Пономарева Л.Ф.
МАОУ — лицей №2,
г. Альметьевск
учитель начальных классов
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Что такое погода?»
Цель: научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.
Планируемые результаты:
-
научить различать погоду от климата;
-
дать определение понятию «климат»;
-
развивать внимание, наблюдательность, память.
Оборудование: доска, учебник, карточки с заданием, смайлики, шкалы самооценки.
Ход урока | Примечание | |
1. Организационный момент | Дождик землю поливает |
|
2. Проверка домашнего задания. | — Дома вы должны были ответить на вопрос на странице 19. — Итак, что такое термометр и как он устроен? — Как называется жидкость внутри термометра? |
Дети по очереди отвечают на вопрос. |
3. Актуализация опорных знаний. | — Ребята, почему на Земле происходит смена времён года? – А чем отличается погода в разное время года? — В какое время года Солнце поднимается на небе выше? — Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? — Если в нашем Северном полушарии зима, то в Южном полушарии какое время года? — Одинаковая ли погода на Земном шаре? — Ребята, кто-нибудь уже догадался, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке, какова тема нашего урока? — Правильно. И тема нашего сегодняшнего урока «Что такое погода?». — В космосе царит холод более сильный, чем в морозильнике. Все предметы, освещённые Солнцем, нагреваются. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как например, на Луне днём, и не бывает так холодно, как на Луне ночью? — Потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой. |
|
3. Изучение нового материала. | — Ребята, а как вы узнаете какая погода на улице? — А зачем нам нужно знать какая вообще погода на улице? — А какая может быть погода? — Правильно. Так что такое погода? — Давайте откроем учебники на странице 21 и прочитаем определение погоды. — Так что такое погода? — Правильною — Посмотрите на картинку в учебнике на странице 20. Что мы здесь видим? — Какая погода изображена на этих картинках? — А почему вы решили, что на второй картинке плохая погода? — А сейчас давайте ответим на вопрос под картинкой. — Итак, зачем же Сереже нужно знать погоду? — Итак, мы с вами выяснили, что погода – это сочетание температуры, воздуха, облачности, осадков и ветра. — А кто-нибудь знает, что такое температура воздуха? — Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 21. — Ребята, а чем измеряют температуру воздуха? — Если температура воздуха будет высокой, то, что мы скажем, какая погода? — А если, наоборот, температура воздуха будет низкой, то как мы скажем, какая погода на улице? | Ответы детей.
1ученик читает вслух.
Термометром.
Хорошая.
Плохая, холодно. |
4. Физминутка. | Вновь у нас физкультминутка, (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, |
|
5. Продолжение изучения новой темы. | — Мы сказали, что на погоду также влияет и облачность. — Давайте на странице 21 в учебнике прочитаем об этом. — Итак, если у нас небо чистое, светит солнце, то что мы скажем, какая погода? — Посмотрите на улицу, сегодня какая погода, облачная? — Молодцы!!! Также, одной из составляющих погоды являются – осадки. — Ребята, как вы думаете, что такое осадки? — А в виде чего могут выпадать осадки? — Посмотрите снова на улицу, сегодня на улице есть осадки? — Летом, какие осадки выпадают? — А зимой? — А почему зимой не бывает дождя? — Правильно, молодцы! И последнее, что определяет погоду, это – ветер. — Какой может быть ветер? — Как вы думаете, от чего зависит характер ветра, почему он, то теплый, то холодный, сильный или слабый? — Какие ветры вы знаете? — А может ли ветер образовывать стихийные бедствия? Какие? — А сейчас давайте выполним задание. — У вас у каждого на парте лежат карточки с заданием, прочитайте его. Что здесь нужно сделать? — Выполняем самостоятельно, затем проверим. — Итак, какие осадки вы дописали? |
Смерч, ураган, торнадо. Цунами. |
6. Домашнее задание. | Открываем дневники и записываем домашнее задание: страница 20 – 21 – читать. |
|
7. Итог урока. | — Чем мы сегодня занимались на уроке? — Какова тема нашего сегодняшнего урока? — Что такое погода? — Назовите основные составляющие погоды. — У вас у каждого на парте есть шкала самооценки. Если вам сегодня на уроке было все понятно, то ставьте плюсик в самом верху, если что – то не поняли, то в середине, если же совсем ничего не поняли, то ставьте плюсик в самом низу. — А теперь поднимите смайлик с соответствующим настроением. — Спасибо за урок, урок окончен! |
|