«Закружилась листва золотая»
Внеклассное мероприятие для 5 класса
Долозова О.И.
учитель русского языка и литературы
МСОУ школа № 10 VIII вида
г. Ступино Московской области
«Закружилась листва золотая»
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса.
Цель: обобщить знания и наблюдения учащихся об изменениях в природе с приходом осени
Задачи:
-
Расширить кругозор учащихся, познакомить с произведениями искусства и народного творчества, посвящённых осени.
-
Развивать интерес к окружающей природе, внимание, память.
-
Воспитывать эстетическое чувство, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
-
Презентация «Закружилась листва золотая»
-
Жетоны в виде осеннего листа
-
Листы бумаги
-
Различные средства рисования (гуашь, акварель, мелки, карандаши)
Оргмомент.
— Какое время года вы любите?
— По данным опроса учащихся нашей школы самое любимое время года – лето. За ним следуют весна и зима. Осень стоит на последнем месте. Почему же вы не любите осень? Ведь в каждом времени года есть своё очарование! Давайте сегодня познакомимся поближе с этим временем года. Мы познакомимся с произведениями русских художников, поэтов и постараемся узнать, действительно ли, осень вызывает только тоску и грусть.
Мероприятие проходит в виде соревнования. За каждый правильный ответ ученики получают жетоны в виде осеннего листа.
Народная мудрость.
— Издавна народ следил за природными явлениями, их взаимосвязи и очень метко отражал свои наблюдения в пословицах, поговорках, приговорках, потешках, песнях. Мы проверим, как вы знаете пословицы, посвящённые осени. Вы должны выбрать из трёх предложенных ответов вариант, который вам кажется наиболее подходящим.
На слайдах 4-8 учащимся даётся пословица. Чтобы появились варианты ответов, нужно щёлкнуть на фигуру с пословицей. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.
-
…. по осени считают.
-
Друзей
-
Цыплят
-
Коров
-
В сентябре одна ягода, да и то горькая … .
-
рябина
-
клюква
-
редька
-
Осенняя … больнее кусает.
-
погода
-
собака
-
муха
-
Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да … .
-
красива
-
сыта
-
холодна
-
… — перемен восемь.
-
Ночь
-
Россия
-
Осень
Осенний аукцион.
— А какие перемены, происходящие в природе с приходом осени, вы знаете?
Учащийся, назвавший примету осени последним получает бонусный жетон.
Поэтическая.
— Осень вдохновляла многих поэтов. Много стихов вы читали, учили наизусть. Проверим, какие вы знатоки поэзии.
На слайдах 10-14 учащимся предлагаются отрывки из стихотворений, которые они должны выразительно прочитать. Лучший чтец получает бонусный жетон.
Для того чтобы появились портрет автора и его фамилия, нужно щёлкнуть по тексту стихотворения. После появления портрета С.Есенина, звучит романс «Отговорила роща золотая». Учащиеся прослушивают и могут по желанию подпеть, заработав, таким образом, бонусный жетон. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.
-
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора. (А. Пушкин)
-
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К. Бальмонт)
-
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
(С. Есенин)
-
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится,
Да стучит в окно. (А. Фет)
-
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлоюполяной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой…(И. Бунин)
Лукошко.
— Осень называют «витаминной порой». Почему? Давайте наполним наше «лукошко» витаминными продуктами.
Учащиеся отгадывают кроссворд (слайд15), зарабатывая жетоны. Все действия на слайде по щелчку. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.
-
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу. (Лук)
-
Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы)
-
Нарядилась Алёна
В сарафанчик зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её? (Капуста)
-
Растут на грядке
Зелёные ветки,
А них красные дети. (Помидоры)
-
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка)
-
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (Свёкла)
-
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи, дружок? (Чеснок)
Художественная.
— Буйство осеннего разноцветья вдохновляло и поэтов, и композиторов. Сколько картин, посвящённых осени написано… Посмотрите на картины русских художников. Вспомните названия картин.
Под отрывок П.Чайковского учащиеся рассматривают картины (слайды 17-21) , вспоминают их названия. Если это вызывает затруднение, дети сами называют картину. Жетон получает самое близкое к оригиналу или самое романтичное название.
Чтобы «вызвать» название картины, следует нажать на фамилию художника. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.
— Произведение, какого композитора звучит? Как оно называется? Назовите другие произведения П. Чайковского.
Юный художник.
— Посмотрите, какие великолепные пейзажи дарит нам осень (слайд 22). Почувствуйте себя художниками и вы! Попробуйте создать картину, изображающую осень.
Учащиеся сами выбирают средства рисования (акварель, мелки, карандаши, гуашь) и пытаются нарисовать картину. Все художники награждаются жетонами.
Заключение.
— Каждое время года по-своему прекрасно! (Слайд 23). С каждым из них мы встречаемся раз в году. По каждому из них мы скучаем и ждём прихода каждого с нетерпением! Давайте же с радостью встретим осень, проведём с ней целых три месяца и с грустью проводим её до следующего года!
Время любое нужно любить…
Нельзя разделять…. надо ценить.
По-своему все времена хороши…
Они ведь частица нашей души!
Подведение итогов.
Использованные ресурсы:
-
http ://www .beenergy .ru /page /986/
-
http ://blogs .mail .ru /mail /artemserj /tag /поэзия
-
http://affet.ru/
-
http ://novosti .sinekrilaya .ru /Статьи/Константин-Бальмонт-Кто— он-« Белый— лебедь— Золотой— орды»?/
-
http ://www .ng .ru /style /2004-11-12/24_bunin .html
-
http ://art -holster .ru /subcat .php ?id =75&p =1
-
http ://holstshop .ru /catalog /countries /rossiya /?page =8
-
http ://arteria .ucoz .ru /photo /280
-
http ://www .booksite .ru /arhiv /vystavki /november 02/zal .htm
-
http ://maxiforum .ru /vremena -goda -v -jivopisi -osen -13204.html
-
http ://s -forum .com .ua /zhivotnye _i _rasteniya /drugie _zhivotnye /12
-
http ://forum .cofe .ru /showthread .php ?t =125740
-
http ://allwood .deal .by /a 2372-ustanovka -dverej .html
-
http ://allwood .deal .by /a 2372-ustanovka -dverej .html
-
http ://www .mebel 3000.ru /wst /rattan /cnt /index .php ?f =p _ware &v =38
-
http ://www .liveinternet .ru /users /3231793/
-
http ://minusovki .mptri .net /pages /127/12789.shtml
-
http://www.megapesni.ru/Files-Skachat-chajkovskij-vremena-goda-ohota-mp3.html
-
http://www.mobilmusic.ru/file.php?id=499615
-
http ://oboi .kards .qip .ru /list /view /1320/5/16/osen .htm
-
http ://shadow 3d .org .ua /post 109297636/
-
http ://www .liveinternet .ru /users /ulakisa /post 115223587/
-
http ://blogs .privet .ru /user /skolopendra ?year =2008&page =4
-
http ://thememaker .ru /themes —profile .18888/0/0/57/
-
http ://chudo —ogorod .ru /osen —vremya —sbora —i —posadki
-
http ://clasno .com /foto .php ?id =1717
-
http://www.all-biz.info/ru/buy/goods/?category=129
-
http://www.samaratoday.ru/news.php?id=170347
-
http://www.do20.ucoz.ru/index/maski_dlja_lica/0-6
-
http://gazeta.ua/index.php?id=333467&lang=ru
-
http://www.catalog.horeca.ru/news/operator/118/
-
http://www.food-f.ru/catalog/r20666-page2.html
-
http://fotki.yandex.ru/users/z5418/view/4795/