МБОУ « Базковская СОШ»
Разработка урока по предмету
« Окружающий мир»
2 класс
Тема: « Человек в ответе не только за тех, кого приручил»
« Перспективная начальная школа»
Урок разработан учителем
начальных классов
МБОУ «Базковская СОШ»
Недосековой Татьяной Николаевной
Тема: « Человек в ответе не только за тех, кого приручил»
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с Красной книгой и животными, которые в нее внесены.
-
Расширить и углубить знания детей о животных, встречающихся в нашей местности.
-
Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
цифровой носитель информации;
-
выставка книг по изучаемой теме;
-
игрушки (животные)
-
макет ромашки, на лепестках которой написано слово « береги»;
-
закладки « Будь природе другом!»
Ход урока
II. Повторение пройденного материала -Посмотрите на карту «Животные всего мира». Сколько животных на нашей планете! Как прекрасны эти создания природы. — Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о животных. Но для того, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо проверить свои знания по изученным темам. -Давайте вспомним, какие группы животных мы знаем. — Животные, у которых удлиненное тело покрыто чешуей? ( Рыбы) — Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто чешуей или панцирем? (Пресмыкающиеся) — Животные. У которых 6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко, (Насекомые) — Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят на суше, и в воде. ( Земноводные) — Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев. ( Птицы) -Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью. ( Звери) ( Дети берут игрушки животных и становятся у доски.. Игрушки : обезьяна, пингвин, собака, кошка, попугай, поросенок.) -На какие 2 группы можно разделить животных? -Каких животных называют домашними? -Как отличить их от диких -Назовите диких животных.
III. Введение в тему — Прочитайте тему урока — Как вы думаете , о чем пойдет речь? ( Человек должен заботиться не только о домашних, но и о диких животных)
— Приведите примеры такой заботы , с которыми познакомились на прошлом уроке.
IV. Работа по теме урока
— Представьте себе, что вы идете по лесу и вдруг видите на земле маленького беспомощного бельчонка. Как вы поступите? 2. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок» Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка. -Бедный, несчастный малыш!- воскликнул Жалейкин.- Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно! Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости -Помни, лягушонок ,мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в твоем грязном болоте!
— Дети, как вы считаете, понравились лягушонку такие условия?
А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел! Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
3.Проблемный вопрос -Как вы думаете, лягушек на Земле много или их становится все меньше? Рассказ учителя В наши дни поедание лягушек достигло поистине угрожающих масштабов. Лягушачье мясо во многих ресторанах мира стоит гораздо дороже лучших сортов грибов. Своих лягушек в большинстве стран Западной Европы осталось немного. Поэтому и привозят из-за границы. Особенно много лягушек продает Индия. Часто лягушки гибнут на автострадах. Она , эта гибель, становится массовой, когда животные отправляются для размножения в водоемы, расположенные подчас довольно далеко, и пересекают дороги с мчащимися по ним автомобилям.
-А нужны ли природе лягушки?
Учитель. Одна лягушка за день съедает 700 насекомых, которые могут приносить человеку ущерб. -Представьте природную цепочку:
Комары лягушки аисты
-Попробуйте ее разорвать – вообразим, что исчезли лягушки. Что произошло? О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их все меньше , меньше…
Природные цепи рвать нельзя… « Даже хрустнувший под ногами жук – укор человеку» — говорит писатель и натуралист В. Песков.
V. Физкультминутка Жук На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке Жу –жу – жу, жу –жу –жу , Я с ромашками дружу, Тихо по ветру качаюсь, Низко – низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руках – Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук Нос испачкал пылью. Улетел зеленый жук. Улетел на крыльях.
VI . Продолжение работы
4. Причины исчезновения животных -На Земле становится все меньше некоторых видов жуков и других животных. Как вы думаете, почему? (Охота человека на диких животных, хозяйственная деятельность людей: строительство городов, распашка полей и т. д.)
5. История создания Красной книги
— Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных , причем более половины из них, за последние 50 лет. -Великородная Алла расскажет об одном животном, очень мирном и беззащитном, которое было уничтожено людьми за 30 лет после его обнаружения. Рассказ ученицы Это было примерно 250 лет назад. Моряки обнаружили в море у самого берега, невиданных животных, которые паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто и никогда не увидит этих замечательных животных.
