Урок познания мира 4 класс
Подготовила учитель начальных классов
Зерендинской средней школы №2 Белик Л.А.
Тема: Круговорот воды в природе. Подземные воды.
Цели: повторить знания о воде и её свойствах, значении для жизни на планете;
формировать понятие об удивительном свойстве воды- круговороте воды в природе, как о непрерывном процессе, о подземных водах; развивать речь, мышление, умение анализировать, систематизировать и обобщать знания;
воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, звуки природы — журчание воды, тесты, снежинки, капельки.
Ход урока.
I. Организация класса.
Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок, начинать пора урок,
Посмотри скорей, дружок,
Все ли у тебя в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Будем мы работать дружно, многое успеть нам нужно.
II. Основная часть.
1. Проверка домашнего задания по теме «Почва» тест – 10 вопросов.
2. Слушаем звуки природы – журчание воды.
Загадка:
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, даже твердой быть могу. (Вода)
3. Сообщение темы и цели урока.
Запись числа, темы урока в тетрадь.
4. Повторение знаний о воде: слайд «Вода – источник жизни»
А) стихотворение о воде (слайд 2)
Б) Вода – самое распространенное вещество на Земле.
Если мы посмотрим на землю из космоса – она похожа на синий
шар. Почему? (слайд 3)
¾ поверхности земного шара – это вода и только 1/3 часть -суша. (слайд 4)
В) Где же находится вода ( слайд 5, стихотворение)
Г) Вода на Земле – реки, моря, океаны, озера (слайд 6),
вода – часть растений (слайд 7),
часть животных (8-10), часть человека (11-12).
Д) Свойства воды:
— бесцветная, прозрачная ( 13)
— не имеет запаха (14)
— не имеет вкуса (15)
— растворитель ( 16)
Назовите все свойства воды: ( 17)
Е) 3 состояния воды – загадка
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, даже твердой быть могу.
О каких трех состояниях воды говорится в этой загадке? ( 18)
Вода в природе может находиться одновременно в 3 состояниях ( 19).
ФИЗМИНУТКА:
— Солнце светит ярко, стало детям жарко.
Улыбнулись, повернулись, на носочках потянулись.
Ноги выше – топ, топ, топ,
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Солнце припекает, воду испаряет.
Тучка по небу плывет, дождик нам она несет.
Дождь стучит уже по крыше, сели деточки пониже.
Долго нам сидеть нельзя, на урок пора, друзья!
5. Сказка о воде. (5 мин)
Вдаль кораблик плыл упрямо. За кормою пенный след.
Берегов в помине нет. Вдруг воскликнул рулевой:
— Мель растёт передо мной! Поднялась она со дна, над водой уже видна.
— И откуда на таком глубоком месте вдруг мель? — удивились матросы. — А главное, почему она растёт прямо на глазах? Да ещё и гора появилась на горизонте.
Поглядел капитан в бинокль и ахнул:
— Да это вовсе не гора. Это же Великан! Сказочный Великан-великанище! Решил выпить море!
Тут и остатки воды ушли из-под корабля. И сел он на морское дно.
— Уфф! — сказал Великан громовым голосом, отирая громадной ручищей усы. — Сейчас дух переведу — остальное допью.
Приложил наш капитан ко рту ладони и кричит что есть мочи:
— Эй, чудо-юдо ненасытное! Остановись!
Но не слышит его Великан. Пришлось из пушки палить.
— Это кто там озорничает — горохом кидается?
— Мы, моряки! Хватит безобразничать! Эдак ты все море выпьешь!
— И выпью! Я Великан добрый. Не станет моря — собирайте на дне любые сокровища со всех затонувших кораблей, сажайте здесь капусту. Чем плохо?
— Да ты так всю Землю погубишь! Повсюду наступит великая засуха.
— Это ещё почему? — удивился Великан. — Неужели на суше рек, речек, ручейков мало?
— Так ведь они от засухи все иссякнут, пропадут.
— Эка важность, — не унимается Великан. — Снег нападает, дождик накапает — и опять потекут.
— Да откуда же дождю и снегу быть?
— Тучи да облака принесут.
— А откуда тучам и облакам взяться?
— Известно откуда — с неба.
— Эх, ты! — рассердился капитан. — Такой большой, а глупый. Ведь самые главные, самые большие тучи как раз над морем-океаном родятся.
Солнце воду греет — старается. Морская вода оттого испаряется, с моря к небу поднимается. А там в туман -тучи превращается. Вот как получается!
Погонит ветер-ветрило тяжелые тучи далеко-далеко, и те принесут с собой дожди, снега. Напоят землю — вновь побегут ручейки, потекут реки…
— Постой, постой, капитан! — призадумался Великанище.
— Тебя послушать, так Солнце бы уже давным-давно все моря-океаны выпарило да высушило. А океан, видишь, не обмелел. Это как же так?
— Вот непонятливый, ведь речки-то и реки в океан текут, ему всю свою воду отдают.
— А реки и речки тогда кто поит?
— Говорю же тебе — ручейки.
— А-а, теперь понял. Получается что-то вроде сказки про белого бычка. Вода из океана — в небо, с неба — на сушу, с суши — опять в океан. И так без конца: круговорот! А я, капитан, и не знал, все думал: зачем это в море зря плещется столько воды?
— То-то и оно. А выпил бы ты, Великанище, море-океан — и конец круговороту воды.
— Я хотел как лучше, — вздохнул Великан, — да чуть беды не натворил. Неграмотный я! Видно, мне придется другую сказку искать, где бы силушку великанскую потешить.
Тут Великан исчез, словно его и не было. А где только что виднелось сухое дно, снова заходили морские волны.
Понравилась сказка? Что узнали? О каком явлении природы? Что такое «круговорот воды в природе»?
6. Круговорот воды в природе:
А) слайд «Круговорот воды в природе» стихотворение (3-5 )
Б) работа с книгой: стр.57 -59 прочитать.
7. Работа в тетради:
а) удивительное свойство воды – способность находиться в постоянном и непрерывном круговороте. (слайд 6)
б) «Подумай и ответь» (слайд 7)
8. Подземные воды.
Подземные воды — воды, которые находятся под землей.
А) Как образуются подземные воды.
Б) Колодец, скважина, подземное озеро, река. (рисунок)
В) Работа с учебником стр. 59-60: чтение, ответы на вопросы.
9. Загадки, ребусы по теме урока (слайд 8 – 9).
10. Рефлексия: Что узнали нового о воде?
Назовите удивительное свойство воды.
11. Д/з: стр. 57 – 60, вопросы.
III. Итог урока.