Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г.Чистополь Татарстан

Проект урока окружающего мира

для учащихся 4 класса (возраст 10-11 лет)

Разработала учитель начальных классов

Тимонина Гульнара Ринатовна.

2012г

Тема Овощи

Цели: обобщить знания учащихся об овощах; их полезных свойствах, развивать речь, память; воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации овощей, кроссворд.

УЧИТЕЛЬ: Добрый день дорогие друзья. Мы сегодня собрались, чтобы необычно поговорить об обычном, о том, что нас окружает ежедневно и кажется нам весьма привычным.

Мы отправляемся с вами в страну Легумию. Ее не найдешь на географической карте, но она существует. Иногда вы можете увидеть ее огромной, что не охватишь глазами, иногда крохотной, такой, что уместится на подоконнике.

УЧЕНИК 1: Это страна полной тишины. Когда ее жители – легумы болеют или хотят пить, помощи просят беззвучно. Если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся. Но заботится надо больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не остается – страна пуста.

УЧЕНИК 2: Путешествуют по этой стране только пешком, и может случиться, что левая нога у тебя окажется на севере, а правая в тропиках. Разгадывается эта загадка просто: слева от тебя грядка с репой, а с правой – грядка с огурцами. Репа может расти и в Заполярье, а родина огурцов Индия. Овощ по французски – «Легум». А страна Легумия, как вы, наверное, уже догадались – огород.

УЧИТЕЛЬ: Знакомясь со страной Легумией, мы изучали прекрасную книгу Надежды Надеждиной «Вокруг света по стране Легумии». А также вы сами были исследователями, работая с энциклопедиями; написали хорошие рефераты об овощах. И подводя итоги, хочется поблагодарить вас за труд.

Вручение грамот.

Мы с вами подходим к воротам страны «Легумия». Чтобы они открылись, надо разгадать кроссворд.

СТРАНА

6

7

4

2

1

3

5

Л

Е

Г

У

М

И

Я

  1. Этот овощ многим друг,

Бьет всех вирусов вокруг (лук).

  1. Из Мексики далекой был горьким привезен

Благодаря уходу стал крупным, сладким он (перец).

  1. Говорят, что самый сильный

И излечит от цинги

А секрет его фамильный

Проверить в грядке сможешь ты (горох).

  1. Свежий хрусткий, ароматный,

Укрылся в плетне за листком.

Соленым в банке и кадушке

В рассоле он лежит рядком (огурец).

  1. Под землей есть кладовая,

Ценный роста витамин

И на зрение влияет

Найденный в нем каротин (морковь).

  1. Красный, сочный на кусточке

Зреет плод в короне прочной.

Был декоративным,

А стал незаменимым (помидор).

  1. Убежден Восток, уверен,

Твердо знает, что она

На коре шероховатой

Содержит тайны письмена (дыня).

Вот мы и в стране «Легумия».

Обобщая наши знания, мы поиграем в игру «Своя игра».

В этой игре 4 категории: картофель, капуста, помидор, репа. Вопрос содержится под числами. Число – это ваше очко. Сначала выберите категорию, затем – очко. После того, как вопросы заканчиваются, в каждой категории, вас ожидает сюрприз.

КАРТОФЕЛЬ:

10 – кто первым привез в Европу картофель?

20 – сколько имен у картофеля? Назовите их.

30 – чем однажды поразила Мария – Антуанетта кавалеров и дам на балу?

40 – для чего солдаты охраняли земляные яблоки?

Сюрприз: Русская народная песня «Картошка моя» (поют дети).

КАПУСТА:

10 – почему капусту назвали капустой?

20 – кого в Вене назвали «Русское чудо» и как изображали на карикатурах?

30 – назовите один радостный и один грустный день крестьянского календаря, связанного с капустой.

40 – назовите виды капусты.

Сюрприз: стихотворение Натальи Кончаловской с секретом.

Назвать как можно больше зашифрованных овощей.

Чудо – сад – огород.

Показал садовод нам свой огород,

Где на грядках заселенных густо.

Огурбузы росли, помидыни росли

Редисвекла, чеслук и репуста

Сельдирошек поспел и моркофель дозрел

Стал уже осыпаться спаржовник.

И таких баклачков, да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Дети называют овощи.

ПОМИДОР:

10 – назови два имени помидора.

20 – где высаживали золотые яблоки сначала?

30 – кто позже всех узнал вкус помидоров?

40 – какое важное открытие сделал Франсуа Апперт?

Сюрприз: Игра «Найди и промолчи»

РЕПА:

10 – где вырастили самую большую репу, и как она называлась?

20 – что такое «репище»?

30 – что значит «Посадил дед десять репок»?

40 – на каком острове репа единственный прижившийся овощ?

Сюрприз: Драматизация сказки «Репка по – новому».

БЛИЦ – ТУРНИР:

Отвечаем сразу.

  • Назовите овощ с каменным названием (петрушка).

  • родина огурцов (Индия).

  • Что означает слово «редис»? (корень, от латинского слова «радикс).

  • Родина лука (горы Афганистана).

  • Плоды, какого растения могут быть ведром, бутылью, бочкой? (тыква).

УЧИТЕЛЬ: Все говорят, что нужно как можно больше есть овощей, т.к. в них много витаминов.

А что такое витамины?

УЧЕНИК:

Вита – это значит жизнь,

Значит в тонусе держись

Это значит все системы:

Мышцы, кости, кровь и нервы

Получать должны питанье

С витамином под названьем,

Проглоти их и порядок

Будешь весел и здоров,

И не надо докторов.

С витамином ты – целитель,

Недоступный страшной мгле.

Витаминам честь и слава.

Честь и слава на земле!

(Пока ученик читает, 2 группы родителей и детей делают натюрморт из цветной бумаги).

Оценивание конкурса — натюрморт «Овощи».

Конкурс для родителей «Угадай национальное блюдо»

Ботвинья

  • Холодный зеленый суп с квасом.

  • Тушеная в сливочном масле ботва.

  • Яблочный пирог.

Сай

  • Салат из редьки с маслом.

  • Чай с пряной зеленью.

  • Суп из сладкого перца и тыквы.

Конкурс загадок про овощи (группа детей подготовила загадки для другой группы).

Конкурс для родителей «Угадай салат на вкус».

Родители пробуют на вкус салаты, принесенные из дома и угадывают из каких овощей он приготовлен.

Подведение итогов по номинациям:

Эрудит,

Лучший чтец,

Лучший загадочник,

Лучший дизайнер.

Использованная литература

1.Н.Надеждина «Страна Легумия», Саратов, 1996 г

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here