Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
села Саянское
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе
Тема «Жизнь луга»
Разработал учитель начальных классов: Степанова Елена Владимировна
Аннотация:
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4
Программа: «Школа России»
Цели урока: создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений луга; раскрыть значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом
Урок по изучению растительного и животного мира луга , где учащиеся в процессе создания проблемных ситуаций решают задачи по проблеме охраны и сохранности животного, растительного мира лугов нашей Родины. Основная идея урока — любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд она незаметна.
Окружающий мир
Тема: Жизнь луга
создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений лугов; раскрыть значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом; | |
Тип урока | построение системы знаний |
Планируемые | Предметные: способствовать формированию представлений учащихся о луге как о природном сообществе; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; работать в паре, группе ;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде; |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, парная |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран ; гербарий луговых трав; запись звуков летнего луга, атлас-определитель, карточки-задания, карточки-инструкции, Презентация «Жизнь луга» |
Основные | луг |
Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые умения | |
I.Мотивация | Проверяет готовность к уроку. – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, с которыми столкнётся на уроке. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке окружающего мира? – У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. – Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить. Предлагает прочитать эпиграф к уроку: «Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать! Чем будем заниматься на уроке? Для чего нам это нужно? Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает. | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека |
II. Актуализация опорных знаний Проверка задания. Игра «Жизнь леса».
Работа в парах
Работа в парах
Графический диктант
Взаимопроверка |
Предлагает ответить на вопрос: Где мы побывали с вами на прошлом уроке? Предлагает проверит, что дети запомнили о лесе. Проверяет домашнее задание через игру. Сейчас мы будем работать в парах. Предлагает повторить правила работы в парах 1. На доске и на партах карточки со словами: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лишайники. (приложение № 1) Подумайте, какое задание я могу вам предложить выполнить с этими словами? Задача: распределить карточки согласно ярусному произрастанию леса. Предлагает проверить выполнение задания по эталону, оценить.
На доске и на партах карточки с названиями животных и растений: осина , заяц, волк, дуб, бактерии, лиса, мышь, ель, сова. ( приложение № 2) Предположите, какое задание я могу предложить вам выполнить с этими словами? Задача: Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу. Предлагает проверить по эталон, оценить выполнение задания.
Подводит итоги игры. Почему же лес называют природным сообществом?
Предлагает выполнить графический диктант «Ребята, сейчас мы с вами пои граем в игру «Верите ли вы, что …». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. (Приложение № 3) Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что …», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – «-». Вопросы: 1.Самый верхний ярус леса образован деревьями. 2.Средний ярус — это мхи и лишайники. 3.На дереве обитают кроты и землеройки. 4.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. Они помогают деревьям расти. 5.Жуки короеды приносят вред лесному сообществу. 6.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 7.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. Ответы:1 +,2. -,3 -, 4+, 5-,6 -, 7-. Предлагает поставить предварительную оценку и поменяться листочками. Проверить работу по эталону и поставить оценки друг другу.
|
Отвечают на вопрос учителя. (В лесу)
Повторяют правила работы в парах
Отвечают на вопрос учителя, распределяют карточки
Проверяют задание и оценивают с помощью смайликов
Отвечают на вопрос учителя.
Составляют цепи питания. Выполняют оценивают
Выполняют графический диктант.
| Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения Необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. |
ІІІ.Самоопределение
Целеполагание.
| (звучит музыка) Ребята, закройте глаза, и послушайте музыку. — Как вы думаете, где можно услышать эти звуки? Да, действительно, эти звуки можно услышать на лугу. А что же такое луг?
Почему я предложила вам прослушать эту музыку? — Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Просит назвать тему урока. Что вы уже знаете о луге? Оцените свои знания с помощью оценочной линейки (приложение № 7) — Чтобы вы хотели узнать о луге? Какие задачи поставим? Предлагает составить план работы над этой темой. Мы будем работать по следующему плану: ( план работы выносят на доску) 1. Что такое луг. 2.Растительный мир луга. 3. Животный мир луга. 4. Роль человека в жизни луга. |
На лугу.
Предположения детей.
Формулируют тему и осознают учебные задачи урока. Мы будем говорить о луге.
Тема нашего урока: «Жизнь луга». Отвечают на вопрос учителя.
Ставят задачи урока.
Составляют план работы
|
|
ІV. Открытие новых знаний и способов действий.
Работа в группах
|
Предлагаю прослушать видеозапись о жизни луга. — Прослушав видеозапись, что вы узнали о луге?
На первый взгляд, луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.
Класс делится на 2 группы. (приложение № 4) 1 группа «Ботаники» 2 группа «Зоологи»
— Перед вами лежат конвертики с заданиями. Внимательно прочитайте. Для выполнения этих заданий вам помогут учебники, атласы – определители, карточки – инструкции и гербарий.
Карточка для 1 группы: (приложение № 5) 1.Рассмотрите в гербарии растения луга. 2.Какие можно встретить растения на лугу? 3.На какие группы можно поделить растения луга? 4.Что их объединяет? 5.Вывод
Карточка для 2 группы. 1.С помощью рисунка на с 172-173 и статьи учебника познакомьтесь с животными луга. 2. На какие группы их можно поделить? ( привести примеры) 3. Составить 2-3 цепи питания. 4.Вывод .
Предлагает заслушать первую группу. Вывод: — На лугу растут травянистые, влаголюбивые и светолюбивые растения. Что еще растет на лугу кроме растений? ( грибы)
Предлагает заслушать 2 группу Вывод: На лугу не живут крупные животные, потому что там негде прятаться. Итак, мы узнали про растительный и животный мир луга. А как вы думаете, почему мы говорим природное сообщество?
| Слушают видеозапись «Экосистема луга» энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
Работают в группах
читают статью в учебнике. Рассматривают гербарий. Слушают друг друга.. В каждой группе указывают по 2–3 растения.
Читают тексты в учебнике, называют представителей животных луга. рассказывают о животных луга. Составляют цепи питания
Делают выводы
Отвечают на вопрос учителя
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно- классников; систематизируют знания
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивают усваиваемое содержание
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
V.Закрепление знаний и способов действий
Работа
| предлагает прочитать статью в учебнике «Луга Просит ответить на вопрос каково значение луга для человека?
– Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам И поэтому, я предлагаю вам придумать правила поведения на лугу и от имени жителей луга составить обращение к людям. Первая группа составляет обращение от имени василька. Вторая группа от имени бабочки. |
Отвечают на вопрос учителя
Составляют правила поведения на лугу. Я василек…
Я бабочка … | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
|
VІ. Итоги урока.
| Назовите тему урока. Какие задачи ставили? Достигли ли эти задачи? Почему луг называют природным сообществом? Какие растения встречаются на лугу? Какие животные живут на лугу? Оцените свои знания по новой теме с помощью оценочной линейки. Есть ли изменения? |
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свои знания по теме урока |
|
VІІ. Рефлексия | Оцените свою работу на уроке. Если было интересно, легко на уроке , во всём разобрались. Если иногда были трудности , сомнения. Если не разобрались в теме, ещё нужна помощь. |
| Регулятивные: оценивают собственную деятельность |
VIІІ. Домашнее задание | Учебник с.170 – 175 читать статью Тетрадь с. 78 – 81
| Задают уточняющие вопросы |
|
Литература:
1.Атлас – определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков, «Просвещение», 2008г;
2.Рабочая тетрадь « Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова, часть І, 2014 г;
3.Учебник «Окружающий мир» 4 класс / А.А.Плешаков , часть І. – «Просвещение», 2014г;
4. Учебно-методический комплекс «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»