учебно-дидактический занимательный материал |
|
Краткая аннотация: учебно-дидактический занимательный материал поможет детям младшего школьного возраста не только научиться наблюдать за животными, растениями, природными явлениями; увидеть красоту и разнообразие окружающего мира, но и расширить кругозор учащихся, развить их память, внимание, мышление, речь. |
|
Бондаренко Алевтина Анатоьльевна
Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 236 г.Знаменск»
|
|
|
Краткая аннотация: учебно-дидактический занимательный материал поможет детям младшего школьного возраста не только научиться наблюдать за животными, растениями, природными явлениями; увидеть красоту и разнообразие окружающего мира, но и расширить кругозор учащихся, развить их память, внимание, мышление, речь.
Учебный предмет: окружающий мир
Уровень образования школьников: учащиеся начальных классов общеобразовательной школы.
Форма учебной работы: дополнительный материал может быть использован как на уроке, так и в группе продлённого дня, на экскурсии, прогулке или для проведения КВН и других внеклассных мероприятий.
Описание разработки: в данной методической разработке на учебно-дидактическом и занимательном материале рассматриваются объекты и явления ближайшего окружения ребёнка, устанавливаются простейшие связи в природе; в пособии представлены задания на смекалку и кроссворды, готовые тесты, дополнительные материалы по природным зонам России, загадки и игры. Материал расположен так, что может быть использован как полностью, так и частично для составления тестов, индивидуальных карточек с учётом разных уровней обученности учащихся.
Приобретаемые навыки детей:
Дети совершенствуют умения наблюдать, сравнивать, делать свои выводы, развивают мышление и внимание, эрудицию, смекалку. Самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, отгадывают кроссворды. Ребята учатся понимать, осмысливать услышанное.
Особенности роли учителя и учащихся:
нестандартный занимательный материал помогает учителю и учащимся работать творчески, вызывают живой интерес к окружающему миру. Игровой способ защищает учителя и учеников от однообразия в проведении урока. Учащиеся подводятся к пониманию и раскрытию таких суждений, как «природные зоны», «животные и растения», знакомятся не только с отдельными объектами окружающего мира, но и с их группами, осознавая тождественность, общность и различие их представителей. Этот практический материал помогает в проведении устного счета.
Еще Я.А Каменский призывал всматриваться в природу и устраивать школу так, как если бы её устроил не человек, а сама природа. Все подобранные материалы тесно связаны с жизнью человека и природы.
Учитель выступает организатором всего учебного процесса.
Урочная жизнь дополняется полноценными впечатлениями о себе, о других, о природе, о связях всего этого между собой. Ученическая жизнерадостность помогает в проведении уроков.
В тоже время у детей складывается личностное видение трудности, возникает самостоятельная ориентация в ее содержании. А личностное видение тянет за собой личностную решимость её преодолеть. Такая решимость удваивает силы. Стремление справиться с поставленной задачей идет у детей изнутри и поддерживается собственным видением трудности и пониманием критериев оценки своей работы. Формируется ответственность за качество работы. Ответственные действия участников являются основой успехов учителя.
Давай погуляем по нашей планете,
Отправимся прямо сейчас, не робей,
Посмотрим, а что происходит на свете,
На птиц необычных и наших зверей.
Дружок, в викторине сегодня у нас
О зонах природных ведется рассказ.
Тебе отгадать непременно придется,
О ком же сегодня рассказ наш ведется.
Теперь на вопросы , дружок, отвечай
И разные зоны скорей вспоминай.
Ведь ты их немало учил, согласись.
Итак, начинаем, за ручку берись!
Леса.
Деревья высокие, травы, кусты…
Не зная дороги, заблудишься ты.
В лесу незнакомом внимательней будь,
Тогда очень просто отыщется путь.
А лес тебе может ещё подсказать:
Где север, где юг, тут несложно узнать.
И летом в лесу хорошо, и зимой,
Здесь дышится легче, здесь воздух иной.
Пройдешься по лесу осенней порой-
С лесными дарами вернёшься домой.
Проблемные вопросы.
-
Составить пищевые цепи по рассказу.
Рассмотрим коротко, как перераспределяется между животными леса органика, созданная растениями. Несмотря на бедность растительного напочвенного покрова, в лесной подстилке обитает довольно много животных. В лесу встречаются кучи-гнёзда рыжего лесного муравья, а, кроме того, в старых пнях живут самые крупные у нас чёрные муравьи-древоточцы. Лесная подстилка буквально кишит от мелких клещей, которые поедают растительный опад — опавшие с веток листья. Всё это множество беспозвоночных выполняет важную лесную работу — переработку ежегодного растительного опада и создание почвенного слоя. Свою лепту вносят и лесные дождевые черви-мокрицы. Среди этих мелких организмов находятся такие же небольшие хищники. Они заняты охотой, это хищные клещи, паучки и сенокосцы.
Конечно, все эти мелкие животные сами являются богатым кормом для более крупных. Обычно за ними охотятся землеройки — обычные остроносые зверьки. Всех их относят к специальному отряду — насекомоядных. Самые крупные представители этого отряда в наших лесах — это крот и ёж. Крот роет свои бесконечные ходы на лесных опушках и полянах. Перекапывая землю, он поедает из неё множество дождевых червей, насекомых и их личинок, особенно много личинок хрущей и проволочников. Можно сказать, что вся жизнь крота состоит из копания и поедания.
Ёжик землю не роет, а бегает по лесу, среди травы, около пней ловит крупных насекомых — жуков, кузнечиков. При случае он может поймать и съесть лягушку. Множество их обитает по лесным опушкам и низинам, где влажность повыше. Ест ёжик и мышей, этот агрессивный зверёк нападает даже на змей, прикрываясь своими колючками, как панцирем. А вот ни яблок, ни сушеных грибов на колючках этот зверёк не носит, запасов на зиму он тоже не делает! Всю зиму он пребывает в спячке, соорудив гнездо из травы и листьев где-нибудь под лесным кустом. Да и зачем ему сушеные грибы, когда этот зверёк насекомоядный и предпочитает всякую лесную живность.
2. Составить пищевые цепи по рассказу.
