Интегрированный урок — игра окружающего мира и истории в 4 классе.
Разработали: Селиверстова С.С. — учитель истории и обществознания, Бердникова Т. А. — учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №184 Калининского района города Санкт-Петербурга.
Тема урока: «Первобытный мир — первые шаги человечества»
Цели:
Образовательная: формирование представлений об эпохе Первобытного мира;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к труду, воспитание взаимопомощи;
Развивающая: развитие умения находить, формулировать и решать проблему урока, развивать умение работать с иллюстрациями, с картами, с таблицами, схемами, формулировать несложные выводы
Задачи:
-
Узнать о времени появления первых людей.
-
Проследить расселение первобытных людей по планете.
-
Выявить достижения людей Первобытного мира.
Форма урока: игра – исследование
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
Терминологическая составляющая: первобытность, человеческое стадо, родовая община, искусство, религия.
Оборудование: ИКТ, презентация, контурная карта, «своя игра», таблицы, оценочные листы.
Ход урока.
Организационный момент.
1 этап. Учитель начальных классов начинает урок.
Вступительное слово учителя. Знакомство с новым учителем истории, с учениками 7б класса. Заранее на столах стоят названия команд (5), связанных с темой урока.
У вас на столах лежат листы самооценки, в них после каждого задания вы должны оценить работу всей своей группы. Я попрошу капитанов представить свои команды. (Капитаны встают и называют свою команду).
Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером – на трех? ( Ответ – Человек) (слайд 1)
-Происхождение человека – предмет научных дискуссий. Человечество развивается долго и неравномерно.
-Давайте мы посмотрим с вами сценку и попробуем сформулировать тему урока.
Сценка:
Выходит к доске вдова охотника и начинает разжигать огонь, говорит, что очень трудно ей стало после смерти мужа, детей приходится воспитывать одной, в этот момент два ее сына собираются на охоту, прощаются с мамой, и просят сестер нарисовать животных, чтоб удача сопутствовала им на охоте. Старшая дочь сшивает иглой кожу для жилетки. Две дочери рисуют наскальные рисунки…
Мама разжигает огонь, ставит котел и ждет сыновей. Приходят ее дети и приносят добычу, начинают ее делить, а дочери показывают свои работы. Потом все участники расходятся как помощники по командам.
Учитель начальных классов
Формулирование с учащимися темы урока.
—Давайте, ребята, попробуем сформулировать тему нашего урока, что вы увидели расскажите, посмотрите на названия ваших команд?
Первобытный мир — первые шаги человечества. (Слайд 2, с названием темы)
А какой проблемный вопрос мы можем поставить…..Можно ли эпоху Первобытного мира назвать «детством человечества»?
(Слайд 3 проблемный вопрос)
Учитель истории.
2 этап: Слайды 4-18, картинки первобытного и современного мира. Слайд 19 с правильными ответами
Задание:
-А чем первобытный период отличается от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня на уроке в форме игры «Исторический поединок».
-Сейчас вы возьмете лист с таблицей « Первобытный и современный мир», и просматривая слайды, должны будите разместить номера, которые даны рядом с картинками расставить в таблицу, а затем сами себя и проверите.
Оцените работу в своей группе в листах самооценки.
После этого проектор выключается!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Учитель начальных классов
3 этап « работа с учебником» Каждой команде выдается в конверте вопрос, связанный с работой в учебнике или в рабочей тетради.
Капитаны подходят и выбирают конверты, дается 3 мин на поиск информации и 2 мин на представление ответа.
1 команда. Составить краткий рассказ чему научились первобытные люди? Стр 50. Учебника (по картинкам)
2 команда. Что считалось добром и злом в первобытном мире, объяснить на примерах? Стр.50-51 учебника
3 команда. Составьте рассказ, как выглядели первобытные люди и выполните задание в рабочей тетради 2Н и2 П? стр.33
4 команда. Тетрадь стр. 34-35 Задание 5.
Оцените работу своей группы в листах самооценки.
А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Заранее включается проектор перед физминуткой!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
4 этап: Физминутка. – слайд 20 «Эволюция человека»
-Звучит музыка, «Если б не было школ…»
Учитель начальных классов
Стр 32 №1
Учитель истории
5 этап: «Своя игра».
-Каждой команде дается по 3 вопроса на закрепление нашей темы. Отвечать надо четко и быстро. Если не знаете ответ, то помочь может другая команда.
Далее презентация «Своя игра»
ИТАК, НАЧНЕМ. Все внимание на проектор.
Оцените работу своей группы.
Учитель начальных классов
6 этап «Сделай вывод»:
—Что мы сегодня нового узнали на уроке?
-Почему люди должны жить и трудиться сообща?
-Что вам известно о достижениях первобытного общества?
-Чем эта эпоха похожа на детство ребенка?
Учитель истории:
-А какую песню мы слушали сегодня на уроке на физминутке? ( Если б не было школ. А как нашу тему урока можно связать с песней?
Так можно ли ответить теперь на проблемный вопрос: Первобытный мир можно назвать «детством человечества»? Слайд 21. (получали знания о мире, учились в нем жить, общаться, готовить еду, строить жилье)
Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради стр. 34. Номер 3 полностью. Стр. 35 №5П.
Желающим кроссворд.