Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50 «Теремок»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

Конспект урока окружающего мира для 4 класса «Мир животных»

подготовила воспитатель

Филатова Светлана Владимировна

г. Озерск

2014

Программное содержание

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные и как он о них заботиться;

Формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое;

Развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения;

Упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части.

2. Задачи на развитие связной речи:

Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично;

Учить распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения;

Добиваться интонационной выразительности речи.

3. Воспитательные задачи:

Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик;

Формировать доброжелательность в общении.

Материал к занятию

Картинки дедушки и бабушки; картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них; картинка «волк»; изображение скотного двора.

Предварительная работа

Чтение рассказов и сказок о животных, рассматривание картин, иллюстраций, чтение энциклопедий , настольно-печатные игры ,

Последующая работа.

Драматизация получившейся сказки с использованием настольного театра.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня день!

Этюд «Улыбка»

Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу. А теперь улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, утром нам пришло письмо от дедушки и бабушки (выставляются картинки). Дедушка и бабушка живут в деревне, сами много работают и детишек учат быть трудолюбивыми. Вы знаете пословицы и поговорки о добре, о труде?

(Ответы детей: Жизнь дана на добрые дела; Хорошие поступки украшают человека; Будешь трудиться – будут хлеб и молоко водиться; Без труда не вытащишь рыбку из пруда).

Воспитатель. У дедушки и бабушки в деревне много верных друзей. Люди за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это? Садитесь. Они спрятались в этом домике, который называется скотный двор (Выставляется картинка «пустой скотный двор»). Внимательно послушайте и угадайте, кто там живет. Как только вы угадаете животное, оно сразу вам покажется.

Загадки о животных.

Есть у Савки пятачок, 
Два блинка и кренделёк. 
Без шнурков на нём ботинки, 
А костюмчик из щетинки. (Поросёнок)

Рыжий молокозавод 
День жуёт и ночь жуёт:
 
Ведь траву не так легко
 
Переделать в молоко!
 (Корова)

Не прядёт, не ткёт, 
А людей одевает.
 (Овца)

С бородой, а не старик, 
С рогами, а не бык,
 
Доят, а не корова,
 
Лыко дерёт,
 
А лаптей не плетёт.
 (Коза)

У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?…(Лошадка)

Заворчал живой замок, 
Лёг у двери поперёк.
 
Две медали на груди.
 
Лучше в дом не заходи!
 (Собака)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

Воспитатель достает из-за скотного двора картинки с изображением тех животных, которых назвали дети (по очереди).

Воспитатель. У всех животных есть свои дома. И называются они по-разному.

Дидактическая игра «Кто в каком доме живет?»

Дети по очереди подходят к скотному двору, берут карточку, рассматривают и ставят на мольберт. (у коровы – коровник, у овцы – хлев, у лошади – конюшня, у козы – хлев или сарай, у собаки – будка, у свиньи — свинарник)

Воспитатель. Скажите, как одним словом можно назвать всех обитателей скотного двора? Какие это животные?

Дети. Домашние животные.

Воспитатель. Почему они называются домашними?

Дети. Эти животные живут рядом с человеком, люди о них заботятся.

Воспитатель. Как можно назвать животных, которые питаются растительной пищей?

Дети. Травоядные животные.

Воспитатель. Кого из домашних животных можно отнести к травоядным?

Дети. Коровы, овцы, козы, лошадь.

Воспитатель. Расскажите, что любит есть кошка? (Кошка любит есть молоко, мясо, она ловит мышей)

Воспитатель. Как вы думаете, кошка травоядное или хищное животное? (Кошка – хищное животное) Почему? (Потому что она ест мясо, рыбу.) Кого еще из домашних животных можно отнести к хищникам? (Собака) Что любит есть собака? (Собака любит есть мясо, глодать кости.)

Воспитатель. Послушайте стихотворение С. А. Васильевой «Заяц»:

Заяц тихо за кусточком

Притаился и в тенечке

Замер он и еле дышит,

Длинным ухом чутко слышит:

Ветка хрустнула, и вот –

Лось большой к нему идет.

Но не страшен лось рогатый –

Травку кушает сохатый.

Вот крадется серый волк –

Он в охоте знает толк.

Лис, хитрюга, тоже рыщет,

Только зайца не отыщет.