В лесной подстилке обитают и другие потребители насекомых и лягушек. Это мелкие лесные грызуны — мыши. Конечно, едят они, в основном, семена и другую растительную пищу, но и от живой не отказываются. А лесные мышовки — длиннохвостые лазающие зверьки, внешне похожие на мышей, но более родственные степному тушканчику, очень любят поесть насекомых. Более растительноядные здесь другие грызуны — лесные полёвки. Они и внешне отличаются от мышей, мордочки у них не заостренные, ушей почти не видно в шерсти, а хвостик коротенький и заросший волосками (вспомните длинный мышиный хвост). Полёвки невелики, все рыженькие, их виды так и названы: рыжая, красная и красно-серые полёвки (общее название у них у всех — рыжие лесные полёвки)
Итак, хоть невелика напочвенная растительность в лесу, но кормит она большое количество мелких и средних растительноядных животных. Они, в свою очередь, служат пищей ещё более крупным обитателям леса, часто имеющим смешанный корм — растительный и животный.
Природоведческая игротека «Наши пернатые друзья».
«Ну-ка, прочитай!»
Прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
ДИБКЕБРИШГАШЛКЛЧ (Дергач)
ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ (Зяблик)
БИВХЕРАВСХАКСУТИ (Беркут)
КАГРЛКНУРОПОАНЫШ (Глупыш)
СИМОРЛУМСРЯПУКИА (Оляпка)
ПОВТИОКЩЬТКЬУВХА (Пищуха)
«А я всё помню»
Это игра — состязание между двумя играющими. Они должны повторить названия птиц в той же последовательности, в которой они вводились в игру.
Например:
«Воробей»,- говорит первый. «Воробей, дятел», — говорит второй. «Воробей, дятел, гусь», — говорит первый и т.д.
«Типография»
В игре участвуют две команды по 15 человек.
Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами: АВГЕИКЛНОПРСЦЧЯ.
Каждому играющему прикрепляют свою букву. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав её, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать отгадку. Очко присуждается команде, которая быстрее правильно построится.
ЗАГАДКИ
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне, вскачь,
А зовётся птица …(грач).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля …
Узнаёте? Это … (цапля).
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс … (павлин).
Мы построили вдвоём
Для гостей весёлый дом,
Но верней сказать — дворец.
Прилетай скорей, …(скворец).
Кроссворд
-
Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (Ёж).
-
Зимой спит, летом улей ворошит. (Медведь).
-
Рыжий маленький зверёк, с ветки-прыг, на ветку-скок. (Белка).
ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ
Журавлиный хвост
Даже издали видно, какой хвост у журавля: большой и пышный. Степенно выхаживает журавль, а роскошный хвост его колышется и шелковисто поблёскивает. Но вот журавль испугался, побежал, распахнул широкие крылья, взлетел и … хвост исчез! Вместо пышного большого и хвоста торчит неказистый хвостик. Что случилось?
(Случилось то, что и должно было случиться: мы увидели в полёте настоящий хвост журавля, а он у него маленький! А то, что мы принимаем за хвост — совсем не хвост, а длинные перья с боков и спины. На земле они складываются большим султаном и прикрывают настоящий хвост совсем не такой красивый, как ложный, но зато настоящий).
Заяц-беляк
Птица зеленушка — зелёная, у славки-черноголовки и вправду головка чёрная. И, стало быть, зайцу-беляку положено белым быть. А он не белый! Сколько раз ребята зайцев в лесу встречали — все как один бурые. Вовсе не зайцы-беляки, а зайцы-буряки. Почему так получается?
(Известно, почему: в лесу ребята чаще бывают летом, а летом заяц и в самом деле бурый. Другое дело зимой! Зимой заяц как снежный ком, не сразу его на снегу увидишь. Настоящий заяц-беляк! Хотите увидеть такого зайца отправляйтесь в лес зимой. Может, и повезёт)
Лесная хатка
Кто-то построил из брёвен хатку на берегу, щели как и положено, мхом заткнул, глиной замазал. Хороша получилась хатка, только без окон и без дверей. Любопытно, кто в такой странной хатке живёт?
(Оказывается, строили лесную хатку дровосеки-бобры. Рубили деревья зубами, зубами же «распиливали» на брёвнышки. Сучья и брёвна в кучу складывали, щели конопатили и замазывали, чтобы не продувало зимой, не морозило. А что в хате ни окон, ни дверей, так они и не нужны бобрам. Была бы дыра в полу: бултых в подполье-подводье -и на дне. А там припасены к осени сочные сучки и ветки -грызи на выбор).
Кто что умеет?
У дятла язык длиною в половину туловища. Муравьи липнут на него дюжинами. У клеста клюв хоть и кривой, но сноровистый. Уж так им удобно чешуйки на шишках отгибать и семена доставать!
Дубонос своим клювом вишнёвые и сливовые косточки щёлкает, словно семечки.
Оляпка — водяной воробей смело плюхается в речку, бежит по дну, выхватывает из-под камешков водяных жуков и выскакивает сухонький на берег.
Проблемные вопросы
Кто это? Что это?
Изящное, грациозное животное величиной с небольшую кошку. Питается мелкими животными: белками, птицами, грызунами. Имеет острые когти и легко лазает по деревьям, стремительно преследуя добычу или нападая из засады. Живёт в дуплах деревьев, в россыпи камней. Имеет изумительный слух, зрение, обоняние. Окраска шерсти под цвет коры. (Соболь)
Стремительная хищная рыба. Имеет сильные плавники и хвост. Окраска легко скрывает её среди водорослей в воде. Нападает из засады, глотая целиком мальков и мелкую рыбу, утят, для чего имеет широкую пасть с острыми, загнутыми внутрь зубами. (Щука).
Хищник. Изящное красивое насекомое, но это волк в мире насекомых. Имеет совершенные крылья, позволяющие зависать в воздухе неподвижно или резко бросаться практически в любую сторону, преследуя добычу. (Стрекоза).
ТЕСТ
1. Тайга — это:
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные.
2. Хвойные деревья:
а) кедровая сосна, сосна;
б) береза;
в) ель;
г) лиственница;
д) клен.
3. Вечная мерзлота имеется:
а) в зоне тайги;
б) в зоне широколиственных лесов;
в) в зоне смешанных лесов.
4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне ………….., так как:
а) теплее;
б) почва богаче питательными веществами;
в) больше выпадает осадков.
Ответы: 1 — б; 2 — а, в, г; 3 — а; 4 — а, б, в.
Проблемные вопросы
Кто это? Что это?
