Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Задачи:
Обучающие: Дать представление о разнообразии лесных обитателей, познакомить с ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Развивающие: Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, коммуникативные умения.
Воспитательные: Содействовать формированию экологической культуры.
Структура и ход урока
Название используемого оборудования программного обеспечения информационных ресурсов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (в мин) | |
|
| — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Алексеевна. И сегодня урок окружающего мира мы проведем вместе. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!
| Проверка готовности к уроку | 1 мин |
| Слайд 2 (3) | -Послушайте стихотворение и подумайте, о чем будет наш урок. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи! Ты же видишь, мы свои! — Молодцы! Тема нашего урока «Жизнь леса». Давайте определим цели. Что мы должны узнать на уроке.
|
— Мы будем говорить о лесе.
— Ответы детей | 5 мин
|
3.Работа по теме урока | Слайд 3 (3)
Слайд 4 (3)
Слайды 5,6 (3)
Раздаточный материал (2)
Слайд 7 (3)
| — А как вы понимаете, что такое лес?
— Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
— Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. 1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев. — Приведите примеры первого яруса. — 2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры? — 3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).
— 4 ярус – это мхи и лишайники.
— Для кого лес является домом? — Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. -Назовите обитателей леса.
— Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку. — А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки. — Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? -Почему?
— Это и есть природное сообщество.
Физминутка | — Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы — Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. — СООБЩЕСТВО — группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
— ели, сосны, березы, осины. — малина, смородина, калина, шиповник.
— костяника, кислица, ландыши.
-Для животных — Ответы детей
— дети выполняют задания
— Ответы детей
— Нет
— Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща. | 15 мин
|
4. Продолжение работы по теме. |
Слайд 8 (3)
Учебник стр. 179 (1)
Слайд 9 (3) | — Ребята, сейчас мы с вами поговорим еще об одном обитателе леса. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать. — Правильно, молодцы! А какие грибы можно встретить в лесу?
— Ребята, как вы думаете, нужны ли лесу грибы? -Чтобы более подробно представить картину о роли грибов в лесу, прочитайте статью в учебнике на странице 179. — Для чего же нужны грибы лесу?
|
— Это гриб
— Ответы детей
— Ответы детей
— Чтение статьи детьми.
— Ответы детей.
— Не повреждай кору деревьев. Не рви в лесу, на лугу цветов. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек. Не разоряй птичьи гнезда. | 12 мин
|
5. Рефлексия |
| — Давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок и смогли ли ее достичь. Были ли трудности. -Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают дома, наряжают елки. И мы с Вами нарядим елочку. Если вам понравился урок, все было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – синий шарик. — Теперь поднимите свои елочки. Все молодцы. Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо всем за урок.
| — Ответы детей
— Дети рисуют шарики. | 7 мин
|
Перечень используемого на уроке учебного оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов
Наименование | Назначение | |
1 | Учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков | Работа со статьей |
2 | Раздаточный материал (картина леса и животные, насекомые леса), (елочки) | Картинки животных и леса необходимы для работы в группах, для закрепления изучаемого материала и выявления уровня усвоения. Елочки необходимы для самооценки |
3 | Презентация «Жизнь леса» | Для работы по изучению нового материала |