-Люди поняли, что необходимо принимать специальные меры по спасению животных. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло собрались ученые. Была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила список с пояснениями, в который входили животные, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
6. Знакомство с Красной книгой Показ книги учащимся -Писатель Н. Сладков так рассказывал об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!» -Для чего нужна Красная книга? -Информирует (о том, какие виды животных в опасности) ; -призывает изучать ; -предупреждает (об исчезновении новых видов животных) ; -советует ( как сохранить редкие и исчезающие виды животных).
Щелконогова Даша и Алмазова Ангелина расскажут стихотворение о Красной книге Охраняется « Красною книгой» Столько всяких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц.
«Красная книга» — Красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига, Все живое хранить зовет.
-В Красную книгу мира записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать – не значит сохранить. Это пока сигнал тревоги. -Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы никогда не увидим. На красных – особо редкие животные. На желтых – те животные, количество которых быстро снижается. На зеленых – те животные, численность которых удалось восстановить.
-Об одном таком животном расскажет Сазонова Юля Рассказ ученицы -В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках,- 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло почти 80 лет.
7. Работа с учебником ( с.39-40) -Что такое заповедник ? Курячая Саша расскажет стихотворение о заповеднике «Заповедник»- это слово Всем и каждому знакомо. В нем животных охраняют, Кормят и оберегают. Запрещают здесь охоту, Проявляют здесь заботу. Вся природа здесь живет Под охраной человека Много лет , от века к веку.
8.Знакомство с заповедниками нашей области и нашего края -В нашей области в 1995 году организован государственный природный заповедник «Ростовский». -В нашем крае в память о донском писателе М. А. Шолохове в 1984 году создан Государственный Музей заповедник М. А. Шолохова. —Посмотрите на сокровища донской фауны
9. Повторение экологических правил
-Ребята! Охранять и беречь надо не только редких животных и птиц, но и всех остальных животных. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, еж, синица, дятел и другие. Их жизнь часто зависит от вас , от вашего поведения в природе. Все вы знаете правила поведения в природе. Давайте вспомним их. На доске вы видите ромашку, лепестки загнуты. Если правило составите верно, лепесток буду открывать. ( Учитель показывает экологический знак, дети рассказывают правило) Экологические правила
-Какое слово написано на лепестках ромашки ? (Береги) -Посмотрите на животных, которые живут в нашем крае, их становится все меньше и меньше. Берегите их! -Я надеюсь, что вы будете беречь и охранять животных, станете настоящими друзьями природы. Я подарю вам закладки, на которых написано: «Будь природе другом!» -Алимова Аня и Алимова Катя расскажут вам стихотворение о защитниках природы Если б только-только-только, Если б только на планете, Если б только все земляне Все живое берегли.
То возможно-можно-можно, То наверно –верно-верно, Книги Красной точно-точно Никогда б не завели!
И пускай у этой речки, И пускай в зеленой роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай!
10. Работа над раскрытием социальной проблемы —Все мы живем на прекрасной и замечательной планете Земля. Представьте себе, что вы … —насекомые; —рыбы; —птицы; —звери. —И мне хочется спросить вас, нравится ли вам жить на нашей планете? Что радует вас? Что огорчает? —От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно? —Что зависит лично от вас? —Давайте с вами составим свою «Красную книгу». В нее должны войти животные, которые живут в нашей местности. (Учитель показывает картинки животных, учащиеся выбирают нужные)
VII . Итог -Что нового узнали на уроке? -Вот и заканчивается наш урок, тема которого «Человек в ответе не только за тех, кого приручил». Для проверки усвоения материала предлагаю вам тест. Выберите правильный ответ и отметьте букву, под которой он дан.
Тест Охрана животных
а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки; б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы; в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, микробы.
а) в заповедниках и национальных парках; б) на приусадебном участке; в) в ботаническом саду.
а) тигр, панда, дрофа; б) корова, лошадь, гусь; в) свинья, овца, индюк.
а) белка, заяц, кабан; б) бобр, зубр; в) лось, лиса, волк.
VIII. Домашнее задание
|