Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №40
Брейн-ринг на тему «Природа и мы»
(методическая разработка внеклассного мероприятия).
Разработала и провела
в 11 Л1, Л2, А классах
учитель химии
Домащук Т.Н.
Орел 2008
Цели: реализовать связь науки с практикой; приобщить учащихся к чтению научно-популярной литературы; развивать творческий потенциал учащихся; расширить их круг знаний; способствовать развитию к поиску мыслей, сотрудничеству и творчеству при работе в группах.
Оборудование: творческие работы учащихся на тему «Природа и мы», видеофильм «Вода», песочные часы, коробка с упаковкой поваренной соли, сигнальные карточки, жетоны, бумага и ручки для записей.
Игра представляет собой аналог телевизионной передачи «Брейн-ринг». Каждый класс заранее выбирает свою команду в количестве 7 учащихся. Команда выбирает своего капитана. Каждая команда одновременно принимает участие в обсуждении ответа на один и тот же вопрос в течении 1 минуты. Готовность команды дать ответ определяется по поднятой сигнальной карточке капитаном команды. За правильный ответ команда получает жетон. Победитель определяется в конце игры по наибольшему количеству полученных жетонов.
Ход игры
Ведущий: Планета когда-то прекрасной была.
И реки струились, прозрачней стекла.
Был снег белоснежным и дождь, как слеза.
Сияла на солнце небес бирюза.
Планету природы искусный резец
Миллионами лет превращал в образец.
Но … сейчас истыкали трубы просторы небес.
Отравлены воды, испакощен лес.
Плывут облака, точно черная ночь:
Дышать и животным, и людям невмочь.
Ведущий: Проблема экологии – одна из важнейших мировых проблем современности. Главные составляющие этой проблемы – загрязнение незаменимых природных ресурсов: воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта, результатами деятельности человека. Относясь к природе безобразно, мы прежде всего наносим вред своему организму, который является песчинкой в этом огромном мире. Так как, мы являемся маленькой частичкой окружающего мира, то не можем существовать обособленно. Наше мероприятие «Брейн-ринг» на тему «Природа и мы» это еще раз докажет.
Ведущий: У каждой команды на столе лежит бумага для записей, ручка и сигнальная карточка. Всем командам одновременно будет задаваться один и тот же вопрос. На который команда должна ответить в течении одной минуты, сигнализирую карточкой готовность к ответу. Первой отвечает команда, поднявшая раньше всех сигнальную карточку. И так наш первый вопрос.
Ведущий: Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица …,
Море воды, океаны и льды …
(Ответ: частица воды).
Ведущий: А сейчас мы с вами посмотрим видео фрагмент, посвященный этому самому обыкновенному и удивительному веществу.
Ведущий: В клетках всех организмов имеется вода. При замерзании она может разорвать внутренние структуры клетки и вызвать гибель организмов. Почему же зимой не погибают растения, лягушки, насекомые и другие пойкилотермные животные при охлаждении их тела ниже 00С?
(Внутренняя среда этих организмов содержит особые вещества – антифризы, препятствующие замерзанию воды)
Ведущий: При окислении одного грамма белков выделяется столько же энергии, сколько при окислении одного грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?
(Т.к. белок – основной строительный материал организма, то его использование как топлива для организма невыгодно)
Ведущий: Миллионы лет живые организмы дышат и потребляют органические вещества. Почему кислород, пища и топливо не иссякают?
(Растения в результате процесса фотосинтеза постоянно возобновляют запасы кислорода и органических веществ).
Ведущий: «Воздух состоит из азота, водорода и кислорода. Дышать только азотом или водородом – нельзя. Но и кислородом в чистом виде дышать вредно – легкие сгорят». (Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева: Дневник и попутное. М.: Книжная палата, 1991, с. 241).
Вопросы: Приведите процентный состав воздуха. Насколько вредно дышать чистым кислородом? Что могло бы произойти, если бы воздух наряду с кислородом содержал водород.
(Воздух состоит в основном из азота 78,08% и кислорода 20,95% (по объему). В его состав входят инертные газы (около 1%), водорода же в воздухе ничтожно мало 0,00005%, поэтому считать водород составной частью воздуха неправильно. Чистым кислородом можно дышать непродолжительное время, его дают больным при ряде заболеваний. Сеанс лечения кислородом обычно длится 1-2 часа, с небольшими перерывами. Если представить себе воздух как смесь газов, содержащую кислород и водород, то достаточно одной искры, чтобы эта смесь взорвалась).
Ведущий: Кто быстрее угадает вещество, находящееся в коробке.
-
Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам. А иногда поклонялись ему как божеству.
-
Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти. Оно считалось хранителем молодости и красоты.
-
По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглотите его кристаллики – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дурного глаза»; собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу.
-
Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обходились.
-
Оно в воде рождается и воде умирает. «Из воды родится, а воды боится»
-
Его алхимический знак – ключ.
-
На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «не солоно хлебавши».
Ответ: поваренная соль.
Ведущий: Какой не металл является лесом? (Бор)
Ведущий: Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
Ведущий: Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»? (Водород, углерод, кислород).
Ведущий: В состав названий каких элементов входят деревья? (Никель, дубний)
Ведущий: Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
Ведущий: В названия каких химических элементов входят названия рек? (Индий, полоний, радон)
Ведущий: От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)
Ведущий: В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Пожар затухать заставляю.
Кто я?
(углекислый газ)
Ведущий: Вы наверное слышали о существовании окрашенных озер. Натуралисты наблюдали и описали такие озера в Швейцарии, Франции, Голландии и Швеции. Есть они и в нашей стране. Например, алтайский поселок – Малиновое озеро. Поселение возникло по соседству с озером, вода в котором кажется малиновой. Как вы думаете почему?
Ответ: она отливает малиновым цветом потому, что в ней в изобилии живут рачки малиновой окраски.
А некоторые источники Камчатки окрашены в зеленый цвет. Объясните этот факт.
Ответ: в них прекрасные условия для жизни сине-зеленых водорослей.
На Курилах, на острове Кунашир можно увидеть озеро с молочно-белой водой. Чем это можно объяснить?
Ответ: из-за наличия в нем соляной и серной кислот.
В Индонезии на вершине одного из бездействующих вулканов (остров Флорес) расположились три небольших озерца: одно наполнено ярко-красной водой, другое – голубой, третье – молочно-белой. Чем можно объяснить цвет воды в каждом озере?
Ответ: красное озеро обязано своим цветом присутствию в его воде железа, других озерцах находятся в разных концентрациях соляная и серная кислота.
Ведущий: Вот и закончились наши вопросы. Давайте подведем итог нашей игры. Каждая команда сдает жетоны, заработанные ею за правильные ответы, на стол ведущему. Та команда, которая набрала большее количество жетонов и становится победительницей.
Литература:
-
Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева: Дневник и попутное.- М.: Книжная палата, 1991.
-
Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
-
Дидактические игры при обучении химии/ Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2003.
-
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994.
-
Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия – М.: Химия, 1984.