Урок развития речи в 4 «Б» классе коррекционной школы .
Тема «Приметы весны»
Предмет: Развитие речи.
Тема: «Приметы весны».
Класс: 4 «Б» .
Форма проведения: урок закрепления и обобщения изученного.
Цель: Закрепление лексического (словарного) запаса учащихся по теме «Весна. Приметы весны».
Задачи:
Образовательные
-
учить составлению словосочетаний, простых предложений, используя предлагаемый словарь;
-
учить ведению простого диалога;
-
учить составлять рассказ с опорой на вопросы, картинку.
Коррекционно-развивающие
-
вести работу по накоплению и обогащению активного и пассивного словаря слабослышащего учащегося;
-
активизировать речевое общение учащихся с помощью следующих приёмов: сопряжённое проговаривание, отчёт о выполненной работе, инициативная речь;
-
продолжать работу над развитием остаточного слуха в ходе ведения диалога;
-
развивать мыслительные операции (анализ, синтез).
Воспитательные
-
воспитывать любовь к природе;
-
воспитывать вежливое отношение друг к другу в ходе участия в диалоге;
-
формировать навыки самоконтроля, самооценки.
Оборудование: презентация к уроку; видеоролик: карточки с названиями времен года (зима, весна), приметами зимы, весны; слова из рассказа (написаны на доске или таблички); индивидуально у каждого ребенка — 10 карандашей; карточки с упражнением.
Словарь:
Имена существительные: солнце, капель , снег, сосульки, ручьи, кораблик.
Глаголы: светит, тают, свисают, слышна, бегут, пускают..
План урока:
-
Орг. момент
-
Фонетическая зарядка
-
Словарная работа с опорой на картинки
-
Работа с табличками
-
Физкультминутка
-
Работа с деформированным текстом (Работа в тетрадях)
-
Индивидуальная работа по карточкам
-
Итог урока
Ход урока.
-
Орг.момент (дети стоят) — слайд 1
Здравствуйте. Кого я называю, тот садится. (учитель называет имена детей за экраном). (Восприятие на слух фраз, относящихся к учебной деятельности)
[Как вы меня слышите?] Мы слышим хорошо.
Как ты слышишь, [Алюбина]? Я слышу хорошо.
[Какой сейчас урок?] Сейчас урок развития речи
Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.
Сегодня на уроке мы будем говорить о приметах зимы и весны — об их различиях. Следим за речью, стараемся говорить правильно и четко. на контроле звук С — слайд 2 2.
2.Фонетическая разминка
слайд 3 (чтение учителем, хором, индивидуально) Са – сна пришла весна Су – сну ждём весну Тает _снег, ве_на кра_на, _олнышко лучи_тое.
Посмотрите на картинку (слайд 4). Что на ней изображено (СОСУЛЬКИ). Послушайте, что это звучит? (КАПЛИ, ВОДА) Кто знает, как называется это явление? (КАПЕЛЬ) Правильно, это капель. давайте прочитаем вместе: СОСУЛЬКИ — КАПЕЛЬ. Давайте прочитаем стихотворение (слайд 3) (чтение учителем, хором, детьми) Сверкая, бегут по сосулькам слезинки… И тают сосульки – веселые льдинки.
3.Словарная работа с опорой на картинки.
(Учитель демонстрирует картинки. На картинках изображены времена года).
[Какое это время года?] Верно, садись. (Если ученик не отвечает на вопрос с первого раза, даётся карточка с печатным словом).
4.Работа с табличками
(экран) Выходите к доске. (На доске висят таблички ЗИМА, ВЕСНА) У меня на столе лежат карточки с приметами зимы и весны. Вам нужно прикрепить правильно приметы. КАПЕЛЬ; ТАЕТ СНЕГ; ДЕТИ ЛЕПЯТ СНЕГОВИКА; ПТИЦАМ ГОЛОДНО; СНЕГОПАД; СИЛЬНЫЙ МОРОЗ; ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ ГОЛЫЕ; ПРИЛЕТАЮТ СКВОРЦЫ, ЛАСТОЧКИ, СОЛОВЬИ; ДЕТИ ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ; НА ДЕРЕВЬЯХ РАСПУСКАЮТСЯ ЛИСТЬЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ЦАЕТЫ. Давайте прочитаем приметы весны (чтение по цепочке).
5. Физкультминутка
6. Работа с деформированным текстом.(слайд 5)
/ Работа (проверка) Кого я называю, хлопает в ладоши.
Вы видите рассказ. Вместо некоторых слов картинки. (Слова даны на доске). Подумайте и прочитайте рассказ. Ярко светит (СОЛНЦЕ). (СНЕГ) тает. С крыш домов свисают (СОСУЛЬКИ). Слышна (КАПЕЛЬ). По дорогам бегут (РУЧЬИ). Дети пускают (КОРАБЛИКИ). (Дети читают предложения, заменяя картинку словом).
Сейчас вы будете записывать предложения. Но сперва подготовим пальчики к работе. Приготовьте 10 карандашей. Поднимите правую руку, левую спрячьте за спину. Правой рукой вы собираете по одному все 10 карандашей. А теперь выкладываете по одному карандашу на стол. (Аналогично выполняется левой рукой). (экран) Садитесь, откройте тетради. (Дети записывают предложения в тетради, оказывается помощь).
7. Индивидуальная работа по карточкам.
(Тем детям, которые первые написали предложения, выдаются карточки, ведется работа на голое ухо) Весной солнце (что делает?) … Сосульки (что делают?) … На деревьях почки (что делают?) … Весной птицы (что делают?) … Травка (что делает?) … (тают, бегут, зеленеет, греет, набухают, возвращаются) Совместная проверка — выборочное чтение.
Молодцы! В завершении урока я хочу показать вам видеоролик про весну.
8. Итог урока.
Чем мы занимались на уроке? (Мы повторяли приметы зимы и весны, составляли рассказ, выполняли упражнение). Молодцы. Вы работали отлично.