Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Если хочешь быть здоров»
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни;
сформулировать правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы;
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять целевые установки урока;
извлекать из иллюстраций и текста учебника, из дополнительной литературы необходимую информацию;
взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
— выделить компоненты здорового состояния человека и
осознавать ценность собственного здоровья.
Ход урока
I. Организационное начало.
Звенит заливистый звонок
Нас приглашает на урок.
Сегодня нам предстоит ответственная и важная работа. Прежде чем начать ее, нам нужно проверить, как вы выполнили домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Проверим, как вы выучили названия внутренних органов человека, их расположение, т.е. как вы знаете внутреннее строение человека.
1.Перед вами силуэт человека или его внешнее строение. (У каждого ученика на парте силуэт человека из картона).
2.Послушайте загадки и пословицы о частях тела и расположите те органы, о которых вы услышите на ваших заготовках- силуэтах
3. (Каждый ученик работает за партой с силуэтами человека из картона и заготовками ( моделями внутренних органов) из пластилина. ( связь с уроком технологии, на котором уч-ся лепили заготовки). За створкой доски помещен плакат “Внутреннее строение тела человека”.)
Учитель:
1) Этот орган размером немного больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды (дети берут заготовку из пластилина красного цвета “сердце” и прикрепляют его на силуэт человека из картона).
В это время учитель дает информацию о сердце: “Сердце – это самый работоспособный в мире двигатель. Оно чередует труд с покоем. Из 8 прожитых вами лет 4 года сердце отдыхало”.
2) Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных органов – сердца и легких. За это его называют “командным пунктом” организма (дети прикрепляют из пластилина серого цвета головной мозг на силуэт человека из картона).
Учитель: Мозг увеличивается примерно до 20 лет, затем его масса медленно уменьшается. Ум человека не зависит от веса мозга.
3) Этот орган похож на две розовые губки. С помощью его человек дышит. (Дети прикрепляют “легкие” на силуэт человека из картона).
Учитель: Очень вредно для легких курение и запах табака. Наше правительство издало указ о запрещении курения в общественных местах. Курящие люди чаще болеют. Курение укорачивает жизнь.
4) В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением “внутренней кухни”. (Дети прикрепляют “желудок” из пластилина желтого цвета на силуэт человека из картона).
Учитель: Желудок может вмещать от 1 до 2,5 л, вредно переедать, желудок растягивается.
5) Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается, превращается в прозрачные растворы и впитывается в кровь. (Дети прикрепляют “кишечник” из пластилина на силуэт человека из картона).
Учитель: Длина кишечника человека до 8 м. (Показать веревочку такой длины). Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее его туловища, а у ребенка – в 6 раз.
6) Необыкновенная соседка желудка, помогает кишечнику переваривать пищу. Заготовку из пластилина коричневого цвета “печень” ученики прикрепляют с правой стороны от желудка на силуэт человека )
Учитель: Печень является как бы внутренней печкой, согревающей организм. Слово “печень” происходит от слова “печь”. Печень весит 1,5 – 2 кг, без нее организм не может существовать.
4. Самопроверка силуэтов человека. (На доске открывается таблица “Внутреннее строение тела человека”). Учащиеся также могут проверить свою работу по иллюстрации учебника 10.
Далее на «волшебных линеечках» ребята производят оценку выполнения домашнего задания.
6. Вывод о подготовке домашнего задания.
Давайте подумаем, для чего мы изучали внешнее и внутреннее строение человека? При каком условии наш организм будет хорошо работать?
Учащиеся сообщают тему урока , что главное условие – это отличное здоровье.
3. Сообщение темы урока.
Учитель:Вы правильно сформулировали тему: сегодня мы поговорим о том, как быть здоровыми долгие годы, познакомимся с нашими помощниками в сохранении здоровья.
Ребята, сегодня у нас с вами очень важный урок, потому что будем говорить о самом дорогом и бесценном даре человека – нашем здоровье.
Я предлагаю вам принять участие в создании страниц журнала о здоровье. Чтобы урок получился интересным, все задания будут творческими и вам надо каждое выполненное задание защитить. Результат вашего труда зависит от вас, работайте дружно и слаженно.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
4. Основная часть урока.
Задание № 1.
Послушайте стихотворение: ( ученица читает)
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
Какова тема этого стихотворения? (О здоровье.)
Мы с вами будем оформлять журнал «Хочу быть здоровым».
Подумайте и скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите слово «ЗДОРОВЬЕ»?
На уроке русского языка вы писали текст , что для вас значит слово «ЗДОРОВЬЕ». Для своего сообщения вы пользовались справочной литературой, интернетом ( связь с уроком русского языка – написание научного текста). Прочитайте свои сообщения. Их мы разместим в нашем журнале. Наклейте эти заготовки на лист и оформите первую страничку.
Задание № 2.
Ребята, наш народ сочинил очень много интересных пословиц, поговорок, загадок о здоровье. В каждой из них заложен определённый смысл. Сейчас вы поработаете с пословицами и поговорками и объясните их значение.
Страничка называется «Пословицы и поговорки».
Прочитайте их, подумайте, какое значение имеет каждая пословица.
(Дети читают пословицы , они записаны на доске и объясняют их смысл.)