Загадочная мышка
Этот зверёк зимой живёт под снегом. Прокапывает снежные ходы. Докопается до кочки, а там сочные стебельки, зелёные почки, семена, ягоды. Строит это животное под снегом и гнездо. Выводит в гнезде своих детёнышей. Никаких бед не было бы, если бы не горностаи-проныры. Шасть он в подснежную нору и быстрее хозяина по ходам мчится. Одна надежда у зверька — запутать следы. (Лемминг)
Благородный сокол
Живёт в тундре хищный сокол-сапсан. Птицы его так бояться, что с лёту к земле прижимаются или ныряют в воду. А которая не успевает, ту сокол на лету собьёт, пустит по ветру перышки. И вдруг этот грозный сокол, и беззащитный гусь-казарка мирно сидят: казарка сокола не боится, а сокол не нападает! Словно друг друга не замечают. Чудеса, да и только!
Этому есть разумное объяснение. Казарка сидит на своём гнезде, а сокол на своём. И хорошо друг друга видят. Но у своего гнезда сокол не только не трогает никого, а ещё и от других хищников защищает: прогоняет сов, песцов и поморников. Казарки, утки и кулики хорошо это знают и нарочно гнездятся рядом с соколом. Не за это ли сокола называют «благородным»?
Капризная речка
Девять капризов у речки в день! То вода в речке пресная, то солёная, то она в одну сторону течёт, то в другую, а то на одном месте стоит, как в озере. То речка глубокая, на коне не переедешь, то мелкая — курица вброд перейдёт. И рыба в ней то морская, то пресноводная. Маленькая речушка, а норовистая!
При впадении в море вода в речке пресная, и рыба в ней плещется пресноводная, а в прилив поворачивает речка вспять отхлынувшей в ней морской воды, и входит в речку морская рыба. И уж не курице через неё вброд идти, только на лодке плыть.
Графический диктант «Животные тундры».
Если учащиеся согласны с высказываем, ставят +, нет -. По рисунку легко и быстро проверить работы.
1. В тундре водится небольшой по размеру грызун — лемминг.
2. Белая куропатка — хищная птица.
3. Белая сова — растительноядная птица.
4 Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
5. Песцы питаются леммингами.
5. Дикий северный олень питается ягелем
7. Летом в тундре немного комаров и мух, так как для них нет корма.
8. Полярные волки в основном охотятся больных оленей.
9.Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.
10.Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.
Ответы:+ — + + + — + + +.
Кто что умеет
-
Чёрная рыбка даллия 10 месяцев без просыпу спит, да ещё вмерзши в лёд.
-
Белая сова днём и ночью хорошо видит и охотится и днём, и ночью.
-
Куличок-плавунчик (папа) сперва яйца высиживает, а потом куличат выхаживает.
-
Гагары ходить не умеют, они на животе по земле ползают.
Игра. «Найди лишнее»
На доске -рисунки (или карточки со словами) животных и растений:
-
Северный олень, песец, лемминг, тюлень.
-
Пеструшки, лемминги, зайцы, волки, белухи.
-
Морж, олень, гнус, казарки, песец.
-
Морошка, голубика, вороника, малина.
-
Ягель, морошка, земляника.
-
Карликовая береза, карликовая ива, ель.
-
Лишайники, мхи, карликовая береза, ветреницы, и т.п.
По горизонтали:
-
Самое крупное животное в тундре. (Северный олень)
4. Полярная птица, величиной с голубя, питается насекомыми, ягодами, семенами. (Куропатка)
5. Мелкие кровососущие летучие насекомые, меньше комара (Гнус)
8. Древесный кустарник тундры, на букву Г (Голубика)
10. Необычное растение тундры, фактически два в одном: водоросль и гриб особой формы — именно для условий зоны. (Лишайник)
По вертикали:
-
Мелкие растительноядные животные в тундре, напоминающие крупных мышей. (Пеструшки)
-
Мелкие животные, питающиеся травой1, ягодами, семенами, побегами, похожи на пеструшку. (Лемминги)
-
Полярная лиса, летом — серая, зимой — белая, пища — лемминги, пеструшки, птицы, зайцы, птенцы, яйца. (Песец)
-
Ночной хищник, может напасть на волка и песца, защищая своё гнездо. (Сова)
-
Сочная ягода, ароматная, по запаху она на «мёд похожа». (Морошка)
Занятия жителей тундры
-
Люди, которые занимаются добычей пушного и морского зверя. (Охотники)
-
Люди, разводящие оленей, благодаря огромным пространствам — пастбищам. (Оленеводы)
-
Люди, которые на берегах рек и морей строят порты, поселки, города. (Строители)
-
Люди, которые занимаются разведкой полезных ископаемых. (Геологи)
-
Люди, которые в реках и морях — добывают пищу, богатую фосфором. (Рыболовы)
Игра. «Найди лишнее»
На доске среди рисунков (фотографий) с разными профессиями найти лишнюю:
кто не работает в тундре?
-
Оленеводы, охотники, растениеводы;
-
геологи, шахтёры, рыболовы;
-
строители, … и т.п.
Степь — как море! Ранней весной это море разноцветное: зелёное, жёлтое, красное, голубое, а как загустеют белые ковыли — станет степь серебристой. И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и тёмные тени светлых облаков.
Заманчиво пройти по степи. Не пожалеет тот, кто туда отправиться. Днём и ночью происходят в степи необычные события. От весны до весны встречаются здесь удивительные животные. Зайчики, которые живут под землёй. Маленькие лисички, ростом с кошку, и огромные птицы, ростом с овцу. Домоседы-байбаки, всю жизнь сидящие в своей норе или находящиеся рядом с ней, непоседливые сайгаки, всю жизнь переходящие с места на место.
Что важнее в степи — ноги, нора или глаза? Спорят об этом звери. Для дрофы — глаза. Вовремя увиденный враг -уже половина врага. Увидела и улетела.
Для зайца-русака — ноги: до трёх сосчитать не успеешь, а его уже след простыл; но только плохо, что оставляют они следы.
Для суслика лучше всего день-деньской в норе сидеть. А если и бывает на поверхности, то так, чуть что и чтобы дома.
