Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конспект экскурсии по окружающему миру по теме «Лесная сказка»

Выполнили студентки 3 «А» группы:

Емельянова Элина, , Косых Ксения

Камышлов,2014

Конспект экскурсии в лес

4 класс


Цель: развить у детей интерес к окружающему миру
Задачи:

  1. личностные:

  • развивать эстетические чувства;

  • развивать интерес к предмету «Окружающий мир», интерес к познанию природы;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Предметные:

  • познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы;

  • сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;

  • вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать;

  • научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

  • закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.

  1. Метопредметные:

  • развивать личностные и психологические особенности школьников;

  • развивать память, разные формы мышления.

Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.

Место проведения: лес

Время проведения: конец марта

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • приготовление необходимого оборудования;

  • выучить наизусть отрывки стихотворений:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (И.А. Бунин)

Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой)

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)

Ход экскурсии.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Проводит с детьми беседу о правилах поведения на природе с помощью вопросов:

  • Как нужно вести себя на природе?

  • Где вы можете ходить?

  • Что можете делать?

  • Чего нельзя делать на природе?

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.

Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем

Мотивация

  • Ребята, где мы с вами находимся?

  • Вам здесь нравится?

  • Сейчас ребята прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (называет четырех заранее подготовленных учеников)

  • Понравились вам отрывки из стихотворений?

  • Что общего у всех этих четверостиший?

  • А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли?

  • О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите.

  • А какое время года сейчас?

  • Какой сейчас месяц?

  • Какая погода стоит на дворе?

  • Как выглядит лес сегодня?

в лесу

да

Дети читают наизусть четверостишия

да

Они все о лесе

В них описан лес в разные времена года.

Доказывают

Весна

Март

Теплая, безветренная

Зеленый, красивый

Личностные: действие смыслообразования (мотивация).

Коммуникативные: инициативное сотрудничества в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Открытие новых знаний

Физминутка

  • А что такое лес?

  • Какие бывают леса?

  • Чем они отличаются друг от друга?

  • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

  • Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.

  • А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?

  • Сосна — вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.

  • Какие еще в нашем лесу растут деревья?

  • У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы.

  • К осени на дубе созревают плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм.

Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром поласкают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.

  • Не мешают ли расти друг другу растения леса?

  • Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

  • А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

  • Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему?

  • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как?

  • К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца?

  • Наша прогулка по лесу продолжается. — Ребята, посмотрите, что находится около пня?

  • Кто живет в этом домике?

Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых-вредителей.

А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

Отгадайте мои загадки.

Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.

На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза-
Кто же это?

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.

Ребята, а какую пользу приносят насекомые?

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков

Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.

Проводит с детьми физминутку

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!
Раз — росой она умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела-
На четыре – улетела.

  • Только ли растения и насекомые живут в лесу?

  • Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.

Отгадайте, какие птицы нас встречают?

Загадки:

Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица…

Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать — дворец.
Прилетай скорей…

Зимуют скворцы в теплых странах. Жилище подбирает скворец, если оно не понравилось самке, то птицы ищут другое место. Выбрав жилище птицы чистят его. Устилают дно соломой, пухом, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.

Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?

Что вы о них знаете?

Какую пользу они приносят?

Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу.

Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу?

А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живут в нашем лесу? Как этих животных охраняют?

Лес — это место с деревьями

Хвойные, лиственные и смешанные

Листьями

Рассматривают

Сосна

Дуб

Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.

Борьба за свет и тепло

Самые глубокие корни у деревьев

Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост

Муравейник

Муравьи

Рассказывают о муравьях

Пауки, жуки, божьи коровки, бабочки, клопы.

Пчела

Стрекоза

Бабочка

опыляют цветы, их кушают птицы и животные

Слушают

Нет

Дятел

Грач

Скворец

Куропатку, ворону

Говорят что они знают

Рассказывают о птицах, и их гнездах

заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось

Белку, зайца, лося, волка

Куница, кабана

Создаются парки, некоторые животные занесены в красную книгу

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия, использование фантазии и воображения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Рефлексия

Давайте подведем итоги с помощью ответов на вопросы

  • Понравилась ли вам экскурсия?

  • Какие открытия вы сделали сегодня?

  • Как размещаются растения и животные в лесу?

  • Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

  • Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

  • Зачем нужен лес?

Отвечают на вопросы

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here