План урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой с применением интерактивной доски.

Тема урока: «Апрель – водолей»

Цели урока:

  1. формирование представлений об изменениях, происходящих в природе во время весны; познакомить с отличительными признаками насекомых;

  2. развивать познавательную активность детей, интерес, умение сравнивать обобщать, делать выводы;

  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  4. формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.

Оборудование: интерактивная доска, учебники и рабочие тетради.

Ход урока

1.Введение в тему.

— Отгадайте загадку: (текст, написанный на интерактивной доске читает учитель)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель.)

2.Сообщение темы.

(На доске появляется тема « Апрель-водолей».)

— Почему апрель называют «водолеем»? (Ответы детей).

— Апрель – второй месяц весны, это время воды. Издавна в народе говорят: апрель-водолей. Вода с гор потекла – весну принесла. В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа.

3. Работа по теме.

(На доске появляются картинки весны: ручьи, ледоход, половодье, почки на ветке.)

— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательную прогулку в природу, чтобы узнать, какие изменения происходят в ней с приходом весны.

1)Всё уверенней шествует весна по заснеженным полям, оставляя за собой бурые лоскуты проталин, врывается на крыльях ветра в лесные дебри, тёплым дыханием растапливает снега, превращая их в поющие хрустальные ручейки.

2)Откройте учебники на стр. 157.

(Учитель просит учащихся вслух прочитать рассказ «Ледоход»).

— Как вы понимаете выражение: «Лёд тронулся»?

(Чтение стихотворения про ледоход на стр. 158).

3) Со всех сторон бегут к реке ручейки. Вода прибывает, ей становится тесно и она выходит из берегов. Наступает весеннее половодье.

4) А теперь мы продолжим наше путешествие и отправимся в апрельский лес. Полным ходом идёт движение соков у деревьев и кустарников. Рассмотрим картинку на доске, где изображена ветка с набухшими, но ещё не распустившимися почками.

5)На солнечных опушках и светлых лесных полянках появляются первые весенние цветы. (Чтение стихотворения на стр. 157, на доске появляются первоцветы).

— С наступлением весны радуются солнцу, свету и теплу первоцветы: подснежники, белоцветики, прострелы, сон-трава.

Берёзы плачут – чистый сок

Алмазной капает слезою

И первый радостный цветок

Весь лес украсил бирюзою.

6) — Итак, ребята, какие изменения в природе произошли в начале апреля? ( Тает снег, бегут ручьи, ледоход на реках, почки набухли на деревьях, появились первоцветы).

— И вот растаял весь снег, высохли ручьи. Земля покрылась зелёной травой. А что же происходит в траве? Давайте прочитаем об этом в «Лесных картинках» на стр. 158.

(На доске появляются картинки жужелицы, майского жука и пчелы).

— Кто из них приносит пользу, а кто вред и почему?

— Рассмотрите животных, о которых говорится в тексте.
Как их можно назвать одним словом? (Насекомые).

— А почему они называются насекомыми?

— Тело насекомых покрыто полосками, будто оно насечено. Поэтому они и называются насекомыми, от слов «насечка», «насекать».

4.Закрепление изученного материала.

Соображалки «Путаница»

— А теперь давайте поиграем. Откройте учебники на стр. 160. Вы видите здесь насекомых, а рядом написано, как они называются. Посмотрите на доску. Здесь названия и картинки перепутались. Нужно стрелками на доске соединить картинку насекомого и его название. (Учащиеся работают карандашом на интерактивной доске.)

— Посчитайте, сколько у насекомых ног. (Шесть.)

5. Физкультминутка

6. Практическая работа в тетради и на интерактивной доске

(На интерактивной доске изображён рисунок-схема бабочки).

— Откройте рабочие тетради на стр. 73. Работаем вместе на доске и в тетради, подписываем на рисунке-схеме название частей строения бабочки.

(Учащиеся пишут с помощью карандаша на доске).

7. Соображалки «У кого сколько ног?»

(На интерактивной доске и в тетради на стр. 72 слева указаны числа, справа – животные).

— Соедините стрелкой цифру и название животного.

8. Найди различия

— Определите по внешнему виду, чем бабочка крапивница отличается от бабочки капустницы. Почему у них такая окраска?

— Яркая окраска крапивницы схожа со многими ядовитыми насекомыми, поэтому отпугивает птиц. А при сложенных крыльях она черно-коричневого цвета. Это хорошая маскировка при зимовке в сараях, на чердаках и в дуплах, куда она устраивается в конце октября, а в апреле просыпается. Свои яйца она откладывает на листья крапивы.

— Зеленовато-жёлтый цвет крыльев придаёт бабочкам капустницам сходство с листьями капусты, на которую она откладывает свои яйца. Что тоже является хорошей маскировкой. Зимует капустница в виде куколки. В апреле из куколки выводится бабочка.

(Учебник стр. 161. Рассказ о бабочке крапивнице.)

9. А ну-ка отгадай!

(На интерактивной доске карточки с загадками про насекомых. При правильном ответе карточка сдвигается, а под ней — картинка с изображением угаданного насекомого.)

1) На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза).

2)Погасили в доме свет –

Всё равно покоя нет.

Ру-чу-чу да ру-чу-чок.

Кто же там в углу? (Сверчок).

3)Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (Оса).

4)Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчёлы).

5) С хоботом летает,

Не слон и не птица,

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха).

6) Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи).

7) Чемпион он по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик).

10. Дополнительный материал.

Задание в тетради на стр. 73. «Кто на какой цветок сядет?»

(Разными цветами прочертить дорожки насекомым).

11. Итог урока. Рефлексия.

(На интерактивной доске появляется картина апрельского леса).

— Какие изменения происходят в природе весной?

— Какое задание вам больше всего понравилось?

— С каким настроением уходите с урока?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here