихо падают осенние листья, создают разноцветный ковёр, и он уже не бесшумный, а шуршит под ногами. Хочется наклониться, взять охапку, подбросить высоко вверх и а среди ветвей затаилось лёгкое кружевное чудо (рис. 1)

— Кто скажет, что это за чудо- кружево пряталось в ветвях? (паутина)

— Кто создаёт это кружево в природе? (паук)

Поэтому и называют это кружево паутинкой (рис.2)

4 этап. Выполнение задач стандартного типа (3мин).

(Как устроена паутинка)

-А кто из вас знает, как устроена паутинка?

В утренние часы паутинка покрыта мельчайшими капельками росы, они удивительно сверкают на солнце, переливаясь разноцветными красками. Получается сказочный узор (рис.3)

— А какого цвета паутинка?

На компьютерном изображении паутины видно, какие пауки гениальные архитекторы. Сначала они натягивают несущие нити (красный цвет), которые закрепляют между ветками и травинками. Затем следуют «базовые нити» (жёлтые), которые можно сравнивать со спицами колеса. Потом плетут вспомогательные нити (белые). А завершают постройку клейкие охотничьи нити (синие). И отличная западня готова.

— А почему же они сами не попадают в эту западню?

Пауки не запутываются в паутинке, потому что они бегают только по осевым нитям. «Пряжу» вырабатывают особые железы на брюшке паучка. Её свойства не перестают удивлять учёных. Она эластичная, прочная и может выдержать больший вес, чем стальные нити такой же толщины. Если бы на свете существовал паук с размером человека, то его сеть могла бы остановить летящий самолёт и остаться целой. Эти сказочные узоры бывают разной конструкции. Чаще всего мы видим простые формы — колесовидные сети, названные по сходству с велосипедным колесом.

— А что вам напоминает паутинка?

На первый взгляд все паутинки похожи друг на друга, но если внимательно рассмотреть их, то мы видим, что пауки плетут разные паутинки, и каждая из них отличается друг от друга.

Пауки – кругопряды плетут очень прочную паутинку, в которую попадают даже мелкие животные. Местные рыбаки нередко используют паутину этих пауков для изготовления сетей (рис.4)

Пауки — аргиопы плетут фигурную паутину. Насекомые принимают её за цветок и летят прямо в ловушку. Если вытянуть паутинку в одну длинную нить – то её длина будет 300 м (рис.5)

Ещё в средние века о пауках были распространены самые невероятные и страшные курьёзные легенды. Об этом чуть позже.

А сейчас мы отправимся в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости — мир фольклора. В нём звучит сказка и песня, загадка и пословица… здесь играют, поют, рассказывают и слушают… здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…

5 этап. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа (6мин).

(Русский фольклор)

У каждого времени года свои приметы, свои традиции. С осенью связано много примет.

— А вы, знаете приметы, связанные с паутинками?

«Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то и осень будет затяжной», «Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде»; «Паук недвижим посреди паутинки – к ненастью»

Приметы осени во всём встречаем взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутинка,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябинка… (Н.Греков)

В старину осень встречали несколько раз. — Кто мне назовёт самый большой праздник осени? ( Осенины)

Праздник Осенины начинается с бабьего лета. О нём говорят: «Бабье лето 8 дней». Знают это время года и многие народы: русские. поляки, белорусы.. У нас бабье лето было известно по именем паутинного, даже поговорка такая есть: «Бабье лето летает»

Но у каждого народа были свои песни, обряды, игры — свой фольклор. В древние- древние времена, когда люди ещё не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни. Хоровод – это главный элемент танца и мы сейчас это покажем.

Игра — хоровод Колпачок (паучок)
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

6 этап. Выполнение задач творческого типа (20 мин).

В древнегреческой мифологии есть печальная и красивая легенда об искусной мастерице Арахне, которой не было равных в плетении кружев и тончайших нитей. Гордая своим умением, вызвала Арахна на состязание саму богиню Афину! И вышла у мастерицы работа, по красоте не уступавшая тканям Афины. Своим узором Арахна обличала богов в праздности и лени… Разгневалась Афина, порвала ткань Арахны, а в наказание превратила ее в паука. Однако и в образе паука не утратила Арахна свое искусство и по-прежнему плетет удивительно тонкие сети-кружева (рис.6)

Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной да нитка (рис. 7). Кручёную нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяже шь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутина, из нескольких нитей сплетается.

