Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка Детский сад №8 «Улыбка»

Конспект урока для 4 класса

«Вода. Какая она?»

подготовила воспитатель

Акатова Татьяна Владимировна

г.о. Троицк в г. Москве

2012г.

Программное содержание:

Формировать у детей знания о значении воды для всего живого; представление о свойствах воды: нет формы, растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет, может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состояниях.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов, внимание, логическое мышление, речь.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: чтение художественных произведений: «Живая вода» (сказка народов Сибири); «Русалочка» Г.-Х.Андерсен; рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов; репродукции картин русских и зарубежных художников; оформление в книжном уголке выставки.

Демонстрационный материал: дидактическая игра «Весёлые человечки», картинки к опытам, глобус, кубик.

Раздаточный материал: стаканчики, сахар, соль, масло, ложечки, кусочки льда.

Словарная работа: океаническая, морская, родниковая, газообразная, пресная, водопроводная, лаборатория.

Ход НОД:

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и ласково приветливо улыбнёмся (дети здороваются и улыбаются).

Воспитатель: — А теперь настроимся на нашу встречу и проведём небольшую зарядку. (Тренинг «Заряд бодрости»).

Мои ушки слышат всё, (дети гладят ушки)

Мои глазки видят всё, (дети гладят глазки)

Я вдыхаю аромат цветов. (Дети делают вдох и выдох).

Воспитатель: — Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать.

— Послушайте внимательно и догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить. (Воспитатель включает звуки: шум моря, журчание ручья, звук водопада и т.д.).

Воспитатель: — Что это? Догадались, о чём мы будем с вами говорить? Что есть в ручейке, море, дожде? (Ответы детей).

— Сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Воспитатель показывает глобус (рассказывает, что это «модель» земного шара).

— На земном шаре воды очень много (показывает детям на глобусе голубой цвет)— это всё вода.

— Посмотрите сколько морей, океанов, рек.

Дидактическая игра «Какая бывает вода?»

Цель: расширить словарный запас детей (океаническая, морская, чистая, родниковая, газообразная, пресная, водопроводная и т.д.).

Воспитатель: — Молодцы! А теперь, я приглашаю вас в лабораторию. (Дети садятся за столы).

На столах кружки с холодной кипячёной водой; стаканчики с водой и стаканчики с сахаром, солью, маслом; ложечки.

Воспитатель: — Сегодня мы свами будем проводить опыты с водой.

1 опыт « Имеет ли вода форму?»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Оборудование: сосуд, стаканчик, блюдце.

Ход:

Воспитатель: — Посмотрите, что это? (Показывает сосуд с водой).

— А что у меня в сосуде?

— Какую форму принимает вода? (Форму сосуда).

— А сейчас я перелью воду из сосуда в стаканчик. Вода изменила форму? Какую форму она приняла?

Дети: да, вода приняла форму стаканчика.

Затем воспитатель переливает воду из стаканчика в блюдце (сейчас вода приняла форму блюдца).

Воспитатель: — Ребята, вспомним, какую форму принимала вода? (Сосуда, стаканчика, блюдца).

Воспитатель: — Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который её помещают. (Воспитатель помещает на доску картинку).

2 опыт: «Растворяет ли вода вещества?» (Сахар, соль, масло).

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Оборудование: стаканчики (3 шт.), ложечки, сахар, соль, масло.

Ход:

Воспитатель: — Насыпаем сахар в стаканчик и размешиваем.

— Вы видите сахар? (Да).

Воспитатель: — Помешайте ещё. А теперь видите сахар? (Нет).

Воспитатель: — Что произошло с сахаром? (Сахар растворился в воде).

— Попробуйте, какая вода стала? (Сладкая).

Воспитатель: — А теперь насыпаем соль в стаканчик и размешиваем. Вы видите соль? (Да).

Воспитатель: — Помешайте ещё. А теперь видите соль? (Нет).

Воспитатель: — Что произошло с солью?

Дети: соль растворилась в воде.

Воспитатель: — А теперь попробуйте, какая стала вода?

Дети: солёная.

Воспитатель: — А в третий стаканчик я добавлю вам масло. Давайте размешаем. Вы видите масло?

Дети: да.

Воспитатель: — Масло растворилось в воде?

Дети: нет.

Воспитатель: — Какой мы сделаем вывод?

Вывод: вода растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет. (Воспитатель помещает картинку на доску).

3 опыт: «В какой воде лёд растает быстрее?»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Оборудование: лёд, стаканчик с водой.

Ход:

Воспитатель: — Оказывается, вода бывает не только в жидком состоянии, но и в твёрдом. У меня есть вода в твёрдом состоянии, попробуйте отгадать загадку:

Зимнее стекло

Весною утекло. (Лёд)

Воспитатель раздаёт детям по кусочку льда.

Воспитатель: — Какой лёд? (Холодный).

Воспитатель: — Что происходит со льдом? (Тает).

Воспитатель: — Почему он тает? (Тёплая рука).

Воспитатель: — Опустите лёд в стаканчик с водой. Лёд опустился на дно?

Дети: нет.

Воспитатель: — А кто-нибудь знает почему? (Лёд легче воды).

— У вас в стаканчике какая вода стала? (Холодная).

Воспитатель: — У вас в стаканчике холодная вода, а у меня тёплая. В какой воде лёд растает быстрее? (Ответы детей).

Вывод: лёд легче воды, в тёплой воде лёд растает быстрее, чем в холодной.

Воспитатель рассказывает детям о том, что вода может быть не только в жидком и твёрдом состояниях, но и в газообразном, в виде пара.

Воспитатель: — Кто видел пар, поднимающийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайника? (Ответы детей).

Воспитатель демонстрирует несложный опыт с термосом (в термосе кипячёная вода, воспитатель открывает крышку термоса, из неё идёт пар).

Вывод: вода может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. (Воспитатель помещает на доске картинку).

Дидактическая игра «Весёлые человечки».

Цель: формировать у детей представления о свойствах воды: твёрдая, жидкая, газообразная.

Развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинку. Дети, ориентируясь на картинку, должны показать соответствующее движение.

Твёрдое (лёд) — дети встают в круг плечо к плечу, чтобы не было окошек между ними.

Жидкое (вода) – дети, стоя в кругу, берутся за руки так, чтобы между ними образовались окошки.

Газообразное (пар) – при показе картинки, изображающей пар, дети бегают в разном направлении.

Итог НОД:

1. Вам понравилось занятие?

2. Что понравилось больше всего?

3. Что нового узнали?

Список использованной литературы

1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста» — СПб.: Детство- Пресс, 2009.

3. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе». Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. «Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here