Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 58 комбинированного вида
Киселевского городского округа
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Путешествие в весенний лес»
подготовила
Кузьмина Татьяна Валерьевна,
учитель–логопед
Киселевский городской округ
2013
Цель: в занимательной форме обобщить и закрепить, проверить прочность усвоения детьми знаний, умений, навыков, сформированных на занятиях.
Задачи:
— закрепить знания детей о единицах речи (звук, буква, слог, слово, предложение; механизм образования звуков: гласные, согласные — твердые и мягкие, звонкие и глухие)
-закрепит навык звукового анализа;
— закрепить начальные навыки чтения;
— закрепить умение делить слова на слоги;
— развивать у дошкольников слуховое внимание, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
— развивать произвольное внимание и самоконтроль через дыхательные упражнения;
— воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, чувство коллективизма, умение работать в команде.
Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье.
Оборудование: конверт с письмом; «речка», кирпичики с написанными буквами; «звуковые цветы»; «многоэтажные дома» и картинки с дикими животными; дерево с листьями; кассы букв; раздаточный материал для звукового анализа.
1.Организационный момент.
— Нам передали письмо. Обратного адреса нет, но написана загадка.
— Отгадаете – узнаете от кого письмо.
Я раскрыла почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня….. (весна)
— Что же нам пишет Весна?
«Прошу вас придти в лес, проверить все ли я весенние дела выполнила, могу ли я уже приглашать лето, а сама идти отдыхать?»
— Выполним просьбу Весны? Тогда в путь!
2. Корригиррующая ходьба.
В лес весенний мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Потопают ноги прямо по дороге
И поскачут ножки по прямой дорожке
Скакали, скакали и встали.
3. Составление слово из букв. «Пройди через речку»
— Мы с вами долго шли
К речке быстрой подошли
Рыба в той реке живет
И дорогу стережет
— Перед нами река – очень глубока!
— Как пройти? На том берегу уже и лес виднеется. (мост построить)
— Возьмите кирпичи только на которых написаны русские буквы и составьте слово из этих букв. (мост)
4. Дыхательное упражнение.
— Оглянитесь вокруг, вот мы и лесу!
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес.
По тропинке мы прошли
Тихо мы в него зашли.
— Как красиво в лесу!
— Поглядите, какая красота кругом.
-А как легко дышится в весеннем лесу!
— Подышим свежим воздухом.(делаем вдох носом, выдох ртом)
5. Дифференциация гласных и согласных звуков. «Звуковые цветы»
— Что весной на полянке вырастают?( вырастают первые цветы)
— А здесь выросли непростые, а звуковые цветы! Поможем им распуститься.
( цветы с красной сердцевиной – гласный; с синей – согласный твердый; с зеленой – согласный мягкий; дети берут лепестки, определяют первый звук и кладут к цветку)
6.Чтение слогов. « Поможем листьям на деревьях».
— Что происходит с деревьями весной? ( появляются молодые листочки)
— Поможем распуститься листьям.
Внимательно листья рассмотрите
И слоги на листьях ты прочтите!
(дети читают слоги, которые написаны на листьях, и прикрепляют листья,
к магнитной доске )
7.Деление на слоги. « Помоги животным найти свои дома»
— А у животных весной, что в жизни происходит? ( у животных появляются детеныши)
— Надо животным найти дома.
(Дети берут картинку, по слогам делят и расселяют животное в соответствующий домик – одноэтажный, двухэтажный и т.д)
8.Звукобуквенный анализ.
— Проходите за столы.
— Беда приключилась, животные заблудились, не в том месте очутились!
— Расшифруйте первое животное
( на магнитной доске картинки: книга, облако, телевизор — по первым буквам слов надо узнать животное, которое заблудилось)
К О Т
— Выложите схему слова, чтобы кот вернулся домой
(дети на столах выкладывают звуковую схему слова КОТ)
— Если замените гласную О на гласную И, узнаете, кто еще заблудился.
К И Т
— Кит может быть в лесу? Почему? Верните кита в море (выложите схему слова)
9.Закрепление разных видов интонаций.
— Как вы думаете можно Весне уходить, все ли она выполнила?
— Поднимите знак, который надо поставить в конце предложения:
Весна уходит? Весна уходит!
-А кто Весне спешит на смену?
— Составьте предложение про лето.
10. Итог занятия.
— Просьбу Весны мы выполнили и можем провожать её, а встречать Лето долгожданное.
— Сюрприз от Весны. ( в пакете игрушки для игр на прогулке)
Список литературы
-
Акименко, В.М. Новые логопедические технологии, [Текст] :учебно – методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 105 с.
-
Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения ,[Текст] : / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ сфера, 2006. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).
-
Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей, [Текст]: / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 40 с.
-
Лопухина, И.С. Речь, ритм, движение , [Текст] : / И. С.Лопухина. – СПб.: Дельта, 2001. – 128 с.
-
Метельская, Н.Г.100 физкультминуток на логопедических занятиях, [Текст] : / Н. Г.Метельская. – М.: ТЦ сфера, 2009. – 64 с. – (Логопед в ДОУ)
-
Трясорукова, Т. П .Эффективное развитие: мышление, движение, речь. Оптимизация психомоторного развития детей дошкольного возраста , [Текст]:. /Т.П. Трясорукова– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 79 с. – (Школа развития).
-
Трясорукова, Т. П . Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно – мышечного напряжения , [Текст]:. /Т.П. Трясорукова– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 29 с. – (Школа развития).