Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №159 «Золотая рыбка»
Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Золотая осень»
на основе интеграции коммуникации, художественного творчества, чтения художественной литературы, музыки.
подготовила
Есликова Лариса Ефремовна
воспитатель
Архангельск, 2013.
Программное содержание:1.Формировать представления детей об осени, осенних признаках, осенних месяцах.
2.Формировать понимание причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
3.Развивать словесно – образное мышление посредством разгадывания загадок. Активизировать глагольный словарь, словарь прилагательных, развивать фразовую речь.
Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, наступать, вянуть, моросить.
Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.
4.В процессе дидактических игр и предметно – практической деятельности закрепить и уточнить знания детей о ранней осени.
Коррекционные задачи: 1.Совершенствовать слуховое восприятие, процессы памяти, конструктивные способности.
2.Развивать концентрацию внимания, пальцевую моторику, координацию речи с движениями и речевую активность детей.
Воспитательные задачи: 1.Воспитывать наблюдательность, умение замечать красоту в осенней природе.
2.Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение поддержать друг друга, желание помочь при затруднениях.
Предварительная работа: Беседа об осени, рассматривание репродукций картин художников об осени, чтение загадок, стихов, разучивание хороводных игр, рассматривание листьев различных деревьев, сбор и засушивание листьев для гербария и изготовления поделок, игры «С чьей ветки детки», «Найди дерево по описанию».
Оборудование: Репродукция картины художника И.Левитана «Золотая осень», конверты – листочки с заданиями, картинки с изображением различных листьев, лист бумаги с наклеенными стволами березок для коллективной аппликации, клей ПВА, засушенные листья, образцы поделок из засушенных листьев.
Содержание НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, занятие – путешествие. А куда мы отправимся с вами, поймете, отгадав загадку.
В шубе летом, а зимой раздетым. (Лес)
Правильно. Вот мы и отправимся в осенний лес.
Воспитатель: Послушайте рассказ. Называется он «Лес осенью».
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо – тихо на землю опустятся. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения. (Г.Скребицкий и В.Чаплина)
Ответьте на вопросы: 1. О каком времени года говорится в рассказе? 2. Какого цвета лес был летом? 3. Какого цвета стали березки и клены осенью? 4. Какого цвета стали осины осенью? 5. Какие деревья не изменили своего цвета? 6. Как кружатся листья в воздухе?
(Обсуждение рассказа, пересказ детьми по цепочке)
А сейчас поиграем в игру « С чьей ветки детки». На столе лежат разные листочки, на фланелеграфе – картинки с изображением разных деревьев. Найдите листочки и прикрепите их к «своему» дереву или кусту.
( Дети рассказывают: У меня листок березы, он желтого цвета, с резными краями. Я прикрепил его на березку.
У меня листок осины. Он красного цвета, овальной формы, с волнистыми краями. Он упал с осинки. И т.д.)
Воспитатель: Молодцы. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Приглашаю вас на игру «Осень по садочку ходила».
(Дети встают в круг, в центре круга ребенок в веночке из листьев — осень. В руках у осени листья. Дети идут по кругу и поют, осень разбрасывает листочки.)
1.Осень по садочку ходила,
Листики свои обронила.
Обошла весь сад, обыскала.
Листья не нашла – плакать стала.
2. Золотые листья нашли мы
И тебе их все принесли мы.
У кого они угадай – ка
И с ребятами поиграй – ка.
(Осень в центре круга «плачет». Дети подбирают листочки, прячут их за спину и произносят звуки ш-ш-ш-ш.)
Осень: Слышу, листья шелестят за спиною у ребят.
Только я их не нашла, помогите мне, друзья.
Дети: Листочки свои возьми, но сначала догони!
( Дети, в руках у которых листья, убегают от осени. Остальные образуют круг, поднимают руки. Через круг может пробегать только осень. Пойманные дети отдают осени листочки, встают в круг.)
Ребята, а ведь это не простые листочки, а с сюрпризами: на них написаны интересные задания.
Листок с березки: Назовите признаки осени. (Становится холоднее, дни короче, ночи длиннее, желтеют и опадают листья, часто идут дожди и т.п.)
Листок с клена: Назовите слова – признаки к слову осень. Какая осень? (Золотая, красивая, ранняя, поздняя…) Какой дождь осенью? (холодный, затяжной, моросящий….).
Листок с рябинки: Назовите осенние месяцы.
Листок с осинки: Исправьте предложения:
На клене желтеют березовые листья. Когда идет дождь, на улице сухо.
Зимой бывает листопад.
Ребята, а вы знаете, почему листья осенью опадают? Нравятся ли вам цветные листочки? Любите вы их собирать? Что с ними можно делать?
(Ответы детей. Воспитатель подводит итог, делает выводы.)
Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохранит влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле — не мусор, их нельзя сжигать, потому что это загрязняет воздух, ухудшает экологию. Опавшие листья убирают только с асфальта и твердых покрытий.
А сейчас поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика « Осенние листочки»)
Ветер листьями играл, (сжимаем пальчики в кулачки
Ветер листики считал: и разжимаем)
Вот кленовый, вот дубовый, (загибаем по одному пальчику,
Вот рябиновый резной, начиная с большого)
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. ( руки плавно опускаем на стол)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину художника И.Левитана. Как она называется?
Дети: «Золотая осень».
Воспитатель: Как вы думаете, почему так? Какие деревья изображены на переднем плане картины? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами тоже сделаем картину и придумаем ей название. Художники пишут картины красками, а мы будем использовать для нашей картины засушенные листья. Посмотрите, какие картины можно сделать с помощью листьев и цветов.
Ребята, обратите внимание, засушенные листья очень нежные, хрупкие. Нужно очень бережно и осторожно с ними обращаться при изготовлении поделок. Но сегодня для нашей картины понадобятся мелкие кусочки листьев, поэтому сначала мы листочки разломаем, разомнем, а потом приклеим их на крону деревьев.
(Дети работают под музыку П.И.Чайковского «Времена года»)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Получилась замечательная картина, как у настоящих художников. Как мы ее назовем?
Дети: «Березовая роща»
Воспитатель: Чудесно. Ребята, на прогулке мы с вами собрали много красивых листьев. Возьмите их домой, засушите и сделайте вместе с родителями поделку из засушенных листьев. А потом в группе устроим выставку.
Литература
-
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. СПб, «Детство – Пресс», 2001.
-
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
-
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., Просвещение,1981.