А для зубастой лисички-корсака нос в степи главней всего. Его только по ветру держи, а он уже приведёт, куда надо
Игра. «Найди лишнее»
На доске -рисунки (фотографии) разных животных и растений степи; нужно найти лишнее:
-
слепец, землеройка, дрофа, бобр;
-
летучая мышь, сурок, скворец, ворона;
-
лось, тушканчик, жаворонок, песец;
-
норка, хорек, гадюка, выхухоль, варан
-
дуб, ива, пузырчатка, береза, вяз … и т.п.
Исправь ошибки.
-
Тюльпаны, ирисы переносят сильную засуху» так как у них длинные корни, чтобы добывать влагу из глубины земли, и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги.
2.В степи много насекомых — кузнечиков и лошадок. Лошадки кормятся мелкими насекомыми, а кузнечики в основном растительной пищей.
3.Журавль-красавка — самый крупный из журавлей. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы.
4.Грызунами, живущими в степной зоне, питаются степные хорьки, гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы — степные орлы.
Какое это животное?
1.Набивает щеки зерном и бежит к себе в подземную кладовую. Около 16кг пшеницы запасает он на зиму. (Хомяк.)
-
Одна из самых крупных и «нарядных» по оперению птиц. Вес взрослого самца достигает 10 кг. Питается мелкими ящерицами, змеями, жуками, саранчой, а также листьями, цветками и семенами растений. (Дрофа.)
-
То тут, то там столбиками стоят и тоненько посвистывают. (Суслик.)
-
Никогда не сгрызает весь стебель растения, там листик откусит, там побег или веточку. (Сурок.)
5. Поедает в огромном количестве насекомых — вредителей садов и огородов. (Степ ной жаворонок.)
Кроссворд «Растительный и животный мир степи»
По горизонтали:
1. Этого степного зверька называют «землянин» (Тушканчик)
-
Этот зверь вновь стал нередким в наших краях, красивое стройное животное, с грубой шерстью коричневой окраски. Высота его до двух метров, а вес до 700 кг. (Лось)
-
Редкий зверек, добыча которого запрещена, отличается удлиненным носом-хоботом, который служит органом нюха и осязания, хоботком. Он не только вынюхивает добычу, но и хватает все, что можно съесть, и направляет пищу в рот; обитает в водоемах. (Выхухоль)
-
Травоядное животное — современник мамонта. Имеет быстрые ноги. Скорость бега достигает 80-85 км/ч, имеет вкусное мясо, дорогие рога. (Сайгак)
-
Птица наиболее известная в степи, своим пением оживляют степь с утра до вечера. (Жаворонок)
10. Ещё это дерево называют — вяз — самое распространенное в области. Неприхотливо растет и в лесопосадках, и парниках, и в байрачных, и в пойменных лесах. (Берест)
По вертикали:
-
Довольно крупный зверек, длина тела — 58-61 см, а хвост — 14 см. Окраска песчано-желтая с черной рябью. Большую часть жизни проводит в норе. Второе название зверька — байбак. (Сурок)
-
Редкое в степном крае насекомоядное растение. (Пузырчатка)
-
Эта птица — первый вестник весны, прилетает в начале марта. Может крякать, словно утка; каркать, как ворона, чирикать подобно воробью; может подражать кваканью лягушки, скрипу колодезного ворота, визгу пилы. (Скворец)
9. Распространенное дерево пойменных лесов, укрепляет берега водоемов. Очень гибкое, низко кланяясь ветру,не ломается. Из тонких побегов плетут корзины, легкую мебель, из коры делают прекрасный дубитель, а из древесины — бумагу. (Ива)
-
Самая крупная птица степей, занесенная в Красную книгу. (Дрофа)
-
Сорт яблок. (Антоновка)
-
Распространенное фруктовое дерево. (Алыча)
-
Однолетнее культурное растение. (Арбуз)
-
Животное из отряда грызунов. (Заяц)
-
Многолетнее лекарственное растение. (Цмин)
-
Водоплавающая птица. (Нырок)
-
Возрожденное в степи животное. (Кабан)
-
Рыба. (Налим)
-
Лекарственное растение. (Мята)
-
Карантинный сорняк. (Амброзия)
-
Пресмыкающееся. (Ящерица)
-
Рыба, акклиматизированная в водах степного края.(Амур)
-
Ответвление от главного русла реки в её устье. (Рукав)
-
Хищное животное. (Волк)
-
Растение полупустынного типа. (Кермек)
-
Река на юге области. (Кугоея)
-
Вид клёна. (Явор)
-
Водное растение. (Рогоз)
-
Лесная трава семейства гвоздичных. (Звездчатка)
-
Лекарственное растение семейства бобовых. (Астрагал)
-
Культурное растение. (Лук)
-
Насекомое — паразит. (Клоп)
-
Редкое насекомоядное растение. (Пузырчатка)
-
Лекарственное растение. (Аир)
На чужих крыльях
Не у всех семян есть крылья-летучки, не все могут по воздуху расселяться. У кого своих крыльев нет, тот на чужие надеяться. Были бы закорючки.
Птичка-каменка на бурьян присядет — семена снизу в перья вцепятся. Жаворонок забежит в бурьян — семена на спину посыплются. Сова от солнца в бурьян забьётся — семена её с ног до головы облепят. И полетят на чужих крыльях, чтобы прорасти там, где семя упадёт.
Задом наперёд
Живёт в степи зверюшка, у которой всё не как у других, всё наоборот. Все по земле бегают, а она под землёй. Все у травы вершки объедают, а она — корешки. У неё сначала зубы, а потом губы, чтобы земля в рот не попадала, когда зверюшка роет её зубами. Бегает зверюшка задом наперёд и «включает то задний, то передний ход. И имя у неё необычное — слепушонка».
Проблемные вопросы.
Кто это? Что это?
Бегающие кусты
Зверь бежит, птица летит, лягушка прыгает — никто не удивляется. А если куст побежит — что тогда? Бежал, скакал, летел по степи … куст!
Представьте: дерево бы захотело и пошагало! Цветок вздумал и полетел. Травинка развеселилась и запрыгала! Невероятно! Но куст и в самом деле прыгал, бежал, скакал, да так, что не догонишь!
Бежал настоящий куст — стебельки, ветки, листики. Только скрученный в шар. До поры до времени рос он на месте, как все другие кусты. Но когда семена созрели, корень у него перепрел, ветер сорвал куст и покатил. Запрыгал куст на бугорках, полетел по воздуху. Мчится и семена рассеивает, как сеялка. Вырастут из семян новые кустики, такие же удивительные, бегающие. Бегающие кустики знаменитого степного перекати-поле.
