МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название УМК « Гармония» Предмет окружающий мир Класс 4
Тема урока: Стороны горизонта. Компас.
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Ориентирование в пространстве и во времени», приобщение младших школьников к исследовательской деятельности
Тип урока: комбинированный (форма проведения: урок — практическая работа с элементами исследования)
Цель урока: Познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия
Задачи урока:
-
Научить учеников определять с помощью компаса стороны горизонта;
-
Продолжить развитие наглядно-образного мышления, познавательного интереса к изобретениям человека, к истории;
-
Воспитывать желание практически использовать полученные знания, аккуратность в обращении с приборами.
Время Мин. |
Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) | |
Вводный | 2 | Слайд 1 Учитель читает легенду “…Идут караваны по бескрайним пескам пустыни Гоби. Солнце скрыто желтой пеленой пыли. Далеко от берегов Янцзы до кушанских царств, и нет к ним видимых хоженых троп. Трудно, ох как трудно пришлось бы караванщикам, если бы они не захватили с собой белый глиняный горшок, который они берегут пуще всех своих дорогих грузов, хотя нет в нем ни золота, ни жемчуга, ни слоновой кости. В сосуде на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце или не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути”. — Что так берегли караванщики? Что не давало им заблудиться в бескрайних просторах пустыни? Ответы детей: Белый глиняный горшок, в котором на деревянном поплавке лежал камень, любящий железо. Учитель: Вам интересно, почему караванщики так берегли этот горшок? Дети: да. — Хотите узнать, зачем они его везли с собой? Дети: да. | Словесный Проблемно-поисковый | Коллективная | Постановка проблемы.
Способству ет созданию атмосферы загадки на уроке
| Выделяют ключевые вопросы, выдвигают гипотезы
| Анализ объекта с целью выделения признаков (П)
|
1.Мотивационный этап
| 2
| (Слайд 2)Мы с вами продолжаем изучать раздел «Ориентирование в пространстве и во времени». — Объясните, пожалуйста, что значит уметь ориентироваться на местности? (уметь определять своё местоположение) (Слайд 3) — По каким небесным телам и как можно ориентироваться на местности? — Чем неудобно Солнце и другие звёзды для ориентирования? — Можно ли точно определить стороны горизонта по местным признакам? — Все ли жители Земли могут ориентироваться по Полярной звезде? — А вы хотите узнать больше о научных способах ориентирования? Что вы предлагаете? Вывод детей: Людям надо было изобрести какое–нибудь устройство/прибор, помогающее определять стороны горизонта. Учитель: Правильно. Есть такой прибор, который указывает направление сторон света. И мы сегодня познакомимся с ним. (Определение темы и целей урока) | Проблемно-диалогическое общение
| Коллективная
| Обеспечивает мотивацию учения
Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. | Вступают в диалог
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
|
Этап урока | Время | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
3. Открытие нового
|
5
1
2
4
4
| 1. Исследование действия намагниченных предметов (Самостоятельная работа учащихся в группах по Инструкции) Опрос: — Что происходит с металлическим предметом? (поворачивается) — В какую сторону показывают концы ваших металлических предметов? (Учащиеся от групп называют и показывают те стороны, куда показывает металлический предмет) Сделаем вывод: металлические предметы при намагничивании поворачиваются в одну сторону — Много лет назад люди заметили это и создали прибор, с помощь которого можно надёжно и точно определить стороны горизонта. 2. Установление причины «особенного» поведения металлических предметов — Для того чтобы понять почему так ведёт себя ваш металлический предмет, посмотрите фрагмент мультфильма о забавных существах – Фиксиках. (Слайд 4) Вывод: — Почему металлический предмет поворачивается в определённую сторону? 3. Знакомство с историей появления компаса Выступление группы учащихся (Самостоятельная исследовательская работа) Презентация2 Учитель: (проверка усвоения полученной информации)
— Как называется прибор для ориентирования? — Какая страна является родиной компаса? — В какую сторону показывал старинный китайский компас? Современный? Знакомство с правилами пользования компасом — Прочитайте текст на странице 35 учебника и приготовьтесь ответить на вопросы (представлены на слайде 8): — Что является главной частью компаса? — Куда указывает конец стрелки окрашенный в синий цвет? — Как работать с компасом? |
Практичес кий экспери мент
Демонстра ция результата предварительного исследования
|
Групповая
Коллективная
Групповая
Индивидуальная самостоятельная
