Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа №2»
Тема: Как живут растения?
Конспект урока окружающего мира
1 класс
по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»
учитель: ФИЛИППОВА
ЛАДА
АЛЕКСЕЕВНА
учитель
начальных классов
МБОУ «КСОШ №2»
Алтайский край
г. Рубцовск
2011 г.
Тема: Как живут растения?
Цель: Создание условий для формирования школьника как субъекта учебной деятельности.
Задачи: 1. Формировать представления у школьников о связи живой и неживой природы;
учить овладевать умением самостоятельно анализировать, сравнивать, делать
выводы по изучаемой теме; обучать применению полученных знаний;
2. Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь,
коммуникативные способности; умение ориентироваться в пространстве;
3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и бережное
отношение к природе.
Оборудование: набор геометрических фигур с напечатанными словами на обратной стороне «Жизнь растений», микроскопы и листья, лейки, комнатные растения
с широкими листьями, салфетки, лист алоэ; таблица «Лист растения
под микроскопом», схемы: «Окно», «Печка», «Лейка», «Солнце»; карточка «Устьице», фотография птицы (клюв должен быть хорошо виден); у каждого ученика в группе на груди прикреплена своя эмблема: «Листок», «Лейка», «Салфетка», «Солнце», «Печка»; в группе 5 человек.
Ход урока:
I. Организация класса.
— Здравствуете! Повторяйте за мной!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
— Работать будем в группах. Назовите правила работы.
(выбрать спикера, каждый высказывают своё мнение, нет неправильного мнения, отвечать по очереди, спикер следит за этим, если мнение группы совпадает с мнением другой – не повторять его, если готовы отвечать, то взяться за руки)
II. Сообщение темы урока.
— Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Цветы)
— Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе задание. Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.
(учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в группах выполняют)
— Переверните фигуры. Прочитайте, что написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно.
— Что написано на обратной стороне? (Жизнь рас-те-ний)
— Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы.
III. Повторение изученного материала.
— Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
— Я на доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.
(Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию).
Для учителя:
Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;
Стебель – «транспортная артерия»;
Лист – «фабрика пищи»;
Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;
Плод с семенами
— Как называется растение, которое собрали? (мак)
— Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?
( вырастет новое растение)
IV. Новый материал
1. Самостоятельная работа учащихся в группе.
— У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной
последовательности.
— Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)
— Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.
— Выскажите своё мнение.
2. Работа по учебнику (стр . 50)
— Что за дерево изображено? (дуб)
— Как называется плод дуба? (желудь)
— Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?
— Назовите этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)
— Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.
(Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).
— Скажите, какой же жизненный путь проходят все растения?
— Сравните свои мысли с высказыванием Мудрой Черепахи? (стр. 51)
(Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)
— Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?
3. Самостоятельная работа учащихся в группе.
— Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)
— Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема «Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло.
— Что вы увидели? (сок, жидкость)
— О чём это говорит? (растение состоит из воды)
-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет).
— Почему? (вода испаряется)
— Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать)
— Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка».
— Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива?
— Предложите от группы правило.
При поливе дети обычно допускают одни и те же ошибки: заливают или наоборот, наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья. На основе этих ошибок сформулировать правила.
V. Физминутка. (звучит медленная музыка)
А) — Представьте, что вы цветочек. Пошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Учитель делает руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют.
Б) — Поднимите правую руку, коснитесь ею носа. Поднимите левую руку, возьмитесь ею за ухо. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.
4. Проблемная ситуация.
— Зачем человеку нос? (дышать)
— Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать).
— А у растений есть нос? (нет)
— Обсудите в группе, как же они дышат?
Предположения детей от каждой группы.
— Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Рассмотрите лист по микроскопом в группе по очереди. Что увидели?
— Послушайте рассказ. (ученик)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).
— Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)
Учитель вывешивает схему «Окно».
5. Самостоятельная работа учащихся в группе.
— Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть левый нижний рисунок на стр.51)
— Что делает девочка?
— Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка» и передаёт другому тряпочку.
Каждый в группе вытирает один лист.
6. Работа по учебнику.
— Рассмотрите правый верхний рисунок.
— Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)
— Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)
— Что необходимо ещё растению для жизни? (свет)
7. Самостоятельная работа учащихся в группе.
— Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)
— Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.
— Для чего это сделали?
8. Работа по учебнику.
— Посмотрите на нижний правый рисунок.
— Обсудите в группе, почему это произошло? (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)
— Что ещё необходимо растениям? (тепло)
9. Самостоятельная работа учащихся в группе.
— Какое сейчас время года? (зима)
— Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)
— Как им помочь? (поставить в теплое место)
— Дети, у которых такая эмблема уберите цветок с подоконника.
10. Обобщение.
— А сейчас подумайте в группе и скажите, что же необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)
— Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 51)
— Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше? (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)
— Как помочь дикорастущим?
— Послушайте внимательно стихотворение (дети читают)
Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!
Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем …
— Как дети предлагают относится к растениям? Почему?
— Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.
11. Рефлексия.
— Понравился ли урок? Что нового и полезного узнали?
— Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли этим природе.
Источники информации
1. http://bioword.narod.ru/U/U061.htm устьице листа
2. http://bau-bai.livejournal.com/56445.html стихотворение
3. Мир вокруг нас. Методическое пособие. 1 класс
А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. М., Просвещение, 2006.