Что за зверь?
Иду, а под ногой — шорох. Эй, кто там возится под землёй? Землеройка?
-
Не землеройка. И не крот! Попробуй-ка, догадайся.
-
Тогда назови приметы. Какие, к примеру, уши?
— Уши похожие на заячьи.
— А ноги?
-
И ноги похожи на заячьи.
-
А голова?
-
И голова, и тело похожи на заячьи. И прыгаю, словно заяц. И травку заячьими зубами грызу.
— Так, значит, ты заяц и есть! Да или нет?
— И да и нет. Заяц я и не заяц. Угадал ты и не угадал.
Да, заяц и не заяц! Не заяц потому, что тушканчик. А
заяц потому, что его так называют. Земляной заяц — самый большой из всех тушканчиков, ростом с зайчонка. А «земляной» потому, что живёт под землёй и только по ночам выходит из норы пастись и бегать.
Кто что умеет
-
Суслик умеет пыль в глаза пускать. Увидит лису, юркнет в нору, она за ним, а он ей лапами пыль в глаза. Пока лиса прочихается, проморгается, ищи его.
-
Утка-огарь цветом как апельсин. Птенцов под землёй выводит.
-
Птица-щур кусачих ос не боится. Глотает вместе с жалом.
-
Розовые скворцы могут справится с целой стаей саранчи.
-
У лисы-корсака рождается по 16 щенят.
-
Хорёк степной может и 18 детей вырастить.
-
У серой куропатки бывает в гнезде до дюжины(12) яиц.
Арктика.
Здесь круглый год метет пурга,
Куда ни глянь, одни снега.
Не всякий выживает тут,
Без теплой шубы холод лют.
И даже летом и весной
Покров не тает ледяной.
Рассказ.
Все вы, наверное, видели на небосводе красивую группу звёзд в виде формы ковша, по нему ещё в далёкой древности находили КОЛО-звезду (Полярную), под ней находится Север. Звёзды Ковша и Коло-звезда — путеводные звёзды.
Наши далёкие предки — русичи — осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель около Киева и Москвы всё дальше на восток и север — под созвездие Ковша. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц и сами шли за ними.
Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди поселились на его суровых берегах, и их стали называть поморами.
Поморы стали строить из дерева небольшие, но удивительно крепкие корабли — ладьи и ладные шлюпки — кочи (морские лодки). На ладьях поморы уходили в Студёное море на ловлю рыбы, охоту за зверем. Студёное море кормило их, давало шкуры для одежды, кожу для обуви и ремней, жир, рыбий зуб, клыки моржа, по крепости, не уступающие слоновой кости.
Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили на ладьях за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Зеландии и даже до Груманта (Шпицбергена), ориентируясь по Солнцу, Коло-звезде или позже по компасу.
Северный Ледовитый океан вместе с островами называется Крайним Севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присваивая им имена (чаще первооткрывателей).
Белое море — за светлые летние ночи.
Баренцево — по имени капитана Баренца.
Лаптевых — офицеров кораблей русской экспедиции.
Чукотское — по имени народа чукчей, живущих на его берегах.
Проблемные вопросы.
Кто это? Что это?
Красный снег
Высадились на остров полярники и ахнули, у скал лежал … красный снег! Песец потрусил — за ним красная строчка следов, куропатки пробежали — красными крестиками наследили. Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нём от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег … зацвёл. Только-то и всего.
Вот так заяц!
Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а … свежую рыбку. Вот так заяц!
Это тюлень такой — морской заяц. Почему его зайцем назвали — никто не знает. Наверное, за усы длинные и выпученные глаза. Ничего заячьего в нём нет. И весом он в сто раз тяжелее любого зайца.
Почему белёк белый?
Белёк — новорожденный детеныш тюленя. Шкурка его совершенно белая, без единого пятнышка. Известно, что первые три недели молодняк тюлений в воду не сходит, а лежит на льду. Раньше предполагали, что белая шкурка необходима малышам лишь для маскировки. Действительно, на снимках, полученных с самолета, они совершенно не видны. Но оказывается, дело не только в этом. Норвежский физиолог Ним Оритоланд установил, что волосяной покров новорожденного гренландского тюленя вовсе не белый, а прозрачный, т.е. бесцветный, и служит хорошим проводником солнечного тепла к коже зверька. А так как у только, что родившегося тюленя отсутствует толстый жировой слой (позднее он появится), то это обстоятельство для него чрезвычайно важно. Благодаря бесцветной шерсти малыш хорошо обогревается на солнце, причем шубка действует подобно термосу: тепло из неё не уходит.
Накопив за 3 недели солидный слой жира тюлененок линяет, меняя свой белый наряд на темный. Он уже входит в воду и вполне может обходиться без светлой шубки.
Кто что умеет
-
Белый медведь может без отдыха проплыть много-много километров.
-
Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что! Ещё здоровее становятся: за месяц вдвое растут и впятеро тяжелеют.
-
Маленькие полярные крачки смело бросаются с гнёзд на самого большого медведя: громко кричат, щиплют его за хвост и треплют за уши, если Мишка подошёл очень близко к гнёздам.
-
Единорог-нарвал может продолбить бивнем даже крепкий лёд. За ним всё стадо по очереди дышит через пробоину.
-
Кит, бывает, проламывает спиной лёд, высовывается и дышит воздухом.
-
Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник рыбу, леммингов, птиц и яйца.
-
Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку, а он подхватывает её на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.
-
Киты-белухи умеют щебетать, щёлкать, клокотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их морскими канарейками.
-
Морж легко выбирается из воды на самую скользкую льдину, втыкает с размаху бивни в лёд и подтягивается.
-
Игра. «Продолжи ряд»
Тупики, кайры, гагары,… (птицы Крайнего Севера)
Белый медведь, морж, тюлень,… (животные Крайнего Севера).
Исправь ошибки в тексте.
Солнце в Арктике поднимается высоко над горизонтом.
Зимой в Арктике полярный день. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния, словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
ТЕСТ № 1.
1.Найди лишних птиц Арктики.
Чайки,
сайки,
казарки,
гагарки,
кайры,
кулики,
тупики.
О т в е т: лишние — казарки, кулики; сайки не птицы.
2. Закончи предложения.
На камнях островов встречаются…………..похожие на накипь. Кое-где растут… . а в море множество…………… ими питаются рачки.
