Урок литературы в 7-м классе.
Тема: Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова — Щедрина
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.
Цели урока
образовательные: рассмотреть образы главных героев, повторить сведения по теории литературы
развивающие: развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершенствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление, устную монологическую речь; формировать вдумчивого читателя, развивать образное мышление.
воспитательные: совершенствовать работу в группах ( воспитывать коммуникативность, культуру общения : умение слушать, участвовать в обсуждении заданий, целей и способов решения задач, способность к совместной деятельности; способствовать воспитанию организованности, привычки к систематическому труду, культуре здорового образа жизни, формировать нравственные ценности.
Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, карточки-задания, материалы стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, учебник-хрестоматия по литературе, разные издания произведений Салтыкова-Щедрина, иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных; проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint , листки самоконтроля
Ожидаемый результат: характеристика героев «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е.Салтыкова – Щедрина.
Список используемой литературы:
Учебник «В мире литературы. 7 кл.» под редакцией А.Г. Кутузова.- М., 2001г.
Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г. Кутузова: 7 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 240с. – (В помощь школьному учителю).
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, — М., 1996.
План урока.
1.Организационный момент.
2. Домашнее задание.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Проверка домашнего задания.
5. Физкультминутка
6. Беседа
7. Работа по группам.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
9. Сообщение и комментирование оценок.
10. Организованное окончание урока.
Ход урока
-
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их, пожелаем всем удачного дня. Садитесь.
-
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Посмотрите на иллюстрации (показ презентации) и скажите, какое произведение мы будем рассматривать? ( Слайд № 2)
— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова — Щедрина.
Учитель: Тема нашего урока «Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Как вы думаете, над чем нам сегодня придется задуматься?
— Над образами главных героев, какие они, как автор к ним относится.
-
Запись домашнего задания.
Учитель: Кому из литературных героев этой повести вы хотели бы написать письмо? Откройте дневники, запишите задание на дом: Творческая работа «Письмо литературному герою».
4. Проверка домашнего задания.
Учитель: А внимательно ли вы прочитали сказку? Давайте проверим. (Слайд № 3 )Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.
1. «Служили генералы всю жизнь в регистратуре»
2. «Стали искать, где север и где юг».
3. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
4. «Попробовал полезть – ничего не вышло, только штаны изорвал».
5. «Выслали ему рюмку водки да пятак золота».
6. «И выстроил он корабль».
7. «Генералы соскучились по прежней жизни».
8. «Перед ними с одной стороны расстилалось море…»
9. «Проснулись и видят: оба на одной подушке лежат»
10. «До того изловчился, что стал даже в пригоршне кашу варить».
Выполнение задания, самопроверка.
Ответы: 2,4,5,9,10. (слайд № 4)
Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. На листках самоконтроля поставьте самооценку: за все правильные ответы – 5, за 1неправильный – 4, за 2 неправильных – 3, за 3 и более неправильных -2. (слайд № 5)
Учитель: Продолжаем проверку домашнего задания. Дома каждый из вас работал над составлением словарика литературоведческих терминов, которые необходимы при анализе произведения. Проведем тест. Задания теста есть у каждого на парте, отметьте ответы, которые вы считаете правильными.
ТЕСТ
1. «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», что это за прием?
А) гипербола
Б) гротеск
В) антитеза
Г) аллегория
2. – Из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков. Что это за литературный прием?
А) гипербола
Б) гротеск
В) антитеза
Г) аллегория
3. Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.
– « … и к вечеру веревочка была готова». Что это за литературный прием?
А) гипербола
Б) гротеск
В) антитеза
Г) аллегория
4. Генералы росли, воспитались, состарились в регистратуре; уверены, что булки в готовом виде растут; «видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит». Что это за литературный прием?
А) гипербола
Б) гротеск
В) антитеза
Г) аллегория
5. «Однако и об мужике не забыли – выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Что это за литературный прием?
А) гипербола
Б) гротеск
В) антитеза
Г) ирония
6. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Что это за литературный прием?
А) сатира
Б) гротеск.
В) антитеза
Г) ирония
7. Генералы попадают на необитаемый остров. Что это?
А) сатира
Б) фантастика
В) антитеза
Г) ирония
8. Страдания генералов до мужика – благополучие с мужиком; поведение на острове: генералы в панике –мужик спокоен).Что это?
А) сатира
Б) фантастика
В) антитеза
Г) ирония
Ответы: 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-г, 6-а, 7-б, 8-в. (Слайд № 6)
Учитель: Молодцы, справились с заданием. На листках самоконтроля поставьте самооценку: за все правильные ответы – 5, за 2 неправильных – 4, за 4 неправильных – 3, за 5 и более неправильных -2. (Слайд № 7)Мы еще раз с вами убедились в том, что кто ответственно относится к выполнению домашнего задания, тот и получает хорошие оценки.
5. Физкультминутка
6. Беседа.
Учитель: Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.— Что такое сатира?
— Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности ).
Учитель: Кто герои произведения?
— Два генерала.
Учитель: Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?
— Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом.
Учитель: Где завязка в произведении?
— Генералы попадают на необитаемый остров.
Учитель: А смогли бы вы выжить на острове, подобном тому, на котором оказались генералы? Почему?
Учитель: Где кульминация произведения?
— Генералы нашли мужика.
Учитель: Где развязка?
— Возвращение героев в Петербург.
Учитель: Какова композиция произведения?
— Композиция кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.
7. Работа по группам.
Учитель: Продолжим работу по анализу произведения.
Работать будем по группам. ( Учащиеся получают групповые карточки — задания)
Задания для I группы
-
Ответьте на вопросы, опираясь на текст «Повести…»
Кто такой мужик?
Чем отличается мужик от генералов?
Каким изображает автор мужика?
Какие чувства вызывает мужик у автора?
Какие чувства вызывает мужик у вас?
2. Символически представьте образ мужика. (Заполнение таблицы на доске)
3. Составить таблицу «Сказочное в «Повести…»
Ответ:
1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.
|
2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.
|
3. Три раза плакали – сказочная цифра 3
|
4.Инсценируйте фрагмент «Повести…»
Задания для I I группы
1.Ответьте на вопросы, опираясь на текст «Повести…»
Что мы узнаём из петербургской жизни генералов? В Петербурге они жили своим трудом?
Что можно сказать об умственных способностях генералов?
Каков круг интересов генералов?
Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?
Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?
Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)
Какие чувства вызывают генералы у автора?
Какие чувства вызывают генералы у вас?
2.Символически представить образ генералов. (Заполнение таблицы на доске)
3. Составить таблицу «Реальное в «Повести…»
Ответ:
Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.
|
4.Инсценируйте фрагмент «Повести…»
Учитель: Подведем итоги групповой работы.
— Выступления учащихся.
Учитель: Все ли образные черты представлены в таблицах? Дополните. Перенесите таблицу в тетради.
Мужик | |
Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок.
| Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.
|
Учитель: Кто из героев и почему заслуживает вашего уважения?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: А теперь вернёмся к теме нашего урока «Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли их? Что узнали?
8. Сообщение и комментирование оценок. Учитель собирает листки самоконтроля; комментируя, сообщает оценки за урок.
9. Организованное окончание урока.
Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.