Урок № 54

Дата: 05.04.2014 г.

География материков и океанов

7 класс

Тема: § 49-50 Обобщение по теме «Природные зоны Африки»

Цель: закрепление, обобщение и систематизация знаний и умений в занимательной форме по теме «Природные зоны Африки».

Ресурсы: карта “Природные зоны Африки”, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс,

интерактивная доска.

Ключевые слова: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни, субтропические жестколистные леса.

Обратить внимание на работу учащихся с разным уровнем знаний.

Ожидаемые результаты:

Совершенствовать умения работать в группах самостоятельно.

Знать:

Содержание понятий: ПК, природная зона, широтная зональность, высотная поясность.

Роль климата и рельефа в формировании природных зон.

Примеры взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы в природной зоне.

Особенности смены природных зон на материке.

Уметь:

Определять по карте природные зоны Африки и особенности их размещения.

Сопоставлять карту климатических поясов с картой природных зон, формулировать выводы.

Этапы проведения урока

Деятельность учителя

Предполагаемые действия учеников

Приветствие

Учитель приветствует детей, улыбаясь, создает атмосферу сотрудничества.

Учащиеся приветствуют учителя.

Деление на группы по расчету 1-й, 2-ой

Учитель просит учащихся рассчитаться на 1-й, 2-ой и разделиться на группы.

Учащиеся делятся на 2 группы.

Психологический настрой

Психологический настрой (тренинг):

Дорогие ребята!

Посмотрите на рядом сидящего справа ученика. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. И мне очень приятно с тобой работать в одной группе.

Учащиеся приветствуют и говорят комплименты друг другу.

Знакомство с критериями оценивания учащихся Таблица № 6 «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» — 1 мин.

При групповой форме работы учитель осуществляет оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (таблица6).

Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать

(2-6 учащихся).

Участие в составлении и утвердении критериев оценивания учащихся.

Сообщение учителем темы урока.

Цели урока формулируют сами учащиеся – 1 мин

— Итак, ребята, тема нашего урока сегодня — это повторение по теме «Природные зоны Африки». Давайте подумаем, каковы же цели нашего урока. Если у нас с вами повторение, обобщение материала, что мы с вами должны делать сегодня на уроке.

Цели урока формулируют учащиеся.

Мотивационный этап

— Итак, ребята, для того, чтобы повторить природные зоны Африки и устранить пробелы в своих знаниях, если они есть, мы сейчас делимся на небольшие группы. Каждая группа самостоятельно выполняет одно общее для всех задание.

Прием «Ромашка Блума» —10 мин.

Предоставление учащимся рекомендаций по составлению вопросов.

Составить вопросы:

«Шесть лепестков — шесть типов вопросов».

1-я группа «Влажные экваториальные леса»

2-я группа «Саванны и редколесья»

Учащиеся в группе составляют вопросы.

Рефлексия – 1 мин.

Учитель задает вопросы:

  1. Составление каких вопросов были наиболее сложными?

  2. Насколько эта работа была для вас полезна?

Учащиеся отвечают:

Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы.

Работа была для них по-настоящему полезна, и аргументировали это тем, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал.

Прием

«Внутренний и внешний круг» Вопросы по домашнему заданию –

12 мин.

Учитель просит учащихся двух групп образовать два круга: внутренний и внешний.

Учащиеся одной группы (внешний круг) задают вопросы представителям (внутренний круг) другой группы, составленные вопросы «Шесть лепестков — шесть типов вопросов».

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний.

Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.

Учащиеся из «внешнего круга» передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами, пока шесть типов вопроса не будут заданы. Затем «внешний круг» меняется местом с «внутренним кругом». Продолжается та же работа с вопросами.

Составление синквейна:

1 группа — гилея

2 группа – саванна

  1. Ребятам предлагается составить четверостишие из 1 существительного, 2 прилагательных, 3 глаголов и 1 фразы, состоящую из 4-х слов (высказывания), 5 строка – синоним ключевого слова.

  2. Учитель просит каждую группу составить синквейны:

1 группа – гилея

2 группа — саванна

  1. Затем все вместе к слову на тему «Пустыня» составляют синквейн.

Составляют синквейны.

  • Гилея

Непроходимая многоярусная

Поражает, удивляет, обвивает, Экваториальный лес — родина ценных растений.

  • Саванна

Желтая, зелёная

Засыхает, выгорает, расцветает

Саваннаэто высокотравная степь.

  • Пустыня

Каменистая, песчаная

Испепеляет, обжигает, иссушает Страна жажды, палящего зноя.

Прием

«Партнеры для беседы» (стратегия создание диалога , обсуждение до 2-х мин.)

«Обсудите это со своим партнером для беседы»

Учитель задает вопросы каждой паре учащихся вопросы для обсуждения на тему «Тропические пустыни Африки»:

  1. Как растения пустынь приспособились к условиям засухи? (простой вопрос)

  2. Почему в Сахаре образуется хамада? (объясняющий вопрос)

  3. Почему жители Сахары подвержены простудным заболеваниям? (объясняющий вопрос)

  4. Как бы ты описал уникальность растения вельвичия? (творческий вопрос)

  5. Чем отличается глинистая пустыня от песчаной пустыни? (оценочный вопрос)

  6. Что можно сделать для того, чтобы остановить наступление песков Сахары?

(практический вопрос)

Обсуждают определенные вопросы: делятся идеями и обосновывают их друг для друга; а также согласовывают то, что будет сказано классу об их идеях.

Эссе «В какую природную зону я хотел(а) бы поехать? Почему?» — 8 мин.

Учитель просит учащихся написать эссе

«В какую природную зону я хотел(а) бы поехать? Почему?»

Учащиеся пишут эссе.

Географический диктант

(работа с таблицей) –

3 мин.

Учитель: «И в завершении урока мне хотелось бы проверить ваши знания, для этого возьмите лист и напротив природных зон Африки поставьте цифры тех признаков, которые для них характерны».

Учащиеся заполняют таблицу

Взаимопроверка «Географического диктанта» — 3 мин.

Учитель просит учащихся обменяться работой и проверить работу друг друга.

Учащиеся обмениваются работой, проверяют и оценивают работу друг друга (зачитывают вслух и оценивают).

Рефлексия

Ребята, мы с вами сказали, что в конце урока подведем итоги.

Как вы считаете, справились ли мы с нашей целью, которую сами поставили себе в начале урока. Как вы думаете? (Что еще мы смогли с вами сделать?)

Продолжите, пожалуйста, следующее предложение: «Мне сегодня было интересно …»

Учащиеся делятся впечатлениями

Инструктаж домашнего задания -1 мин.

§ 49-50, составить вопросы для игры «Верно» — «Неверно»

Учащиеся записывают д/з в дневниках.

Оценивание индивидуальной деятельности ученика Таблица № 6

1.При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (таблица6).

Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся).

ФИО учеников

1.

Кристина

2.

Санжар

3.

Александр

4. Дмитрий И.

5.

Алина М.

6.

Руслан

7.

Владислав

8.

Лазарь

9.

Ұлантай

10.

Малика

11.

Алина Ц.

12.

Нурали

13.

Дмитрий Ч.

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

Предлагает идеи

+

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные

идеи, информацию)

Помогает участникам группы

+ +

Внимательно слушает и задает вопросы

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

+ +

Работает в группе, сосредоточившись

на поставленном учебном задании

Общий балл

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here