Дата: 05.04.2014 г. | ||||
География материков и океанов | 7 класс | |||
Тема: § 49-50 Обобщение по теме «Природные зоны Африки»
| ||||
Цель: закрепление, обобщение и систематизация знаний и умений в занимательной форме по теме «Природные зоны Африки».
| ||||
Ресурсы: карта “Природные зоны Африки”, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс, интерактивная доска. | Ключевые слова: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни, субтропические жестколистные леса.
| |||
Обратить внимание на работу учащихся с разным уровнем знаний. | ||||
Ожидаемые результаты: Совершенствовать умения работать в группах самостоятельно. Знать: Содержание понятий: ПК, природная зона, широтная зональность, высотная поясность. Роль климата и рельефа в формировании природных зон. Примеры взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы в природной зоне. Особенности смены природных зон на материке. Уметь: Определять по карте природные зоны Африки и особенности их размещения. Сопоставлять карту климатических поясов с картой природных зон, формулировать выводы. | ||||
Этапы проведения урока | Деятельность учителя | Предполагаемые действия учеников | ||
Приветствие | Учитель приветствует детей, улыбаясь, создает атмосферу сотрудничества. | Учащиеся приветствуют учителя. | ||
Деление на группы по расчету 1-й, 2-ой
| Учитель просит учащихся рассчитаться на 1-й, 2-ой и разделиться на группы. | Учащиеся делятся на 2 группы.
| ||
Психологический настрой | Психологический настрой (тренинг): Дорогие ребята! Посмотрите на рядом сидящего справа ученика. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. И мне очень приятно с тобой работать в одной группе. | Учащиеся приветствуют и говорят комплименты друг другу.
| ||
Знакомство с критериями оценивания учащихся Таблица № 6 «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» — 1 мин. | При групповой форме работы учитель осуществляет оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (таблица № 6). Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся). | Участие в составлении и утвердении критериев оценивания учащихся. | ||
Сообщение учителем темы урока. Цели урока формулируют сами учащиеся – 1 мин | — Итак, ребята, тема нашего урока сегодня — это повторение по теме «Природные зоны Африки». Давайте подумаем, каковы же цели нашего урока. Если у нас с вами повторение, обобщение материала, что мы с вами должны делать сегодня на уроке. |
Цели урока формулируют учащиеся. | ||
Мотивационный этап
| — Итак, ребята, для того, чтобы повторить природные зоны Африки и устранить пробелы в своих знаниях, если они есть, мы сейчас делимся на небольшие группы. Каждая группа самостоятельно выполняет одно общее для всех задание. |
| ||
Прием «Ромашка Блума» —10 мин.
| Предоставление учащимся рекомендаций по составлению вопросов. Составить вопросы: «Шесть лепестков — шесть типов вопросов». 1-я группа «Влажные экваториальные леса» 2-я группа «Саванны и редколесья»
| Учащиеся в группе составляют вопросы. | ||
Рефлексия – 1 мин.
| Учитель задает вопросы:
| Учащиеся отвечают: Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы. Работа была для них по-настоящему полезна, и аргументировали это тем, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал. | ||
Прием «Внутренний и внешний круг» Вопросы по домашнему заданию – 12 мин. | Учитель просит учащихся двух групп образовать два круга: внутренний и внешний. Учащиеся одной группы (внешний круг) задают вопросы представителям (внутренний круг) другой группы, составленные вопросы «Шесть лепестков — шесть типов вопросов».
| Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из «внешнего круга» передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами, пока шесть типов вопроса не будут заданы. Затем «внешний круг» меняется местом с «внутренним кругом». Продолжается та же работа с вопросами. | ||
Составление синквейна: 1 группа — гилея 2 группа – саванна
|
1 группа – гилея 2 группа — саванна
| Составляют синквейны.
Непроходимая многоярусная Поражает, удивляет, обвивает, Экваториальный лес — родина ценных растений.
Желтая, зелёная Засыхает, выгорает, расцветает Саванна — это высокотравная степь.
Каменистая, песчаная Испепеляет, обжигает, иссушает Страна жажды, палящего зноя. | ||
Прием «Партнеры для беседы» (стратегия создание диалога , обсуждение до 2-х мин.) | «Обсудите это со своим партнером для беседы» Учитель задает вопросы каждой паре учащихся вопросы для обсуждения на тему «Тропические пустыни Африки»:
(практический вопрос)
|
Обсуждают определенные вопросы: делятся идеями и обосновывают их друг для друга; а также согласовывают то, что будет сказано классу об их идеях.
| ||
Эссе «В какую природную зону я хотел(а) бы поехать? Почему?» — 8 мин. | Учитель просит учащихся написать эссе «В какую природную зону я хотел(а) бы поехать? Почему?» | Учащиеся пишут эссе. | ||
Географический диктант (работа с таблицей) – 3 мин. | Учитель: «И в завершении урока мне хотелось бы проверить ваши знания, для этого возьмите лист и напротив природных зон Африки поставьте цифры тех признаков, которые для них характерны». | Учащиеся заполняют таблицу | ||
Взаимопроверка «Географического диктанта» — 3 мин. | Учитель просит учащихся обменяться работой и проверить работу друг друга. | Учащиеся обмениваются работой, проверяют и оценивают работу друг друга (зачитывают вслух и оценивают). | ||
Рефлексия | Ребята, мы с вами сказали, что в конце урока подведем итоги. Как вы считаете, справились ли мы с нашей целью, которую сами поставили себе в начале урока. Как вы думаете? (Что еще мы смогли с вами сделать?) Продолжите, пожалуйста, следующее предложение: «Мне сегодня было интересно …» | Учащиеся делятся впечатлениями | ||
Инструктаж домашнего задания -1 мин. | § 49-50, составить вопросы для игры «Верно» — «Неверно» | Учащиеся записывают д/з в дневниках. |
Оценивание индивидуальной деятельности ученика Таблица № 6
1.При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (таблица № 6).
Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся).
1. Кристина | 2. Санжар | 3. Александр | 4. Дмитрий И. | 5. Алина М. | 6. Руслан | 7. Владислав | 8. Лазарь | 9. Ұлантай | 10. Малика | 11. Алина Ц. | 12. Нурали | 13. Дмитрий Ч. | |
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предлагает идеи | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помогает участникам группы |
|
|
|
|
|
|
| + + |
|
|
|
|
|
Внимательно слушает и задает вопросы |
| — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) | + + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|