Класс: 4 класс
Предмет: Окружающий мир
Цель урока:
-
Ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.
-
Учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.
-
Развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости).
-
Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Часть 2.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Часть 2. А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.
Используемая методическая литература:
А.А.Плешаков. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы: кн. для учителя
Используемое оборудование:
Презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта «Куликовская битва», карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Используемые ЦОР:
Мультимедийный комплект, компьютерная презентация
Краткое описание:
На уроке учащиеся знакомятся с предпосылками Куликовской битвы, получают представление о ходе битвы, самостоятельно подводят итоги Куликовской битвы под предводительством Дмитрия Донского.
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
«Куликовская битва»
Цели:ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского; учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование урока: Презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта «Куликовская битва», карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Урок – Окружающий мир. Страницы истории Отечества.
Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Удачного вам урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Важно лишь правильно воспринять её уроки.
Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
II. Проверка домашнего задания
– Начнём урок с проверки домашнего задания.
А) Индивидуальная работа 2 человека будут работать у доски:
1. Соотнеси даты и события, военачальников.
1237г – нашествие монголо-татар на Русь Батый
15 июля 1240г – Невская битва князь Александр
5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский
1380г
2. Найди пару
Золотая Орда – государство монголо-татар
Невская битва – шведские захватчики
Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере
Б) Фронтальная работа. Работа в парах Карточка- тест
1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль; б) Владимир, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
с) дверь, калитка; т) сумка; у) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
э) Киев; ю) Владимир; я) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
и) южные; к) юго-западные; л) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
к) стала больше, чем была; л) стала меньше, чем была; м) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
з) в XIIвеке; и) в XIVвеке; к) в XIXвеке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
и) из гранита; к) из известняка; л) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
с) охотники, лучники, бортники; т) камнерезы, кузнецы, кожевники;
о) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
к) из дуба; л) из известняка; м) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар; б) рынок; в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
п) соболью шубу; р) Золотой перстень; с) Шапку Мономаха.
В) Проверка индивидуальной работы
1380г
— В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие — ответим после проверки теста
Г) Проверка фронтальной работы
1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-И, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С
— Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?
8 сентября 1380г Куликовская битва
— Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143года) 1237 – 1380 = 143г
-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче.
-Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.
…русские уже сами собирали дань со своих земель. | |
2.Со времён Ивана Калиты… | …стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… | …дань собирали монгольские баскаки. |
— Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.
— Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)
— В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.
-Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
-Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.
Отрывок из мультфильма (Мамай)
-Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70
-Кто откликнулся на этот призыв? Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины
III. Изучение новой темы.
— За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая
(сообщение ученика)
-Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?
Сообщение ученика
IV.Физминутка
V. Продолжение работы по теме
Сражение на Куликовом поле.
-Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.
Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73
Русская армия подошла к реке — в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.
-Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.
-После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)
-Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»
1.Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
— Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Работа по картине А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
— Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Отрывок из мультфильма (Поединок)
И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
-Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.
Анимированная карта “Куликовская битва”.
-Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
— Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?
— Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.
С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».
Песня «Куликово поле» Жанна Бичевская
— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар — 150 тыс. человек.
-Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.
VI. Первичное закрепление нового материала
— В чём значение победы Куликовской битвы? Что дала победа русскому народу? Ответите на эти вопросы после работы в группе.
1. Прочитать пословицу Залог победы — … ! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.
2. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника
на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.
VII. Итог урока
— А теперь давайте подведём итог:
Какое значение имела Куликовская битва?
1 значение – группа
1. Выросло значение Москвы и московского князя.
2 значение — группа
2.Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.
Продолжите пословицу: «Залог победы — единство»
— Сформулируйте 3 значение битвы.
3. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.
-Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
VIII. Рефлексия
-Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь
-Хотелось бы сделать что-то такое, чтобы о вашем поступке говорили потомки?
-Что вам уже сейчас нужно для этого делать, чтобы сделать что-то полезное для людей?
— Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
IX. Инструктаж домашнего задания.