Ответ: лишайники, мхи, полярные маки, водоросли.
Тест № 2.
1. Огромные колонии птиц, селящиеся на отвесных скалах арктических островов, называются:
а)«птичьи ярмарки»;
б)«птичьи рынки»;
в)«птичьи базары».
2. Рыба, обитающая в морях Арктики, называется:
а) сайка,
б) сойка,
в) сушка.
3. Белому медведю помогает приспособиться к условиям Арктики:
а) белый цвет меха;
б) широкие лапы;
в) густая длинная шерсть
Угадай, о каких животных Арктики идет речь?
-
Он — полярный житель. Этот великан — близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. (Морж.)
2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень.)
3. Он — огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только си-Лен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь.)
-
Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны нищи. (Полярный кит.)
Тест.
1. За лето поверхность тундры оттаивает в глубину:
а) на 50 см;
б) на 50 м;
в) на 500 м.
2. Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины:
а) 5 м;
б) почти 500 м.
3. В тундре много болот и озер, так как:
а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину;
б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.
4. Деревья в тундре низкие:
а) карликовым легко спрятаться под снегом, спокойно зимуют в тепле «под снежным одеялом»;
б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты;
в) у поверхности земли теплее, ветер слабее;
г) не завезли в тундру обычные породы деревьев.
Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — а, б; 4 — а, б, в.
Пустыни.
Куда ни кинешь взгляд- песок,
И прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень,
Ведь солнце жарит целый день.
Но если дождик вдруг польёт,
Пустыня мигом оживёт.
Да только в том загвоздка вот,
Что дождик льёт всего раз в год.
Но те, кто проживает тут,
Другой погоды и не ждут.
Пустыня — это жёлтое и голубое. Жёлтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё дальше до горизонта. Голубое — небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как и пески.
Всё в пустыне непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков — барханов. Белые болота, засыпанные солью- солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев саксаульников. И такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт.
Ручьи и озёра там без воды — летом вода пересыхает. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают- они горячие, как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли, даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.
Камни в пустыне почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне. Но это только на первый взгляд. В пустыне много обитателей: птиц, зверей, ящериц и жуков, с которыми происходят удивительные события.
Проблемные вопросы.
Кто это? Что это?
Удивительная одёжка
Живёт в песках ящерица-сцинковый геккон. Очень красивый геккон. Особенно хороша у геккона кожа-рубаха: вся в золотистых и медных чешуях-пуговицах. И штаны хоть куда: чешуйки, как рюшечки и оборочки. Но всему свой срок: выцвела рубаха, запачкались штаны, протерлись рукавички на локотках. Пора одежду менять.
Для геккона сменить костюм не задача. Надо укрыться в норку подальше от любопытных и стянуть с себя лапками износившуюся кожицу — одежонку. Под ней уже готова новая: чистая, в блестящих чешуях, с белыми рюшечками и оборочками на штанах. Геккон так и сделал: спрятался в темную норку и начал переодеваться. И вот геккон во всем новом. Старой рубахи в норе нет. Где же она?
Старую рубаху, понятно, геккону не в штопку, не в стирку не сдать, но и выбросить жалко! Как только скинет её геккон с себя, так берет в передние лапки, складывает в комочек, да и в рот. Съест целиком рубаху ещё и оближется. Не пропадать же добру!
Мельче
Ни густого дерева, ни зеленого кустика — один песок вокруг. Где же тут тень найти? Невозможно в таком пекле жить, где от солнца укрыться? Как только обитатели песков не жарятся?
Если бы обитатели песков не знали, куда от солнца спрятаться, то многие бы и вправду сжарились заживо. Песчанки, суслики, ночные бабочки, жуки прячутся в норки. Удавчики, сцинковые гекконы зарываются вглубь песка во влажный слой. Мелкие птицы прячутся в норы, колодцы, в тень камня. А орлы кружат в тени высокого облака.
Зачем тушканчику хвост?
У тушканчика хвост длиннее вдвое тела. Понятно, что он ему очень нужен. А зачем? Зачем тушканчику хвост? У лошади хвост — мухобойка, у рыбы — весло, у дятла — подпорка, а у тушканчика? Мух ночью нет, плавать ему негде, и по деревьям тушканчик, как дятел, не лазает. А хвост длиннее, чем у всех.
Сидит тушканчик на задних лапках, в передних держит веточку, обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть, на хвост упирается. Хвост у него — ПОДПОРКА и ТОЛКАЧ -помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда скачет на двух ногах (а это труднее, чем прыгать на четырех), хвост помогает ему сохранять равновесие, хвост -БАЛАНСИР. И это еще не все. На конце хвоста тушканчика белая кисточка для друзей: это указатель, я тут, за мной!
А для врагов — ОБМАНЩИК — вильнет на бегу белой кисточкой вправо, а сам прыгнет влево.
Кто что умеет
Ящерица — круглоголовка может в одну секунду в песок зарыться. Прижмется к песку животом, задрожит, затрясется и … «утонет». Пустынный козодой может пить на лету… Пронесется над лужей и почерпнет клювом воду. Пустынная рысь-каракал может сбить взлетевшую птицу лапой.
Черепаха может проспать в году 8 месяцев. Тонколапый суслик может учуять сквозь песок даже самую маленькую луковичку тюльпана, а как почует, так раскопает и съест. Песчаный удавчик может бегать под песком также легко, как рыба может плавать в воде. Мохноногий тушканчик за 15 минут может выкопать в песке нору длинной в полтора метра. Желтый суслик может девять месяцев не пить, не есть.
Ушастый ежик может съесть самую ядовитую змею, фалангу, скорпиона, ядовитого паука-тарантула — и хоть бы что! Даже живот не заболит.
ЗАГАДКИ
-
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах!
Удрал, а хвост в руках. (Ящерица) -
На себе ношу я дом,
От зверей я прячусь в нем. (Черепаха)
3.Всю жизнь ношу я 2 горба,
Имею 2 желудка!
Но каждый горб — не горб, амбар!
Еды в нем на 7 суток! (Верблюд)
Игра, «Кто лишний?»