Есть у зайчика секрет.

Как избавится от бед:

Ты из всех зверей в лесу

Бойся волка и лису.

Воспитатель. Скажите, как можно назвать героев этого стихотворения. (Дикие животные.)

Перечислите диких животных, названных здесь.

Воспитатель. Скажите, ребята, волк — какое животное? (Волк – дикое животное, хищник.) Чем он питается? (Ловит мелких лесных животных). Каких еще хищных диких животных вы знаете? (лиса, медведь) Назовите травоядных диких животных? (Лось, мышь, заяц)

Воспитатель. Животные ночью спят. Сейчас по сигналу «Ночь!» вы закроете глаза, а по сигналу «День!» откроете. Ночь! (Дети закрывают глаза.) Все животные спят, отдыхают. (Выставляется картинка «волк».) День! (Дети открывают глаза.)

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинки. (На фланелеграфе картинки с изображением коровы, козы, овцы, кошки, лошади, волка). Кто лишний? Почему?

Дети. Это волк, он – дикое животное, живет в лесу, охотится на других животных.

Воспитатель. У волка нет друзей, а у нас кругом друзья. Давайте разомнем наши пальчики. Вставайте, разойдитесь по ковру.

Пальчиковая гимнастика «У меня кругом друзья»

Дети показывают пальчиками различных животных.

Со мной здоровался петух Ладонь вверх, указательный палец опирается на

большой; остальные растопырены в стороны

и подняты вверх.

«Ку-ка-ре-ку! – пропел он вслух Большой и указательный

«Ко-ко», — услышал я от кур Пальцы образуют глаз.

Мурлыка-кот мурлыкнул: Средний и безымянный пальцы упираются в большой,

«Муррррр….» указательный и мизинец подняты вверх.

А пес Барбос, меня, узнав, Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх,

Пролаял вежливо: «Гав! Гав!» указательный, средний и безымянный – вместе.

Мизинец попеременно опускается и поднимается.

И протянул теленок «Мууууу…» Показывают рожки.

Мол, здравствуй, скучно одному.

«Как хорошо, — подумал я, — развести руки в стороны, затем сомкнуть в

Что у меня кругом друзья». рукопожатии.

Воспитатель. Кого из друзей выберем прогнать волка?

Дети. Пса Барбоса.

Воспитатель. Как вы будете прогонять волка? Ну-ка, пес. Полай-ка, волка прогоняй-ка!

Дети. Гав! Гав! Гав!

Воспитатель. Молодцы, прогнали волка (картинка убирается).

«Сочиняем сказку»

Воспитатель. Многие животные часто становятся героями разных сказок. Какие сказки вы знаете про животных, например про лису, медведя, волка, зайца? Животных в сказках часто называют разными именами. Как зовут лису в сказках? (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, лиса Алиса.) Вспомните имена и прозвища других животных. (Медведя, зайца)

Дедушка и бабушка тоже очень любят сказки о животных. Давайте придумаем для них сказку. Садитесь. А помогут нам в этом наши картинки и наша фантазия.

Воспитатель. Попробуем рассказать всю сказку целиком. Я записала сказку, каждое словечко. Пошлем письмо в деревню, пусть дедушка и бабушка обрадуются. Каждый из вас может рассказать эту сказку целиком дома, тому, кого вы захотите порадовать.

Воспитатель. Молодцы. А хотели бы вы, ребята, нарисовать нашу сказку дедушке и бабушке? (Ответы детей) Садитесь, давайте попробуем.

Дети рисуют сказку цветными карандашами, цветными мелками, фломастерами (на выбор)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы сегодня очень постарались.

Занятие окончено.

Список литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- Москва: просвещение, 1982г.

  2. Лучич М.В. Детям о природе.- Москва: Просвещение, 1989 г.

  3. Рыжова Н.А. Наш дом-природа.- Москва: Карапуз –Дидактика, 2005 г.

  4. Скоролупова О.А. Дикие животные. — Москва: Издательство Скрипторий, 2006г.

  5. Сладков Н. Разговоры о животных. — Москва: Стрекоза – Пресс, 2002г.

  6. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — Mосква: Издательство Гном и Д, 2000г.

  7. www.moi-detsad.ru

  8. www.ourkids.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here