Урок познания мира 4 класс

Подготовила учитель начальных классов

Зерендинской средней школы №2 Белик Л.А.

Тема: Круговорот воды в природе. Подземные воды.

Цели: повторить знания о воде и её свойствах, значении для жизни на планете;

формировать понятие об удивительном свойстве воды- круговороте воды в природе, как о непрерывном процессе, о подземных водах; развивать речь, мышление, умение анализировать, систематизировать и обобщать знания;

воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, звуки природы — журчание воды, тесты, снежинки, капельки.

Ход урока.

I. Организация класса.

Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок, начинать пора урок,

Посмотри скорей, дружок,

Все ли у тебя в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

Будем мы работать дружно, многое успеть нам нужно.

II. Основная часть.

1. Проверка домашнего задания по теме «Почва» тест – 10 вопросов.

2. Слушаем звуки природы – журчание воды.

Загадка:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, даже твердой быть могу. (Вода)

3. Сообщение темы и цели урока.

Запись числа, темы урока в тетрадь.

4. Повторение знаний о воде: слайд «Вода – источник жизни»

А) стихотворение о воде (слайд 2)

Б) Вода – самое распространенное вещество на Земле.

Если мы посмотрим на землю из космоса – она похожа на синий

шар. Почему? (слайд 3)

¾ поверхности земного шара – это вода и только 1/3 часть -суша. (слайд 4)

В) Где же находится вода ( слайд 5, стихотворение)

Г) Вода на Земле – реки, моря, океаны, озера (слайд 6),

вода – часть растений (слайд 7),

часть животных (8-10), часть человека (11-12).

Д) Свойства воды:

— бесцветная, прозрачная ( 13)

— не имеет запаха (14)

— не имеет вкуса (15)

— растворитель ( 16)

Назовите все свойства воды: ( 17)

Е) 3 состояния воды – загадка

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, даже твердой быть могу.

О каких трех состояниях воды говорится в этой загадке? ( 18)

Вода в природе может находиться одновременно в 3 состояниях ( 19).

ФИЗМИНУТКА:

— Солнце светит ярко, стало детям жарко.

Улыбнулись, повернулись, на носочках потянулись.

Ноги выше – топ, топ, топ,

И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Солнце припекает, воду испаряет.

Тучка по небу плывет, дождик нам она несет.

Дождь стучит уже по крыше, сели деточки пониже.

Долго нам сидеть нельзя, на урок пора, друзья!

5. Сказка о воде. (5 мин)

Вдаль кораблик плыл упрямо. За кормою пенный след.

Берегов в помине нет. Вдруг воскликнул рулевой:

Мель растёт передо мной! Поднялась она со дна, над водой уже видна.

И откуда на таком глу­боком месте вдруг мель? — уди­вились матросы. — А главное, почему она растёт прямо на глазах? Да ещё и гора появилась на горизонте.

Поглядел капитан в бинокль и ахнул:

Да это вовсе не гора. Это же Великан! Сказочный Ве­ликан-великанище! Решил вы­пить море!

Тут и остатки воды ушли из-под корабля. И сел он на морское дно.

Уфф! — сказал Великан громовым голосом, отирая громадной ручищей усы. — Сей­час дух переведу — остальное допью.

Приложил наш капитан ко рту ладони и кричит что есть мо­чи:

Эй, чудо-юдо ненасытное! Остановись!

Но не слышит его Великан. Пришлось из пушки палить.

Это кто там озорничает — горохом кидается?

Мы, моряки! Хватит без­образничать! Эдак ты все море выпьешь!

И выпью! Я Великан доб­рый. Не станет моря — соби­райте на дне любые сокровища со всех затонувших кораб­лей, сажайте здесь капусту. Чем плохо?

Да ты так всю Землю по­губишь! Повсюду наступит великая засуха.

Это ещё почему? — уди­вился Великан. — Неужели на суше рек, речек, ручейков ма­ло?

Так ведь они от засухи все иссякнут, пропадут.

Эка важность, — не уни­мается Великан. — Снег на­падает, дождик накапает — и опять потекут.

Да откуда же дождю и сне­гу быть?

Тучи да облака прине­сут.

А откуда тучам и облакам взяться?

Известно откуда — с неба.

Эх, ты! — рассердился ка­питан. — Такой большой, а глупый. Ведь самые главные, самые большие тучи как раз над морем-океаном родятся.

Солнце воду греет — стара­ется. Морская вода оттого испаряется, с моря к небу подни­мается. А там в туман -тучи превращается. Вот как полу­чается!

Погонит ветер-ветрило тя­желые тучи далеко-далеко, и те принесут с собой дожди, снега. Напоят землю — вновь по­бегут ручейки, потекут реки…

Постой, постой, капи­тан! — призадумался Велика­нище.

Тебя послушать, так Солнце бы уже давным-давно все моря-океаны выпарило да высушило. А океан, видишь, не обмелел. Это как же так?

Вот непонятливый, ведь речки-то и реки в океан текут, ему всю свою воду отдают.

А реки и речки тогда кто поит?

Говорю же тебе — ру­чейки.

А-а, теперь понял. Полу­чается что-то вроде сказки про белого бычка. Вода из океана — в небо, с неба — на сушу, с суши — опять в океан. И так без конца: круговорот! А я, капитан, и не знал, все думал: зачем это в море зря пле­щется столько воды?

То-то и оно. А выпил бы ты, Великанище, море-океан — и конец круговороту воды.

Я хотел как лучше, — вздохнул Великан, — да чуть беды не натворил. Неграмотный я! Видно, мне придется дру­гую сказку искать, где бы си­лушку великанскую потешить.

Тут Великан исчез, словно его и не было. А где только что виднелось сухое дно, снова за­ходили морские волны.

Понравилась сказка? Что узнали? О каком явлении природы? Что такое «круговорот воды в природе»?

6. Круговорот воды в природе:

А) слайд «Круговорот воды в природе» стихотворение (3-5 )

Б) работа с книгой: стр.57 -59 прочитать.

7. Работа в тетради:

а) удивительное свойство воды – способность находиться в постоянном и непрерывном круговороте. (слайд 6)

б) «Подумай и ответь» (слайд 7)

8. Подземные воды.

Подземные воды — воды, которые находятся под землей.

А) Как образуются подземные воды.

Б) Колодец, скважина, подземное озеро, река. (рисунок)

В) Работа с учебником стр. 59-60: чтение, ответы на вопросы.

9. Загадки, ребусы по теме урока (слайд 8 – 9).

10. Рефлексия: Что узнали нового о воде?

Назовите удивительное свойство воды.

11. Д/з: стр. 57 – 60, вопросы.

III. Итог урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here