Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Как дикие звери готовятся к зиме»
выполнила воспитатель
Безухова Ольга Владиславовна
2013 г. Санкт — Петербург
Цель: развитие речи детей через уточнение и расширение знаний по лексической теме: «Дикие животные»
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
— расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни;
— активизация номинативного, атрибутивного и предикативного словаря по теме «Дикие животные осенью»; закрепление названий творческих профессий «композитор», «художник»;
— совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже);
— совершенствование синтаксического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
— развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных);
— развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитание любви и бережного отношения к природе;
— формирование интереса к изучению живой природы.
Предварительная работа:
-
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
-
Составление рассказов о диких животных по мнемо — таблице.
-
Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина о диких животных.
-
Разгадывание и толкование загадок по теме.
Материалы и оборудование к занятию:
Панно осеннего леса, пейзажи художников с 4 разными временами года, карточки – схемы для классификации животных по способу их зимовки, мнемо–таблица для составления рассказа о животных, аудиозаписи: из цикла «Времена года» «Осень» П.И.Чайковский; звуки леса; голоса животных.
Ход занятия.
Организационная часть.
Дети слушают отрывок из произведения П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».
Воспитатель – Ребята, мы с вами прослушали отрывок из произведения П.И.Чайковского. Давайте подберём слова, которые бы передали настроение этой музыки!
Дети – Грустная, печальная, протяжная, нежная, ласковая, спокойная, медленная.
Воспитатель – Все эти слова очень точно подходят для этого музыкального отрывка. А как называют человека, который пишет музыку?
Дети – Композитор.
Воспитатель – Совершенно верно. Композитор П.И.Чайковский музыкой описал время года, а что это за время года теперь догадайтесь сами. Выберите среди картин на мольберте ту, которая подходила бы к музыке.
Дети – Выбирают картину с осенним пейзажем.
Воспитатель – Конечно же, это осень! Картину написал Иван Шишкин. Как называют человека, который пишет картины?
Дети – Художник.
Воспитатель – А как называется картина, на которой изображена природа?
Дети – Пейзаж.
Основная часть «Путешествие в осенний лес»
Воспитатель — Посмотрите, в какой красивый лес мы попали!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Воспитатель – А кто живёт в этом лесу?
Дети – Медведь, волк, лиса, заяц, лось, белка, рысь…
Воспитатель – Как же можно назвать их одним словом?
Дети – Животные.
Воспитатель – Какие животные, если они лесные жители?
Дети – Дикие.
Воспитатель – Рассмотрим панно: «Кого можно увидеть в осеннем лесу». Ребята, звери решили поиграть с вами в прятки! Сейчас вы повернётесь к ним спинками, а когда развернётесь обратно, кто – то из них спрячется. Ваша задача определить, кого нет.
Проводится игра: «Кого нет?»
Воспитатель – Пока мы играли, нам пришло письмо от Лесовичка. А в письме…зашифрованные схемы и задания: «Подготовь животных к зиме».Как вы думаете, что означает карточка с подушкой? К каким животным она подходит?
Дети – Надо найти животных, которые готовятся к зимней спячке. Медведь, барсук, ежик, змея.
Воспитатель – А что означает карточка с корзиночкой? Есть такие животные, которые что-то собирают?
Дети – Да. Есть звери, которые осенью готовят на зиму запасы. Это белочка, мышка.
Воспитатель – А на этой карточке показана шёрстка разного цвета. Что это значит?
Дети – Эта карточка для животных, которые меняют к зиме шубку и становятся другого цвета. Заяц: был серый, становится белым, белка: была рыжая, становится сероватая.
Воспитатель – Молодцы! Справились с заданием, всех животных распределили, к зиме подготовили. А теперь внимательно послушаем и постараемся узнать голоса животных! Кого вы услышали?
Дети – Медведя, волка, лисицу и корову.
Воспитатель – Кто же из них лишний?
Дети – Корова, т.к. она домашнее животное, а не дикое.
Воспитатель – Правильно. Все дикие животные обитают в лесу, но у каждого из них есть свой дом. Давайте вспомним, как называются их жилища?
Проводится игра с мячом: «Кто где живёт?». Отвечает только тот ребёнок, который поймал мяч. Остальные дети если согласны с его ответом – хлопают в ладоши 1 раз, если не согласны – топают ногой 1 раз.
Воспитатель – Давайте поиграем! Считалкой выберем медведя.
Дети
–За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
— Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
Проводится Физминутка «Медведь и дети»
Мишка по лесу гулял,
И детишек он искал.
Долго-долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать:
-Миша, Мишенька, вставай,
И ребяток догоняй!
(Дети убегают от медведя, он их догоняет)
Воспитатель – Вот ещё одно задание от Лесовичка для каждого из вас. На этих рисунках перепутались силуэты домашних и диких животных. Ваша задача обвести только диких.
Дети выполняют задание, после чего объясняют свой выбор и называют животных.
Воспитатель – Ребята, вы справились со всеми заданиями Лесовичка. Нужно написать ему ответ. Давайте пришлём ему загадки о животных из его леса? Интересно, догадается ли он? А придумать загадки нам поможет схема (хищник или травоядный; повадки; размер; цвет; жилище; как готовится к зиме)
Дети составляют рассказы – описания, не называя животное.
Воспитатель – Молодцы! Сегодня мы многое вспомнили о жизни лесных животных: об их повадках, внешних особенностях, жилищах, о том, как звери готовятся к зиме. Вы научились придумывать загадки о диких животных. Мы обязательно пошлём письмо Лесовичку со всеми вашими загадками и попросим его прислать нам ответ с отгадками.
Используемая литература:
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР ;
Используемые аудиозаписи:
http://vk.com/audio?q=%D0%9F.%D0%98.%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9E%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C
http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%20’%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%22
http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86
http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%A0%D0%B5%D0%B2%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8F
http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20(Vulpes%20vulpes)