Среди рисунков с животными (растениями) пустыни -1 животное другой природной зоны. Найти лишнее. Объяснить свой выбор. Почему нет в пустыне …:
-
верблюд, джейран, варан, лось, суслик;
-
кобра, волк, лиса, шакал, скорпион;
-
тушканчик, черепаха, эфа, собака, пустынный ежик;
-
кактус, береза, саксаул, песчаная акация;
-
тюльпан, роза, полынь, верблюжья колючка… и т.п.
Игра. «Кто лишний?»
На доске написать названия животных, обитающих и в пустыни, и в степи. Нужно найти то, которое обитает только в одной природной зоне:
-
тушканчик, гадюка, верблюд, черепаха;
-
ящерица, крот, эфа, суслик, кузнечик … и т.п.
По горизонтали:
-
Бывшие участки пустыни, которые благодаря водохранилищам, покрылись зеленью полей, садов. (Оазис)
-
Быстрая стремительная антилопа. (Джейран)
-
Растение, которое растет и в степях. (Полынь)
-
Ящерица, длина которой достигает 1,5 м (Варан)
-
Пустыня между Каспийским морем и рекой Аму-Дарьей. (Каракумы)
6. Растение, похожее на вату, из неё делают ткань. (Хлопчатник)
10. Животное — корабль пустыни. (Верблюд)
По вертикали:
7. Весеннее растение пустыни с яркими цветами.(Тюльпан)
-
Холм из мелкого песка. (Бархан)
Невысокие деревья с извилистым стволом и широко образными наростами. (Саксаул
Три путешественника побывали в пустыне в разное время года. По описанию догадайся, кто когда был.
-
1.Небо безоблачное, солнце палит беспощадно. Часто не выпадает ни капли дождя. Температура поднимается до 80 °С. В такое время без труда можно испечь яйцо в раскаленном песке. А в тени термометр показывает 40-50 °С. Однако ночи в пустыне прохладные.
-
2.Сначала я не поверил, увидев зеленый ковер, сплошь затканный алыми узорами, — трава и маки! В кустах звенят птицы. больше этого великолепия.
-
Это время года длится 2-3 месяца. В отдельные дни морозы достигают 20-25 °С.
Соотнеси описание
растений и животных пустыни
с названиями, представленными после текста .
-
Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки километров.
-
Одно из самых известных растений пустыни, ее корни проникают на глубину почти 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюдов.
-
Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не зря ее прозвали пустынным крокодилом.
-
Удивительный зверек, этот… Нет воды — и не надо. Ему хватает той влаги, которая в стебельках растений.
-
У этого кустарника роль листьев играют зеленые веточки, плоды очень легкие и снабжены особыми выростами.
-
От жары и опасности она зарывается в песок. Да так быстро, словно тонет в нем. А врагов пугает так: хвост пружиной закрутит, пасть раскроет. На самом деле совсем она неопасна.
-
Многие сотни лет служит жителям пустыни: на нем ездили верхом, тюки с разными грузами перевозили, пахали там, где влаги хватало землю напоить.
-
Корни этого растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием песка. Называют его «песчаным овсом».
-
Этот грызун — типичный обитатель пустыни, роет сложные разветвленные норы.
-
Жук считался священным у древних египтян. Этот жук лепит из навоза шарики, перекатывает и закапывает их, обеспечивая кормом себя и своих личинок.
а) верблюд;
б) сайгак;
в) скарабей;
г) варан;
д) песчанка;
е) верблюжья колючка;
ж) джузгун;
з) ящерица круглоголовка;
и) тушканчик;
к) колосняк.
КВН «Природные зоны»
Учитель. Сегодня нам предстоит совершить путешествие по природным зонам нашей страны. В путешествие отправляются две команды.
1—Й КОНКУРС
Сейчас мы узнаем, из какой природной зоны начнут свое путешествие команды.
Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами -ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,
снега немного, земля промерзает на большую глубину? (Тундра.)
Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая, но холодная.
(Пустыня.)
2-й конкурс
Куда надо прибыть командам, они определят, отгадав кроссворды.
На доске кроссворды с иллюстрациями, на которых изображены:
-
типчак, ирис, тюльпан, ковыль, полынь (для первой команды);
-
заяц, волк, белка, бобр, куница ( для второй команды)
Участники называют природные зоны, где встречаются такие травы (степь) и животные (лес).
Пока команды готовят задания, болельщики участвуют в аукционе: «Кто больше?» (Назвать как можно больше растений и животных пустыни и тундры.)
3-Й КОНКУРС
Команды получают карточки с рассказом охотника. Необходимо найти и объяснить ошибки.
«Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.»
Ошибки: тигры в пустыне не живут; за три дня верблюды не могут пасть от недостатка воды; саксаул не дает тени; бревен из стволов саксаула сделать нельзя, они корявые.
Пока участники выполняют задание, болельщики отвечают на вопросы:
Верно ли, что эвкалипт за год поднимает свою крону на высоту семиэтажного дома? (Нет, только за 10 лет.)
Верно ли, что грибы могут быть ростом с дерево? (Да, в тундре такие низкорослые деревья, что грибы растут вровень с ними.)
Верно ли, что розовая чайка и белый журавль живут в тундре? (Да.)
Верно ли, что у карликовой березы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки? (Нет.)
Верно ли, что у верблюда густые длинные ресницы? (Да, они предохраняют от попадания в глаза песка во время ветра.)
4-Й КОНКУРС
Несколько человек с закрытыми глазами по очереди рисуют одно животное: один рисует голову, другой — туловище, третий — хвост и т.д.
5-й конкурс
Команды получают конверты с табличками: «Крайний Север», «Тундра», «Степь», «Пустыня», «Лес».
И карточки.
Для первой команды: песец, соловей, ковыль, гагара, карликовая ива, морж, сайгак, верблюжья колючка, береза, белая ива, лишайники, дрофа, белка, антилопа-джейран.
Для второй команды: дятел, олень, тушканчик, куропатка, песчаная осока, дуб, дрофа, тюлень, кайра, лишайники, ковыль, сайгак, полярная береза, заяц.
Задание: необходимо разложить карточки соответственно природным зонам.
Пока команды готовят задание, болельщики играют в игру «Третий лишний»: определить лишнее слово и объяснить, назвав природную зону.
Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник. (Степь.)
Оленевод, строитель каналов, охотник. (Тундра.)
Гага, тупик, иволга. (Крайний Север.)
Апельсин, черемуха, абрикос. (Черноморское побережье Кавказа.)
Красноярск, Новосибирск, Норильск. (Лес.)
