Урок внеклассного чтения

в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»

Тип урока: комбинированный.

Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести).

Цели урока:

  1. образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов;

  2. развивающая: развитие речи учащихся;

  3. воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.

Подготовка к уроку:

  1. организация домашнего задания;

  2. самостоятельное чтение повести;

  3. нарисовать иллюстрации;

  4. ответить на вопросы:

    • какие чувства вы испытывали, прочитав повесть?

    • какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ.

    • как вы понимаете, что такое зло и что такое добро?

    • какие художественные средства использует автор при описании героев?

  5. индивидуальные задания для учеников – консультантов:

    • сообщение о жизни писателя;

    • подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста;

    • выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака», С.Никулина «Белый Бим»;

    • составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».

Оформление доски:

  1. презентация урока;

  2. выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»;

  3. эпиграфы к уроку.

ХОД УРОКА

  1. Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2.

  2. Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать слайд 3;

  • Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт потому, что есть книги, питающие надежду.

Г.Н.Троепольский

  • В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.

Г.Н.Троепольский

  1. Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»;

  2. Учитель:

— Здравствуйте!

Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?…
(Л. Новикова)

  1. Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним);

  2. Словарная работа:

Добро — категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности.

Зло — категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее отрицательные нравственные ценности.

  1. Вопросы к тексту:

  • Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом?

  • Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?

— каким видел Бим хозяина?

— почему Иван Иванович привязался к Биму?

  • Как шло взросление Бима?

  • К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина?

  • Каких плохих (злых) людей встречает Бим?

  • Как меняется его состояние после встречи?

  • Кто для Бима является олицетворением добра?

  1. Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8);

  2. Индивидуальное задание: ученик комментирует путь – схему «Поиски хозяина»;

  3. Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:

— Ребята, что происходит с Толиком после этого эпизода?

— Умеют ли животные плакать как люди?

— Найдите и зачитайте когда впервые Бим заплакал?

11. Как автор художественными средствами раскрывает чувства Бима? (слайды 10,11,12,13,14)

  • Символ дверь

  • Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество

  • «Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим… Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии…»

  • Двойные, тройные определения:

  • одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс», «добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками», «что-то незнакомое, таинственное».

Цветные эпитеты:

  • «…дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье», «…с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике…», «в сером пиджаке».

Сравнения:

  • «седой, как снег» Иван Иванович; «Серый человек храпит, как заяц под берлогой…», «Серый врал, как заправский сочинитель».

Метафоры:

  • «…ветки… будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь… Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми…» «лес вздохнул»

  • Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на земле!)

12. Выводы по уроку: (слайд 15)

Следы Бима на земле:

  • Хрисан Андреевич и Алеша;

  • Толик и родители Толика;

  • Толик и Алеша;

  • Собаколовы и собака Лохматка;

  • «…большой город заговорил о Биме».

Новый Бим. Надежда (слайд 16):

    • «Добрых людей много».

    • «Дружба и доверие не покупаются и не продаются»…

    • «Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов…»

13. Памятник собаке (слайд 17);

Ученик читает стихотворение на фоне музыки:

С грустью брожу я по городу,

Озадачен вопросом одним:

«Где же разыскать эту гордую

Собаку, по имени Бим!..»

Мне в твоё ухо бы чёрное

Прошептать, как ты мною любим,

Мысли твои я прочёл бы я,

Ты – друг мой, ты – ласковый Бим,

Город встречается с вечером,

И трамваи проходят звеня.

Ищет тепла человеческого

Мой Бим. Так ищи же меня!»

С.Никулин «Белый Бим»

14. Слово учителя. Вы помните, ребята: Толик найдёт Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?

(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед злом…)

Почему (Он верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…)

как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним?

Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для собак.

Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»). Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова.

Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина:

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим, Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный день и под вечер,

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим, Белый Бим…

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте,

И душою незрячих

Научи доброте.

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»?

Обобщение. Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим

качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте.

Какой след в душе у вас оставила книга, ребята?

(Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно внутри… Как много злых людей…)

Заключительное слово учителя: Мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим: чувство печали не терпит громкоголосья…

Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению».

15. Домашнее задание.

Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести (раздаточный материал предлагается каждому ученику).


Цитаты из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», 1971

Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь — смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла.

Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние.

Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.

Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись — тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся.

Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех «китов»: «нельзя», «назад», «хорошо».

Совесть… От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно.

Доброта, безграничное доверие и ласка — чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество — подхалимаж.

И ложь бывает святой, как правда… Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.

Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь.

Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

Укор мертвых — самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику.

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here