И стали кружева не вязать, а плести сразу из множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки-коклюшки. Сидит мастерица, перебивает нити, перекидывает их через колышки- иголки, воткнутые в рисованной на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетётся узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает.

Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У неё много механических рук — каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Лёгкие, воздушные.

— Где же увидели, где подсмотрели художницы-кружевницы рисунок своего затейливого нитяного узора?

Верно, там же, где можем увидеть и мы с вами, — в лесу, в поле, в огороде, на реке. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», ручеёк, «мельница», «мороз» (рис.8)

Окружает меня кружева-

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева — в стрекозиных крылах

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава-

Кружева, кружева, кружева… (Л. Яхнин)

Практическая работа

А теперь каждый из вас пусть попробует стать искусным мастером-паучком. Будем «ткать» свою паутинку.

Для этого нам понадобиться чёрный лист картона и белая гуашь. На чёрном фоне (можно зелёный, синий ) будем рисовать паутинку различными линиями белой краской. Линии могут быть: толстые, тонкие, волнистые и т.п. Сначала следует нарисовать осевые линии, потом вокруг них изобразить слегка волнистые круги. После того как паутинка «соткана», каждый может проявить фантазию и изобразить то, что попало в сети паука — капелька, жучок, листочек.

Дети работают.

Тихо звучит музыкальная пьеса «Утро в лесу» В. Салманова.

7 этап. Контроль сформированности умений и навыков (4мин).

Анализ работ.

По окончании урока детские работы размещают на доске. К своим работам учащиеся придумывают название.

— Легко ли вам было ткать свою паутинку?

Посмотрите ещё раз на работы вологодских мастериц…

— Скажите, какими качествами должны обладать люди, чтобы делать такие замечательные произведения искусства?

8 этап. Рефлексия (3мин).

(В заключение учитель подводит детей к мысли о бережном отношении к природе, о красоте, которую создает природа.)

— Прочитайте ещё раз тему нашего урока.

— Как вы думаете, о каких «волшебных узорах» мы с вами сегодня говорили?

— почему эти узоры- волшебные?

Подведите итог, закончив любое предложение…

  1. Сегодня я узнал…

  2. Меня удивило…

  3. Я приобрел…

  4. Я попробую…

  5. Мне захотелось…

(Обобщая ответы детей)

Сегодня мы с вами увидели, что самое необычное можно увидеть в обычных вещах, если только будем очень внимательны.

Солнце нитями-лучами

Вышивает.

Луг – цветами,

Сад — плодами,

Пруд и небо — облаками,

Шита-вышита стежками

Разноцветная Земля. (Л. Яхнин)

Наши предки были очень внимательны к природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда ведренной погоды, и еще многое, многое другое…

Будем и мы внимательны к окружающему нас миру: к родной природе и к людям, какой национальности бы они ни были. Ведь все мы дети одной планеты — Земли, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии.

Источники информации:

  1. Мельников М. Русский детский фольклор. М., 1989.

  2. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии, фольклору. М., 2004.

  3. Шангин И.И. Русские народные праздники. СПб., 1997.

  4. Яхин Л.Л.. Воздушные узоры. М., 1988.

Интернет-источники:

  1. Русские народные игры на сайте folkgame .ru (3.12.2012)

  2. Картинки (паутинка, паутинка ) на сайте zdesvsyo.ru (25.11.2012)

  3. Хоровод(фото) на сайте http ://school 31belogorie .narod .ru /tradition 1.htm (25.11.2012)

  4. images .yandex .ru › паук картинки (25.11.2012)

  5. images .yandex .ru › паутина картинки (25.11.2012)

  6. images .yandex .ru › осень картинки (25.11.2012)

  7. images .yandex .ru › вологодское кружево картинки (25.11.2012)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here