Новичкова Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназия №46 п. Малаховка
Урок литературы в 10 классе по теме
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и
поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Цели:
-
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.
-
Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.
-
Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».
Задачи:
-
проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;
-
развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
-
совершенствовать умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
-
развивать интеллектуальные способности;
-
воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Форма проведения урока: презентация.
Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока.
-
Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.
-
Вступительное слово учителя. У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.
Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.
— Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников).
-
Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион): медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»). Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.) Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников.)
-
Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради. Слайды.
Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.
Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.
1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок — Михаил Салтыков.
1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.
1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.
1845-47 — участие в революционном кружке
7