Конспект урока окружающий мир 2 класс
в технологии деятельностного метода
с учетом формирования универсальных учебных действий
по теме «Какие бывают животные».
Цели и задачи : — формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые).
Познакомить с группами: земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп.
Расширять кругозор детей о природе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 1 (А. А. Плешаков).
-
Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
-
Карточки с названиями групп животных и таблицами.
-
Раздаточный материал в конвертах.
-
Презентация «Какие бывают животные?».
-
Компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экран.
Ход урока | Формирование УУД | |
1.Организационный момент |
Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
|
|
2.Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. — Какая тема изучалась на прошлом уроке? — Какую группу растений вы видите? — Назовите их отличительные признаки. — Приведите примеры растений данного вида. (подобные вопросы задаются к группам растений: деревья, кустарники, травы) — На какие две группы можно разделить данные растения? (хвойные и лиственные) — Чем отличаются лиственные и хвойные растения?
|
|
3. Самоопределение к деятельности
| 1. Разгадывание кроссворда 1
— Отгадайте загадки. 3
Летит- жужжит, кружится. На землю садится, А никто не боится (жук).
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. В сарай попала, Кур пересчитала (лиса).
Летом ходит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос (медведь).
Он в самом омуте живёт, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны (сом).
Пёстрая крякушка, Ловит лягушек. Ходит в развалочку, В спотыкалочку (утка). На лугу живёт скрипач, Носит фрак и Ходит вскачь (кузнечик).
Вышла из норки Ради хлебной корки. Торговалась с котом беленьким. Расплатилась шубкой серенькой (мышка).
У него рога ветвисты Ноги тонки, ноги быстры (олень).
— Прочитайте выделенное слово (животные).
— Как вы думаете, какая будет тема урока? 1 | Познавательные УУД 1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. 5. Формируем умение устанавливать аналогий; 6. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
|
4.Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
|
— Сегодня мы будем говорить о животных, об их отличительных признаках и научимся разделять животных на группы.
Учитель предлагает каждой группе распределить животных на карточки, подписать названия животных и в таблице указать отличительные признаки для каждой группы животных.
а) проверка групповой работы; б) заслушивание сообщений подготовленных учащихся; 1, 2 в) выводы и обобщения по теме урока сделанные уч-ся; 4, 3 г) сравнение с формулировками учебника стр. 62 — 63; д) знакомство с земноводными и пресмыкающимися: Земноводные
— Послушайте стихотворение:
В воду плюхнулась лягушка, А за ней ещё подружка. А потом ещё одна Донырнули все до дна. Ква-ква-ква, ква-ква-ква – Слышим снова голоса. Это, видно, два дружка Голосят им с бережка. Пусть они себе живут И концерты нам дают. Польза есть от лягушат: Мошек, комаров едят. В.Л.Гаазов
— О каких животных было стихотворение? — А к какой группе вы бы отнесли лягушек? (дети высказывают предположения) -Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные. — Как вы думаете, почему они так называются?(живут на земле и в воде) — К земноводным ещё относятся тритоны. — внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (четыре ноги и гладкая кожа) 3
Пресмыкающиеся — Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют. — назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками). 3
3. Работа с таблицей. 1 -Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все, выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.
Физминутка 4
В лесной глуши на ёлке Жили – были два бельчонка. Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. Вставали рано поутру, Изображали кенгуру. За уши лапками хватались И вправо – влево наклонялись. Дружно хлопали в ладошки И тянулись, словно кошки. Ножками топали, Глазками хлопали, Головками крутили, Друг за другом вслед ходили.
| Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4. Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
5.Применение нового знания
6. Итог урока
|
1. Работа с учебником. 3 — Откройте учебники на с.60. — Под какими номерами на больших рисунках показаны насекомые, рыбы, птицы, звери? — Стрелками из цветной бумаги соедините большие и маленькие рисунки.
2. Работа в тетради. 3, 5 Выполнение задания №1, №2с.42
а) самостоятельное выполнение задания; б) проверка выполненногозадания.2
3. Работа в тетради «Проверим себя». 3 Выполнение задания №1, №2, с.10 – 11
Минутка отдыха для глаз
— Потренируемся определять вид животного (Учитель просит детей достать из конверта картинку с изображением животного и определить его в нужный вольер).
— Что мы сейчас делали? — Чему учила нас игра? 1 5. Проверочная работа. 2 Проводится в виде природоведческого диктанта – учитель читает стихотворение или загадку о животном, а ученики, отгадав её, должны записать, к какой группе относится это животное. При этом используются сокращения: З. – звери П.- птицы Р.- рыбы Н. – насекомые ЗВ. – земноводные Пр. – пресмыкающиеся
1.Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой, Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)
2.Пушистой, маленькой хозяйке Морозы не страшны: Приберегла она на ветках Сушёные грибы. (Белка)
3. Окраской — сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Зовут её … . (ворона)
4. Я — пятнистая букашка, По оранжевой спине У меня одни кругляшки нарисованы везде. Если в руки попаду — Извините, обману: Сразу, вроде без сознанья, Я на спинку упаду. (Божья коровка)
5.Быстро плавает акула Океаны бороздя. Чует кровь, и запах чует И, добычу карауля, Не отпустит от себя.
6.Скачет зверушка Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)
В итоге на листочке должна получиться следующая запись: Пр. З. П. Н. Р. ЗВ.
6.Знакомствр со всемирным фондом дикой природы.
-Кто изображён на картинке? (панда) — Что за буквы написаны внизу? Ученик читает по карточке: ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ- крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты. 3, 5 — Как вы помогаете животным?
7. Домашнее задание: С 60 – 63 чтение, пересказ(учебник) С 43 – 45 (тетрадь)
8. Подведение итогов урока и оценка знаний. Продолжи высказывание — Я сегодня узнал… — Я сегодня запомнил… — Я сегодня удивился… — Я сегодня повторил… — Я сегодня научился…
9. Рефлексия — С каким настроением вы уходите с урока?
| Регулятивные УУД 1. Формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; 2.Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
Личностные УУД
Духовно-нравственное развитие и воспитание. 1.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ. 2.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. 3.ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ. 4.ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
5.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
6.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
|