Урок внеклассного чтения
в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»
Тип урока: комбинированный.
Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести).
Цели урока:
-
образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов;
-
развивающая: развитие речи учащихся;
-
воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
Подготовка к уроку:
-
организация домашнего задания;
-
самостоятельное чтение повести;
-
нарисовать иллюстрации;
-
ответить на вопросы:
-
какие чувства вы испытывали, прочитав повесть?
-
какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ.
-
как вы понимаете, что такое зло и что такое добро?
-
какие художественные средства использует автор при описании героев?
-
-
индивидуальные задания для учеников – консультантов:
-
сообщение о жизни писателя;
-
подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста;
-
выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака», С.Никулина «Белый Бим»;
-
составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».
-
Оформление доски:
-
презентация урока;
-
выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»;
-
эпиграфы к уроку.
ХОД УРОКА
-
Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2.
-
Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать слайд 3;
-
Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт потому, что есть книги, питающие надежду.
Г.Н.Троепольский
-
В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.
Г.Н.Троепольский
-
Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»;
-
Учитель:
— Здравствуйте!
Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?…
(Л. Новикова)
-
Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним);
-
Словарная работа:
Добро — категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности.
Зло — категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее отрицательные нравственные ценности.
-
Вопросы к тексту:
-
Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом?
-
Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?
— каким видел Бим хозяина?
— почему Иван Иванович привязался к Биму?
-
Как шло взросление Бима?
-
К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина?
-
Каких плохих (злых) людей встречает Бим?
-
Как меняется его состояние после встречи?
-
Кто для Бима является олицетворением добра?
-
Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8);
-
Индивидуальное задание: ученик комментирует путь – схему «Поиски хозяина»;
-
Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:
— Ребята, что происходит с Толиком после этого эпизода?
— Умеют ли животные плакать как люди?
— Найдите и зачитайте когда впервые Бим заплакал?
11. Как автор художественными средствами раскрывает чувства Бима? (слайды 10,11,12,13,14)
-
Символ дверь
-
Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество
-
«Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим… Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии…»
-
Двойные, тройные определения:
-
одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс», «добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками», «что-то незнакомое, таинственное».
Цветные эпитеты:
-
«…дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье», «…с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике…», «в сером пиджаке».
Сравнения:
-
«седой, как снег» Иван Иванович; «Серый человек храпит, как заяц под берлогой…», «Серый врал, как заправский сочинитель».
Метафоры:
-
«…ветки… будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь… Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми…» «лес вздохнул»
-
Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на земле!)
12. Выводы по уроку: (слайд 15)
Следы Бима на земле:
-
Хрисан Андреевич и Алеша;
-
Толик и родители Толика;
-
Толик и Алеша;
-
Собаколовы и собака Лохматка;
-
«…большой город заговорил о Биме».
Новый Бим. Надежда (слайд 16):
-
«Добрых людей много».
-
«Дружба и доверие не покупаются и не продаются»…
-
«Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов…»
13. Памятник собаке (слайд 17);
Ученик читает стихотворение на фоне музыки:
С грустью брожу я по городу,
Озадачен вопросом одним:
«Где же разыскать эту гордую
Собаку, по имени Бим!..»
Мне в твоё ухо бы чёрное
Прошептать, как ты мною любим,
Мысли твои я прочёл бы я,
Ты – друг мой, ты – ласковый Бим,
Город встречается с вечером,
И трамваи проходят звеня.
Ищет тепла человеческого
Мой Бим. Так ищи же меня!»
С.Никулин «Белый Бим»
14. Слово учителя. Вы помните, ребята: Толик найдёт Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?
(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед злом…)
Почему (Он верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…)
как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним?
Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для собак.
Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»). Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова.
Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина:
Слышу – выстрел стихает
Над простором лесным…
А мне кажется – лает
Белый Бим, Белый Бим.
И доверчиво смотрит
В человечьи глаза,
Будто вовсе не помнит
Ни скитаний, ни зла.
В ясный день и под вечер,
Под ненастьем любым
Выбегает навстречу
Белый Бим, Белый Бим…
Дай обидчику сдачу
И не сгинь в темноте,
И душою незрячих
Научи доброте.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»?
Обобщение. Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим
качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте.
Какой след в душе у вас оставила книга, ребята?
(Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно внутри… Как много злых людей…)
Заключительное слово учителя: Мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим: чувство печали не терпит громкоголосья…
Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению».
15. Домашнее задание.
Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести (раздаточный материал предлагается каждому ученику).
Цитаты из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», 1971
Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь — смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла.
Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние.
Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.
Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись — тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся.
Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех «китов»: «нельзя», «назад», «хорошо».
Совесть… От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно.
Доброта, безграничное доверие и ласка — чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество — подхалимаж.
И ложь бывает святой, как правда… Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.
Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь.
Дружба и доверие не покупаются и не продаются.
Укор мертвых — самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику.