Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского

муниципального образования Тимашевский район

Урок литературного чтения во 2 классе

«Доброе слово»

по теме «Устное народное творчество»

Подготовила

Шабельник Наталия Анатольевна

Станица Медведовская, 2012 год

Форма проведения:

урок – театр.

Цели урока:

создать мотивацию у детей в необходимости изучения устного народного творчества,

обобщить знания о разных жанрах устного народного творчества,

воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание, взаимопомощь,

формировать навык выразительного чтения,

развивать внимание, интерес к устному народному творчеству, любовь к слову.

Методы и приемы учебной деятельности:

постановка проблемы и совместное ее разрешение с опорой на учебник и опыт детей.

Формы организации учебной деятельности:

игра – соревнование индивидуально и в парах.

Средства обучения:

любой учебник по литературному чтению, в котором есть тема «Устное народное творчество» или книги по внеклассному чтению по данной теме,

разрезные карточки с пословицами .

Оборудование:

куклы из кукольного театра – добрый дед, злой дед,

небольшая настольная ширма

магнитофон, фонограммы русских народных песен.

Подготовительная работа:

изучение отдельных жанров устного народного творчества.

Оформление урока:

на доске по ходу урока появляется таблица

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

потешки заклички песни дразнилки шутки небылицы

пословицы поговорки скороговорки загадки сказки

План проведения урока.

1. Начало урока.

2. Чтение закличек по выбору.

3. Чтение считалок.

4. Чтение потешек.

5. Чтение дразнилок по выбору.

6. Восстановление пословиц по опорным словам.

7. Чтение и отгадывание загадок.

8. Релаксационная пауза. Слушание русской народной песни.

9. Чтение русской народной сказки.

10. Вывод урока.

1. Начало урока.

Музыкальное вступление: фонограмма мелодии русской народной песни.

Из – за ширмы появляется кукла на правой руке учителя – добрый дед.

Добрый дед. Топ, топ, топоток,

До деревни путь далек.

Где шажком, а где пешком,

Где на палочке верхом

Потихоньку я иду,

Сочиняю на ходу.

Появляется кукла на левой руке учителя – злой дед с большим мешком.

Злой дед. Эхе-хе…Тяжел мешок…

Отдохну-ка я часок…

Далее и весь урок куклы ведут диалог.

Добрый. Добрый день, мил человек! Куда путь-дорогу держишь?

Злой. А тебе какое дело?

Добрый. Извини. Я не хотел тебя обидеть.

Просто мечтаю: вдруг нам по пути.

Вдвоем-то всегда веселее идти.

Злой. Тебе веселее, а я не люблю…

Веселье твое не продашь по рублю.

Добрый. А я вот по белому свету бреду,

Добро собираю и людям дарю.

Иду я из дома, иду я домой…

Давай путешествовать вместе со мной?!

Злой. С тобою? Да ты на себя посмотри,

Глаза-то свои ты лучше протри!

Ведь за душой у тебя ни гроша.

Лукошко пустое, в нем нет ни шиша.

А вот мой мешочек набит как подушка.

В нем пряники, вафли, конфеты, игрушки.

И пусть тяжело мне мешок мой тащить,

Не буду ни с кем я все это делить!

Добрый. Да я ведь делиться тебя не прошу.

Откуда все это?- я только спрошу.

Злой. Соберутся в круг детишки,

И девчонки и мальчишки.

А я тучи нагоню.

Ветер буйный подниму,

Каблуками застучу,

Криком страшным закричу!

Все детишки разбегутся,

Мне игрушки достаются.

Добрый. Ишь ты какой злой! А я не дам тебе детей пугать.

Я напомню им веселую закличку про дождик, они и не будут бояться.

. Ну-ка, ребятишки,

Открывайте книжки.

Кто закличку нам прочтет,

Солнце, дождик позовет?

2. Чтение закличек по выбору.

Учащиеся ищут в учебнике заклички, читают, объясняют свой выбор. Например:

Дождик лей, дождик лей. Дождь дождем, дождь дождем. Солнышко, солнышко,

Нам с тобою веселей! Мы тебя давно уж ждем! Выгляни в окошечко.

Не боимся сырости, Проливайся посильней, Дам тебе веретешечко,

Только больше вырастем. Будет травка зеленей! Насыплю горошечка.

Учитель может оценивать выразительность чтения с помощью все тех же кукол.

Добрый. Пусть стучит по крыше дождик,

Не боимся грома мы,

Мы

Злой. Ах, они не будут меня бояться!

А я… А я поссорю детей,

чтобы они не играли,

а друг друга обижали!

Добрый. Вот ты какой!

А я детям считалку подарю,

чтобы они не ссорились.

Ну-ка, ребятишки,

Поищите в книжке

Считалку расчудесную,

Самую интересную!

3. Чтение считалок.

Учащиеся ищут считалки, читают их. Например:

Начинается считалка: Конь ретивый, долгогривый, Раз, два, три, четыре, пять.

На березу села галка, Скачет полем, скачет нивой. Вышел зайчик погулять.

Две вороны, воробей, Кто коня того поймает, Вдруг охотник выбегает,

Три сороки, соловей. С нами в салочки играет. Прямо в зайчика стреляет:

Две кукушки и орел. Пиф! Паф! Ой-ой-ой!

Пусть ведущим будет он. Убегает зайчик мой.

Если чтение было выразительным, добрый дед благодарит ученика.

Если чтение не доставляет радость, злорадствует злой дед.

Добрый. Вот как весело стало!

Злой.. Да уж весело!

Зато они в игре расшалятся,

раскричатся,

устанут и плакать станут.

Добрый. А я им книжку покажу,

Потешку расскажу.

Ну-ка, ребята, помогите,

Мне потешки подскажите.

4. Чтение потешек.

Учащиеся ищут в книжке потешки.

Мыши водят хоровод. Чики, чики, чикалочки! Ехала деревня мимо мужика,

На лежанке дремлет кот. Едет гусь на палочке, Вдруг из-под собаки лают ворота.

Тише, мыши, не шумите, Уточка на дудочке, Крыши испугались, сели на ворон.

Кота Ваську не будите. Курочка не чурочке, Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Вот проснется Васька-кот, Зайчик на тачке, Лошадь ела кашу, а мужик овес.

Разобьет весь хоровод. Мальчик на собачке. Лошадь села в сани, а мужик повез.

Злой. А я тоже такое знаю!

Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел он задом наперед

И поехал в огород.

Добрый. Нет, это уже не потешка, а дразнилка. Ребята, а вы какие знаете дразнилки?

5. Чтение дразнилок.

Ученики читают дразнилки. Например:

Вова, Вова-карапуз Как по речке, по реке -Рева-корова,

Съел у бабушки арбуз. Ехал рыжий на быке. Дай молочка.

Бабушка ругается, Он на солнышке лежал, Сколько стоит?

А Вова отпирается. Кверху бороду делжал. -Три пятачка.

-Это, бабушка не я.

Это кошечка твоя.

Злой. Ага, а вот они и поссорились!

Добрый. Ссора – это не беда,

Коли знаешь волшебные слова.

А помириться нам пословицы помогут.

Пословицы недаром молвятся.

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится—

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

6. Восстановление пословиц по опорным словам:

На карточках слова. Задание восстановить пословицу. Например:

ВРЕМЯ ЧАС Делу время, потехе час.

СЛОВО БОГАТСТВО Доброе слово дороже богатства.

ЖИЗНЬ ДЕЛА Жизнь дана на добрые дела.

Злой. Подумаешь, они пословицы знают.

А загадки они разгадывать умеют?

Поле не меряно.

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц.)

7. Чтение загадок.

Учащиеся отгадывают загадки, они также могут загадывать другие загадки.

Добрый. Молодцы ребятки,

Отгадали загадку.

А теперь рожок играет,

Песенкой нас развлекает.

Песенка всех успокоит,

Мы глаза свои прикроем.

8. Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».

Релаксационная пауза: закрыть глаза, склонить голову на парте, отдохнуть.

Добрый. Можно тихо полежать,

Подремать и помечтать.

Злой. А я сон страшный покажу!

Добрый. А я добрую сказку расскажу!

Злой. Какую такую сказку?

Добрый. А тебе что в детстве никто сказки не рассказывал?

Злой. Нет, только страшилки.

Добрый. Бедный, ты бедный! Мешок полон, а душа пуста.

Ну, слушай.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Они отучат злиться,

Научат нас дружить.

Коль сказок сторониться,

На свете скучно жить.

9. Чтение сказки по учебнику, как жанра устного народного творчества.

Это могут быть любые русские народные сказки.

10. Вывод. Окончание урока. Подведение итогов.

Ну, что, малыши и малышки!

Почитали мы книжки.

Глазки повеселели,

Души подобрели.

Пора мне собираться,

В путь дальний отправляться.

Все я в лукошко соберу,

По белу свету побреду.

Доброе слово плечо не тянет.

В пути поможет, советчиком станет.

А вам скажу на прощание:

До скорого, дети, свидания.

Использованная литература

  1. Сборник «Устное народное творчество», М. «Просвещение», 1999г.

  2. Горецкий, В.Г. Народное творчество // Начальная школа. – 1991. – № 4. / В. Г. Горецкий. – 46с.

  3. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания. Под ред.д. А35 чл. АПН СССР  О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. И доп./ И. А. Каирова. — М.: «Просвещение»,  1975. — 320с.

  4. Коджаспирова, Г. М.  Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.  – М.:  Академия, 2000. –176с.

  5. Курзова, Н.А. О формировании нравственной культуры личности /  Н. А. Курзова. — Л.: 1987. –238с.

  6. Лепкина, А. И. О нравственной жизни школьника/ А. И. Лепкина. — М.: Знание, 1978. – 48с.

  7. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

  8. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here