| Организует условия для практичес кой деятельности
Способству ет созданию благоприятной общей атмосферы на уроке
Организует самостоятельную исследов-ую работу к уроку
Организует работу с учебником и учебным слайдом | Моделируют символическую модель
Участвуют в коллектив ном обсуждении
Открывают новое
Обобщают полученные знания
| Умение вступать в сотрудничество, соотносить собствен ную позицию с позицией партнёров
Знаково-символическое моделирование (преобразование объекта в модель)
Умение получать информацию из различных источников
|
Физминутка для глаз | 2 | Почему стрелка компаса поворачивается на север? Ваши глаза сейчас должны строго следить за движением предмета на экране, как металлическая стрелка указывает на магнит Слайд 9 |
| Коллективная | Организует смену видов деятельности | Повторяют упражнения | Умение понимать принципы здоровьесбережения (Л) |
4. Закрепление изученного (Цель: закрепление практических навыков пользования компасом) |
3
5 | Практическая работа с компасом: (для практической работы необходимо иметь в классе нужное количество данных приборов из расчёта: 1 компас на 2-4 человека) 1. Подготовка компаса к работе — Хотите сами научиться работать с компасом? Вы продолжите работать в группах. Выполните: — Установите прибор горизонтально — Освободите зажим стрелки — Осторожно поворачивайте корпус, чтобы синий конец стрелки указывал на букву С «север» Компас готов к работе 2. Расположение предметов на парте в определённом направлении относительно компаса: (задания дл групповой работы записаны на карточках) Приложение Расположите предметы, используя компас, строго соблюдая задание. Например, В центре рабочего стола положи компас. Приготовь его к работе. Положи указанные предметы в указанном порядке: на севере от компаса – тетрадь; на востоке – учебник; на западе – ручка; на юге — пенал. Вывод: В каком направлении находится север? юг? запад? восток? |
Практическая работа
|
Групповая
Групповая | Стимулирует активность и познаватель ную инициативу детей (предлагает самостоятельно подготовить прибор к работе) Координиру ет практичес кую деятельность
| Используют полученную информацию в практической деятельности
Переводят теоретические знания в практическую деятельность Работают с компасом | Контроль в форме сличения результата действия с его эталоном (Р)
Способность к организации своей деятельности (планирование, контролирование) (Р) |
Динамическая пауза | 2 | Повернулись все на юг , Машет крыльями индюк, Повернулись на восток, Серый заяц прыг да скок. Повернулись все на север , Там Полярная звезда Из леса выведет всегда. Повернулись мы на запад, Листья по ветру летят, Журавлям отлёт сулят |
| Коллективная | Организует смену видов деятельности | Повторяют упражнения | Умение понимать и принимать основные принципы здоровьесберегающего поведения учащихся (Л) |
5.Обобщение усвоенного и включение его в в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД | 4 | Учитель: — Разгадайте ключевое слово. Определяя по рисункам стороны горизонта или предметы. (Работа в Рабочих тетрадях №1 стр14 Задание 9) Ответы к заданию 9 (с. 14): 1. Восток 2. Полдень 3. Магнит 4. Запад 5. Полярная 6. Север. Ключевое слово – Компас. Слайд 10 — Почему в крестословицу вошли именно эти слова? — Какие слова можно объединить по смыслу? Какое ключевое слово загадано? Как оно связано с остальными словами? | Частично-поисковый | Парная | Организует работу с кроссвордом | Выполняют задание, работая в парах | Синтез как процесс составления целого из частей (П)
|
6. Рефлексивно-оценочный этап
| 2 | Самооценка. Предлагаю ещё раз проверить себя, насколько хорошо вы разобрались в теме нашего урока. Ответьте на вопросы теста Проверьте себя по слайду 11 Молодцы! Я думаю, что теперь компас не будет казаться вам такими таинственным незнакомцем, как в самом начале урока. Правда? |
|
Индивидуальная
Самопроверка |
Организует работу с проверочным тестом
|
Выполняют тестовые задания
Осуществляют самооценку |
Осознание и осмысление учебной информации |
7. Итог урока | 2 | Подведение итога урока-исследования: — Вам понравилось сегодня быть учёными – изобретателями? — Что больше всего понравилось в исследовательской деятельности? — Что показалось самым трудным? — Что вас удивило больше всего? — Хотите продолжить исследовательскую работу? |
| Устная фронтальная | Стимулирует развитие интереса к исследовательской деятельности | Формулируют выводы, опираясь на своё отношение к деятельности | Оценка – осознание качества и уровня усвоения (Р) Нравствен но-этическая ориентация(Л) |
8. Домашнее задание | 2 | Продолжите наблюдения за магнитной стрелкой. Для этого выполните задания из учебника стр.36,37. |
|
| Просит записать домашнее задание | Записывают домашнее задание |
|