Конспект урока по окружающему миру

Для 4 класса

«Физическая карта России»

— познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием;

— учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их;

— воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

Оборудование:

— карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта России»;

— энциклопедия природы, пособие по экологии «Окно в мир»;

— картины, макет «Зона арктических пустынь»;

— ученические конспекты (доклады).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  2. Вступительное слово учителя: «Ребята, мы изучаем с вами просторы нашей Родины с востока на запад и наоборот. А сегодня мы изменим наш маршрут – возьмем направление с севера на юг по природным зонам России. Начнем с Полярного круга, с зоны арктических пустынь».

  3. Проверка знаний и умений. Запись на доске «Зона арктических пустынь». Фронтальный опрос:

— Мы изучили с вами тему «Моря, озера и реки России». Скажите, пожалуйста,: 1) сколько океанов мы знаем? (4) (покажите на карте); 2) все ли океаны омывают берега России? (нет, только Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны); 3) покажите и назовите моря, которые впадают в океаны, омывающие берега России; 4) какие озера нам известны? какое из них самое большое? почему?; 5) какие озера в народе называют «Онего-батюшко» и «Ладога-матушка»? (Онежское и ладожское); 6) какое озеро внесено в Список Всемирного Наследия? (Байкал) Почему?; 7) реки и озера- это богатство и украшение России. Какие крупные реки вы знаете? Покажите из. (Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур); 8) на какой реке стоит столица нашей Родины? (Москва-река) А на какой реке – северная столица Санкт-Петербург?

— Хорошо, но, к сожалению, очень многие озера и реки России страдают от загрязнения. Как быть, что нужно делать, чтобы сохранить разнообразие и красоту природы нашей страны? (охрана природы, экологии)

— Итак, вывод:

  • Берега России омывают моря трех океанов- Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.

  • Крупнейшие озера России- Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское и Онежское.

  • Крупнейшие реки- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

— Молодцы. А теперь мы послушаем доклады-сообщения, которые приготовили наши ребята о заповедниках. (индивидуальный опрос):

    1. Хопрянинова Д. «Алтайский заповедник».

    2. Писарева С. «Байкальский заповедник».

    3. Кудряков Ар. «Забайкальский заповедник».

    4. Маркин В. «Ильменский заповедник».

— Спасибо, молодцы дети. А теперь грамматическое задание – вставить пропущенную букву в словарное слово (на доске):

Сен…кос бер…г обл…ко к…рова с…сна б…реза

— Давайте проверим, все ли правильно.

  1. Физминутка.

  2. Работа над новой темой.

— На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге и Арктика- на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты- Антарктида, но сегодня мы начнем изучать Арктику- центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. (доклад учителя).

  1. Фронтальный опрос учащихся:

— как представляете себе Арктику;

— какая преобладает температура в этой природной зоне;

— где находится Арктика (карта);

— какие явления природы можно наблюдать в Арктике;

— какие растения растут;

— почему опасно пребывание человека в Арктике.

  1. Работа учащихся с учебником и макетом (на доске):

— с.77- «Царство льда и снега», карта;

— с.79- Северное сияние;

— с.80-81- Животный и растительный мир зоны арктических пустынь;

— с.83- Арктика и человек: обилие рыбы, морских зверей, охотники и рыбаки; самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан – 1932 год; созданы научные станции – полярники, которые изучают природу Севера, наблюдают за погодой; охрана редких животных – белые медведи, моржи – занесены в Красную книгу России; ограничена рыбная ловля, взяты под охрану птичьи базары (поселения).

  1. Заповедник «Остров Врангеля» (отдать учащимся).

  2. Обобщение и закрепление изученного. Большая рабочая тетрадь.

  3. Итоги урока:

— Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря, острова;

— Освещенность: полярный день, полярная ночь, полярное сияние;

— Растительный и животный мир: лишайники, мхи, полярный мак, рачки, рыбы, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь;

— Деятельность человека: научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота.

ХI. Оценки, домашнее задание: с.76-86 зад. №2-4, вопросы, большая рабочая тетрадь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here