(Связь с уроком литературного чтения )
1.Здоровому врач не нужен.
2.Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита.
3.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
4.Ум да здоровье всего дороже.
Мы поместим эти пословицы в наш журнал. Заготовлен лист с пословицами.
Задание №3
Следующая стр. нашего журнала называется «Режим дня школьника»
В одной из пословиц встретилось слово РЕЖИМ. Сохранить здоровье помогает режим дня. Посмотрим по толковому словарю Ожегова, что означает слово РЕЖИМ .( работа со словарем).
Свой режим дня подготовил ученик . Сейчас он нас с ним ознакомит и расскажет о режиме дня школьника.. Этот примерный режим мы разместим в нашем журнале.
Ученик рассказывает о режиме дня и показывает лист с расписанием дел на день. На модели часов он показывает в какое время встает, обедает, делает урока ( связь с уроком математики тема «Время. Час. Минута») .
Далее игра по учебнику (стр. 10) «Что здесь пропущено?»
(обед, прогулка, приготовление дом. задания, ужин)
Переходим к следующей стр. журнала.
Задание №4
На доске: «Слово рассыпалось».
ноз/ а / ви/ ми/ та (Авитаминоз.)
Кто из вас знает, что означает это слово? Посмотрим значение этого слова в толковом словаре ( работа со словарем).
В какое время, чаще всего, бывает авитаминоз и почему?
Какое слово спряталось в слове «авитаминоз»? (Витамин.)
Учитель.
Известно около 30 витаминов. Их обозначают латинскими буквами. Каждый витамин выполняет в организме вполне определённую задачу.
( Устные ответы детей о том, какова роль каждого витамина в организме.) Учитель.
Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном наборе и количествах. Недостаток витаминов сказывается на снижении сопротивляемости заболеваниям, ослаблении костей и мышц, ухудшении зрения. Для улучшения остроты зрения можно делать зарядку для глаз.
(физминутка- тренинг для глаз)
Задание №5.
Ребята, вам было предложено составить меню на завтра. Давайте посмотрим, как вы подготовили эту страничку журнала. Ученица рассказывает о правильном питании и знакомит с составленным меню.
«Здоровое питание. Меню школьника».
Далее проводится беседа о «вредных» и полезных продуктах.
Задание №6.
А теперь давайте поговорим о сне. Зачем вообще люди спят?
Сон – отдых для мозга.
Что происходит, если вы поздно ложитесь спать? Как вы будете себя чувствовать на следующий день?
От редакции журнала вам поступило задание : из предложенных вариантов составить таблицу «Что полезно, а что вредно делать перед сном».
Ребята получают конверт с ответами что полезно, а что вредно делать перед сном и лист с таблицей, в которую они вклеивают верные ответы. (самостоятельная работа) . Проверка. Дети читают ответы и аргументируют их.
Задание №7. Страница «Правила личной гигиены»
Вы, наверное, слышали такую пословицу- здоровье нужно научиться беречь. При этом важно соблюдать личную гигиену. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддерживать наше тело в чистоте, быть здоровым. У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи. А помогают нам в этом надежные помощники. А кто они – отгадайте.
Игра «Доскажите словечко»
1. Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ.)
2.Костюмная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
3.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. ( мыло )
4.Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце)
5.Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам, –
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Какие же правила личной гигиены мы должны соблюдать? Послушаем, какие вы знаете правила и поместим их на страницы нашего журнала.
5. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок – проект. Вам понравилось работать?
Рефлексия.
Оцените свое состояние после урока. Если вам было комфортно, легко и вы все поняли, о чем мы говорили, по подойдите к букве Л . Если вы в чем-то сомневались, поняли, но не все — подойдите к букве С. Если вам было трудно или неинтересно, то подойдите к букве Т( Буквы Л С Т прикреплены к створкам доски.)
Молодцы, ребята, трудились хорошо, дружно, слаженно, советовались друг с другом, помогали друг другу.
Урок давайте закончим такими словами:
Мы открыли вам секреты.
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
6.Домашнее задание. Подготовить материал о закаливании и занятиях спортом, как о верных помощниках нашему здоровью.
Комментарии к уроку.
Урок «Если хочешь быть здоров» идет вторым в теме «Здоровье и безопасность». 1 часть урока – проверка изученного материала – проводилась в два этапа. На уроке окружающего мира дети знакомились с темой, читали статьи учебника о работе внутренних органов человека. На уроке технологии работая с пластилином , ученики рассматривали иллюстрации внутренних органов и лепили «миниатюрные» заготовки для работы с силуэтами.
Страницы журнала «Хочу быть здоровым» во 2 части урока подготовлены частично учителем, частично – учениками ( страницы Режим дня, Здоровое питание, Правила личной гигиены — ученики готовили самостоятельно с опорой на учебный материал, дополнительную литературу, информацию со страниц интернета. Страницу Что такое здоровье – готовили совместно с учителем и родителями. Родители помогли подобрать справочную литературу, под руководством учителя ученики подготовили сообщения и записали их. Страницу о здоровом сне учащиеся оформляли непосредственно на уроке. Журнал «Хочу быть здоровым» является презентацией – итогом проектной деятельности.
Учитель Кудрявцева Е.Н.