Тушканчик, бобр, антилопа-джейран. (Пустыня.)
6-Й КОНКУРС «Домашнее задание»
Команды задают друг другу заранее составленные вопросы.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Обобщение знаний о природных зонах
(урок -путешествие)
Цель: Проверить природоведческие знания учащихся; развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки;
Воспитывать любовь к природе, к своей Родине; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты, картины природных зон, карта, картинки животных, гербарий…
ВЕДУЩИЙ: Ребята! Как вы думает, куда мы сегодня отправимся в путешествие? (разгадывание кроссворда).
Кроссворд «Природные зоны»
1. Поверхность Земли покрыта многочисленными озерами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. (Тундра)
-
В этой зоне найдены большие месторождения разнообразнейших полезных ископаемых и живет зверек с ценнейшим мехом — соболь. (Тайга)
-
Название этой природной зоны произошло от слова-«топот», т.е. вытоптанное место. (Степь)
-
В этой природной зоне, водится животное, называемое «кораблем …» (Пустыни).
Да, мы с вами отправимся в путешествие по природным зонам нашей великой Родины. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе: растительном и животном мире нашей страны.
В путешествие отправляются три команды, которые сами выберут себе название, связанное непосредственно с природой, и дадут объяснения, почему они так назвались. (Ответы учащихся).
РАЗМИНКА (правильный ответ -1 балл)
-
Как по Солнцу определить стороны горизонта?
-
Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?
-
Какую форму имеет Земля?
-
Какой прибор показывает стороны горизонта?
-
Что вызывает смену дня и ночи?
-
Отчего происходит смена времён года?
-
На каком материке расположена наша страна?
-
Какие океаны омывают берега нашей Родины?
Подведение итогов.
Конкурс «Определи природную зону»
ВЕДУЩИЙ. Команды к путешествию готовы. Сейчас каждая команда должна определить в какую природную зону она начинает путешествие. Каждая команда получает конверт-письмо с описанием природной зоны. Нужно прочитать письмо и назвать природную зону (Правильный ответ — 2 балла)
— Эта зона — бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое.
Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь)
— Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50 градусов. Длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)
— Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко выпадают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 и больше градусов мороза. (Пустыня)
Подведение итогов.
Конкурс «Где растут эти растения?»
ВЕДУЩИЙ. Все мы знаем, что на Земле растут разные растения. Они приносят пользу человеку и делают нашу планету красивой. Вы должны определить растения той зоны, где вы путешествуете, и подписать их названия; выиграет та команда, которая больше всех определит растений. (Командам предлагаются в конвертах рисунки растений, можно использовать гербарий, но только без названий, различных природных зон).
Каждое правильное выбранное и названное растение — 1 балл.
Подведение итогов.
Конкурс «Где живут эти животные».
ВЕДУЩИЙ. На доске выставка животных. Но организаторы выставки плохо, наверное, знают природу разных зон нашей страны и поэтому все животные перемешались. Вам предстоит исправить ошибки.
От каждой команды вызывается по одному участнику. Каждому необходимо выбрать как можно больше картинок с изображением животных той зоны, где путешествует его команда.
Каждый правильный ответ- 1 балл.
Конкурс «Разгадай кроссворд»
(Для всех оставшихся участников команд предлагается кроссворд на альбомном листе с заданиями. Ответы у учителя. Начисляются: 3 балла — первой успешно решившей кроссворд команде, 2 балла — второй, 1 балл — третьей)
По горизонтали:
-
Природная зона, в которой растут хвойные и смешанные леса. (Лесная).
-
Линия, которая делит землю на Северное и Южноеполушария. (Экватор).
-
Основной корм для оленей тундры. (Ягель).
4. Хвойное дерево лесной полосы, долговечное, растёт несколько столетий и достигает высоты 40м.(Кедр)
По вертикали:
-
Самое выносливое и неприхотливое животное пустыни (Верблюд).
-
Полный оборот вокруг оси Земля делает за 24 часа, это время называют … (сутки)
1. Самое большое богатство в пустыне — это … (вода)
Конкурс капитанов.
ВЕДУЩИЙ. Вооруженный могучий техникой человек вообразил себя великаном, который может все: добывать полезные ископаемые, использовать леса, моря, океаны. Но прошло немного времени и люди поняли, что попросту портят природу. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе сигнал «SOS».
Остановись! Одумайся! Не оголяй землю. Не превращай её в пустыню… — шепчет человеку природа.
К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов, полей и огородов. Капитанам надо прочитать письма-жалобы и назвать имя жалобщика. Если капитан затрудняется, то помогает команда. (Правильный ответ — 3 балла).
(Учитель подбирает несколько описаний различных животных)
Подведение итогов.
Конкурс блиц-турнир.
ВЕДУЩИЙ. Пока идет подведение итогов, у нас с вами есть возможность заработать дополнительные балы. (Правильный ответ -1 балл)
-
К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг. (Ура-л)
-
Какая охота разрешается в любое время года (Фотоохота).
-
Птица степи, занесенная в Красную книгу, может надуваться как индюк. (Дрофа).
-
Животное, покрытое панцирем (Черепаха).
-
О каком растении говорят, что оно «дитя солнца».(Подсолнух).
-
Отгадайте загадку:
Есть у родственницы елки
Не колючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
-
Поверхность Земли покрыта многочисленными озерами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц.(Тундра)
-
Хозяин зоны — белый медведь. Он охотится на тюленей, умело ловит рыбу. (Крайний Север)
-
В этой зоне найдены большие месторождения разнообразнейших полезных ископаемых и живет зверек с ценнейшим мехом — соболь. (Тайга)
10. Ранней весной, когда лес ещё не покрылся листвой, здесь появляются травянистые раннецветущие растения; охраняются благородные олени, косули, речные бобры, зубры. (Смешанные леса)
Награждение победителей.
ВЕДУЩИЙ. Завершить наше соревнование-путешествие хочется такими словами:
«Человек многое может, он не должен губить природу. Он может и должен быть её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома».
Литература :
-
Алексеевская Н.А. Умные загадки. М.: «Лист»,1998.
-
Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.:АСТ 1996.
-
Карпенко М.Т. Сборник загадок. М. : Просвещение, 1984.
-
Рик Морис. Тайны живой природы. М.: «РОСМЕН», 1996.
-
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие .- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель»,2003.