План урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой с применением интерактивной доски.
Тема урока: «Апрель – водолей»
Цели урока:
-
формирование представлений об изменениях, происходящих в природе во время весны; познакомить с отличительными признаками насекомых;
-
развивать познавательную активность детей, интерес, умение сравнивать обобщать, делать выводы;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-
формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.
Оборудование: интерактивная доска, учебники и рабочие тетради.
Ход урока
1.Введение в тему.
— Отгадайте загадку: (текст, написанный на интерактивной доске читает учитель)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель.)
2.Сообщение темы.
(На доске появляется тема « Апрель-водолей».)
— Почему апрель называют «водолеем»? (Ответы детей).
— Апрель – второй месяц весны, это время воды. Издавна в народе говорят: апрель-водолей. Вода с гор потекла – весну принесла. В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа.
3. Работа по теме.
(На доске появляются картинки весны: ручьи, ледоход, половодье, почки на ветке.)
— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательную прогулку в природу, чтобы узнать, какие изменения происходят в ней с приходом весны.
1)Всё уверенней шествует весна по заснеженным полям, оставляя за собой бурые лоскуты проталин, врывается на крыльях ветра в лесные дебри, тёплым дыханием растапливает снега, превращая их в поющие хрустальные ручейки.
2)Откройте учебники на стр. 157.
(Учитель просит учащихся вслух прочитать рассказ «Ледоход»).
— Как вы понимаете выражение: «Лёд тронулся»?
(Чтение стихотворения про ледоход на стр. 158).
3) Со всех сторон бегут к реке ручейки. Вода прибывает, ей становится тесно и она выходит из берегов. Наступает весеннее половодье.
4) А теперь мы продолжим наше путешествие и отправимся в апрельский лес. Полным ходом идёт движение соков у деревьев и кустарников. Рассмотрим картинку на доске, где изображена ветка с набухшими, но ещё не распустившимися почками.
5)На солнечных опушках и светлых лесных полянках появляются первые весенние цветы. (Чтение стихотворения на стр. 157, на доске появляются первоцветы).
— С наступлением весны радуются солнцу, свету и теплу первоцветы: подснежники, белоцветики, прострелы, сон-трава.
Берёзы плачут – чистый сок
Алмазной капает слезою
И первый радостный цветок
Весь лес украсил бирюзою.
6) — Итак, ребята, какие изменения в природе произошли в начале апреля? ( Тает снег, бегут ручьи, ледоход на реках, почки набухли на деревьях, появились первоцветы).
— И вот растаял весь снег, высохли ручьи. Земля покрылась зелёной травой. А что же происходит в траве? Давайте прочитаем об этом в «Лесных картинках» на стр. 158.
(На доске появляются картинки жужелицы, майского жука и пчелы).
— Кто из них приносит пользу, а кто вред и почему?
— Рассмотрите животных, о которых говорится в тексте.
Как их можно назвать одним словом? (Насекомые).
— А почему они называются насекомыми?
— Тело насекомых покрыто полосками, будто оно насечено. Поэтому они и называются насекомыми, от слов «насечка», «насекать».
4.Закрепление изученного материала.
Соображалки «Путаница»
— А теперь давайте поиграем. Откройте учебники на стр. 160. Вы видите здесь насекомых, а рядом написано, как они называются. Посмотрите на доску. Здесь названия и картинки перепутались. Нужно стрелками на доске соединить картинку насекомого и его название. (Учащиеся работают карандашом на интерактивной доске.)
— Посчитайте, сколько у насекомых ног. (Шесть.)
5. Физкультминутка
6. Практическая работа в тетради и на интерактивной доске
(На интерактивной доске изображён рисунок-схема бабочки).
— Откройте рабочие тетради на стр. 73. Работаем вместе на доске и в тетради, подписываем на рисунке-схеме название частей строения бабочки.
(Учащиеся пишут с помощью карандаша на доске).
7. Соображалки «У кого сколько ног?»
(На интерактивной доске и в тетради на стр. 72 слева указаны числа, справа – животные).
— Соедините стрелкой цифру и название животного.
8. Найди различия
— Определите по внешнему виду, чем бабочка крапивница отличается от бабочки капустницы. Почему у них такая окраска?
— Яркая окраска крапивницы схожа со многими ядовитыми насекомыми, поэтому отпугивает птиц. А при сложенных крыльях она черно-коричневого цвета. Это хорошая маскировка при зимовке в сараях, на чердаках и в дуплах, куда она устраивается в конце октября, а в апреле просыпается. Свои яйца она откладывает на листья крапивы.
— Зеленовато-жёлтый цвет крыльев придаёт бабочкам капустницам сходство с листьями капусты, на которую она откладывает свои яйца. Что тоже является хорошей маскировкой. Зимует капустница в виде куколки. В апреле из куколки выводится бабочка.
(Учебник стр. 161. Рассказ о бабочке крапивнице.)
9. А ну-ка отгадай!
(На интерактивной доске карточки с загадками про насекомых. При правильном ответе карточка сдвигается, а под ней — картинка с изображением угаданного насекомого.)
1) На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза).
2)Погасили в доме свет –
Всё равно покоя нет.
Ру-чу-чу да ру-чу-чок.
Кто же там в углу? (Сверчок).
3)Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо. (Оса).
4)Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы).
5) С хоботом летает,
Не слон и не птица,
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха).
6) Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи).
7) Чемпион он по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик).
10. Дополнительный материал.
Задание в тетради на стр. 73. «Кто на какой цветок сядет?»
(Разными цветами прочертить дорожки насекомым).
11. Итог урока. Рефлексия.
(На интерактивной доске появляется картина апрельского леса).
— Какие изменения происходят в природе весной?
— Какое задание вам больше всего понравилось?
— С каким настроением уходите с урока?