государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка
муниципального района Пестравский Самарской области
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
Тема: «Государственные награды». «Достоин будь награды русской!..» (УМК «Планета знаний»)
Черникова Надежда Александровна
Учитель начальных классов
Пестравка,2014
Тема: «Государственные награды». «Достоин будь награды русской!..»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: создать условия для развития информационно-коммуникационной, культуроведческой компетенции, через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.
Задачи урока:
-
познакомиться с наградной системой страны:
-
выяснить, кому и за что вручаются государственные награды, как их изготавливают;
-
создать эскизы значков для награждения выпускников начальной школы:
– за отличную учебу,
– за умение дружить,
– за творчество,
– за активную жизненную позицию.
Технологии на уроке:
-
ведущая – технология сотрудничества на основе системно-деятельностного подхода;
-
информационно-коммуникационная.
Формы организации познавательной деятельности:
– групповая;
– фронтальная.
Методы: практический, самостоятельная работа, беседа, работа с разными источниками информации, частично-поисковый, проектная деятельность, самопроверка, взаимопроверка.
Средства: речь, исследуемые объекты, видеозапись, соц. опрос, возможность выхода в Интернет, персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера, справочная литература, детские авторские презентации.
Здоровьесбережение на уроке
– проветривание класса;
– температурный режим (t +18-22);
– хорошее освещение;
– правильная посадка (мебель соответствует росту детей);
– рациональное использование интерактивной доски;
– смена деятельности;
– положительный психологический настрой.
Предполагаемый результат:
– дети познакомятся с наградной системой страны (дореволюционная Россия, награды Советского Союза, награды современной России) и ответят на вопросы контрольного листа, оценят работу группы;
– создадут эскизы наградных значков для выпускников начальной школы.
План урока
Задача | Длителность | Форма проведения | Методы, приёмы Формирование УУД | |
Организационный этап | Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых знаний и умений. Мотивация познавательной деятельности. | 1 мин |
| Оценка эмоционального состояния |
Этап планирования и целеполагания | Составить план работы, определить круг вопросов, на которые необходимо найти ответ. | 5мин | Фронтальная | Проблемный вопрос, ролевая игра, беседа |
Этап усвоения новых знаний | Показать разные способы получения информации, использование краеведческого материала, учить учиться. | 15мин | Фронтальная, групповая | Частично-поисковый, работа с разными источниками инф-ции |
Этап закрепления новых знаний | Закрепить знания, добытые в ходе активного поиска на основе применения их на практике, повысить уровень осмысления изученного материала. | 5мин | Фронтальная, групповая | Работа в группах, взаимопроверка, работа с учебником, печатной тетрадью |
Этап создания проекта и его презентация | Развивать способность к обобщениям, творческое мышление, умение общаться, прислушиваться к чужому мнению. | 15мин | Групповая | Проектная деятельность, работа в группах |
Рефлексия. Этап информации учащихся о домашнем задании. | Оценить свое эмоциональное состояние и работу группы. Познакомить учащихся с домашним заданием. | 4 мин |
| Самооценка (тест). Создание проблемной ситуации |
Ход урока
Предварительная подготовка к уроку:
– дети были разделены на группы, с помощью разных источников информации они искали сведения о наградах царской России, Советского Союза, современной России;
– был проведен соц. опрос учеников начальной школы.
В ходе предварительной подготовки дети должны были общаться со сверстниками из других классов, со знакомыми и незнакомыми взрослыми, взаимодействовать друг с другом, с родителями, использовать свои знания по окружающему миру, русскому языку, информатике.
Что делают | Использование интерактивных средств | ||||||
Учитель | Ученики | ||||||
Организационный этап | — С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Достает черный ящик, в котором находятся наградной знак. Описывает предмет, находящийся в ящике. Почему он там оказался? | Показывают карточку с изображением солнышка или тучки. По описанию отгадывают, что в черном ящике, называют тему урока. | Для урока была создана тема:
| ||||
Этап планирования и целеполагания
Этап усвоения новых знаний
Этап закрепления новых знаний
Этап создания проекта и его презентация
Рефлексия
Этап информации учащихся о домашнем задании. | — Сейчас мы с вами побудем в роли научных сотрудников, историков, как правило, они работают по плану, и нам нужно его составить. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Вступительное слово учителя. — Еще в глубокой древности зародился обычай награждать людей, отличившихся на поле брани, проявивших личную преданность государю и Отечеству. Как награждали в России во времена, когда правил царь? За какие ратные дела? — После революции произошла смена власти, остались ли награды? Каких наград удостаивались граждане во время Великой Отечественной войны, какие почетные звания присваивали героям войны и труда? — Награды современной России. — Можно ли увидеть, как изготавливают ордена? Учитель предлагает ответить на вопросы, заполнить контрольный лист. — Можно ли самим создать правительственную награду? — А награду для своих одноклассников? Детям предлагается разработать эскиз значка по группам: — за отличную учебу; — за умение дружить; — за творчество; — за активную жизненную позицию. Учитель предлагает подвести итоги работы. Все ли пункты плана выполнены? Создание проблемной ситуации, недосказанности. Заключительное слово учителя. | Дети под руководством учителя составляют план: 1. Дать определение правительственных наград: ордена, медали. (Дети используют словари) 2. Выяснить, какие награды существовали в России в разные времена, кто может получить правительственные награды и почетные звания. 3. Можно ли увидеть, как изготавливают ордена? 4.Самим придумать награду (почетный знак для выпускников начальной школы). Дети представляют материалы предварительной подготовки: 1группа рассказывает о наградах царской России; 2 и 3 группы рассказывают о наградах современной России; дети приготовили рефераты и презентацию. Дети высказывают предположения, рассуждают можно ли изготовить ордена про запас? Ученик ищет ответ на вопрос в сети Интернет. Выполнение задания из печатной тетради. Взаимопроверка. Самопроверка. Представляют результаты опроса учеников начальной школы: — Хотели бы они получить почетный значок по окончании начальной школы? — За какие заслуги? Дети используют полученную из ролика информацию: сначала художник придумывает эскиз, необходимо использовать символы. Показ и защита своего эскиза. Дети оценивают работу группы с помощью теста. Дети получают задание: найти материал о героях России. Песня «Дорога добра» Ю. Энтина. |
Презентация «Награды Российской империи».
Презентация о наградах Советского Союза, видеозапись о поездке в областной военкомат.
Презентация «Орден Мужества»
Просмотр ролика с видеозаписью «Как изготавливают ордена»
Проверка контрольного листа.
Видеозапись соц. опроса учеников 3-4 классов.
Для презентации своих эскизов дети используют документ-камеру.
Используется система голосования Senteo.
|
Список литературы
1. Вахрушев А.А.,Самойлова Е.А.Окружающий мир («Я и мир вокруг»).
4 класс. Методические рекомендации для учителя.-Изд.2-е.-М.: Баласс,2011.
2.Вахрушев А.А.,Бурский О.В.Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 4 класс. Учебник в 2 частях.- М.:Баласс,2011.
3. Что такое? Кто такой? Издание для детей и юношества в трех томах; издательство «Педагогика-Пресс» Москва,2007.
4. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М: Издательство «Эксмо», 2010
5.Фотографии из личного архива.