Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида

Конспект урока окружающего мира для 1 класса

«Как дикие звери готовятся к зиме»

выполнила воспитатель

Безухова Ольга Владиславовна

2013 г. Санкт — Петербург

Цель: развитие речи детей через уточнение и расширение знаний по лексической теме: «Дикие животные»

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

— расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни;

 активизация номинативного, атрибутивного и предикативного словаря по теме «Дикие животные осенью»; закрепление названий творческих профессий «композитор», «художник»;

— совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже);

— совершенствование синтаксического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных);

— развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  воспитание любви и бережного отношения к природе;

— формирование интереса к изучению живой природы.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

  • Составление рассказов о диких животных по мнемо — таблице.

  • Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина о диких животных.

  • Разгадывание и толкование загадок по теме.

Материалы и оборудование к занятию:

Панно осеннего леса, пейзажи художников с 4 разными временами года, карточки – схемы для классификации животных по способу их зимовки, мнемо–таблица для составления рассказа о животных, аудиозаписи: из цикла «Времена года» «Осень» П.И.Чайковский; звуки леса; голоса животных.

Ход занятия.

Организационная часть.

Дети слушают отрывок из произведения П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».

Воспитатель – Ребята, мы с вами прослушали отрывок из произведения П.И.Чайковского. Давайте подберём слова, которые бы передали настроение этой музыки!

Дети – Грустная, печальная, протяжная, нежная, ласковая, спокойная, медленная.

Воспитатель – Все эти слова очень точно подходят для этого музыкального отрывка. А как называют человека, который пишет музыку?

Дети – Композитор.

Воспитатель – Совершенно верно. Композитор П.И.Чайковский музыкой описал время года, а что это за время года теперь догадайтесь сами. Выберите среди картин на мольберте ту, которая подходила бы к музыке.

Дети – Выбирают картину с осенним пейзажем.

Воспитатель – Конечно же, это осень! Картину написал Иван Шишкин. Как называют человека, который пишет картины?

Дети – Художник.

Воспитатель – А как называется картина, на которой изображена природа?

Дети – Пейзаж.

Основная часть «Путешествие в осенний лес»

Воспитатель — Посмотрите, в какой красивый лес мы попали!

Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный, 
Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. 
Березы желтою резьбой 
Блестят в лазури голубой, 
Как вышки, елочки темнеют, 
А между кленами синеют 
То там, то здесь в листве сквозной 
Просветы в небо, что оконца. 
Лес пахнет дубом и сосной, 
За лето высох он от солнца… 
Сегодня так светло кругом, 
Такое мертвое молчанье 
В лесу и в синей вышине, 
Что можно в этой тишине 
Расслышать листика шуршанье.

Воспитатель – А кто живёт в этом лесу?

Дети – Медведь, волк, лиса, заяц, лось, белка, рысь…

Воспитатель – Как же можно назвать их одним словом?

Дети – Животные.

Воспитатель – Какие животные, если они лесные жители?

Дети – Дикие.

Воспитатель – Рассмотрим панно: «Кого можно увидеть в осеннем лесу». Ребята, звери решили поиграть с вами в прятки! Сейчас вы повернётесь к ним спинками, а когда развернётесь обратно, кто – то из них спрячется. Ваша задача определить, кого нет.

Проводится игра: «Кого нет?»

Воспитатель – Пока мы играли, нам пришло письмо от Лесовичка. А в письме…зашифрованные схемы и задания: «Подготовь животных к зиме».Как вы думаете, что означает карточка с подушкой? К каким животным она подходит?

Дети – Надо найти животных, которые готовятся к зимней спячке. Медведь, барсук, ежик, змея.

Воспитатель – А что означает карточка с корзиночкой? Есть такие животные, которые что-то собирают?

Дети – Да. Есть звери, которые осенью готовят на зиму запасы. Это белочка, мышка.

Воспитатель – А на этой карточке показана шёрстка разного цвета. Что это значит?

Дети – Эта карточка для животных, которые меняют к зиме шубку и становятся другого цвета. Заяц: был серый, становится белым, белка: была рыжая, становится сероватая.

Воспитатель – Молодцы! Справились с заданием, всех животных распределили, к зиме подготовили. А теперь внимательно послушаем и постараемся узнать голоса животных! Кого вы услышали?

Дети – Медведя, волка, лисицу и корову.

Воспитатель – Кто же из них лишний?

Дети – Корова, т.к. она домашнее животное, а не дикое.

Воспитатель – Правильно. Все дикие животные обитают в лесу, но у каждого из них есть свой дом. Давайте вспомним, как называются их жилища?

Проводится игра с мячом: «Кто где живёт?». Отвечает только тот ребёнок, который поймал мяч. Остальные дети если согласны с его ответом – хлопают в ладоши 1 раз, если не согласны – топают ногой 1 раз.

Воспитатель – Давайте поиграем! Считалкой выберем медведя.

Дети

За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
— Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!

Проводится Физминутка «Медведь и дети»

Мишка по лесу гулял,

И детишек он искал.

Долго-долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать:

-Миша, Мишенька, вставай,

И ребяток догоняй!

(Дети убегают от медведя, он их догоняет)

Воспитатель – Вот ещё одно задание от Лесовичка для каждого из вас. На этих рисунках перепутались силуэты домашних и диких животных. Ваша задача обвести только диких.

Дети выполняют задание, после чего объясняют свой выбор и называют животных.

Воспитатель – Ребята, вы справились со всеми заданиями Лесовичка. Нужно написать ему ответ. Давайте пришлём ему загадки о животных из его леса? Интересно, догадается ли он? А придумать загадки нам поможет схема (хищник или травоядный; повадки; размер; цвет; жилище; как готовится к зиме)

Дети составляют рассказы – описания, не называя животное.

Воспитатель  Молодцы! Сегодня мы многое вспомнили о жизни лесных животных: об их повадках, внешних особенностях, жилищах, о том, как звери готовятся к зиме. Вы научились придумывать загадки о диких животных. Мы обязательно пошлём письмо Лесовичку со всеми вашими загадками и попросим его прислать нам ответ с отгадками.

Используемая литература:

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР ;

Используемые аудиозаписи:

http://vk.com/audio?q=%D0%9F.%D0%98.%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9E%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C

http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%20’%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%22

http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86

http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%A0%D0%B5%D0%B2%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8F

http://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20(Vulpes%20vulpes)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here