Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Первые русские князья»

Цели урока:

  • дидактическая — создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии;

  • образовательная — способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси;

  • развивающая — способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст.

  • воспитательная — формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого;

Тип урока — изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Основные методы — частично-поисковый и проблемный.

Формы организации познавательной деятельности — индивидуальная и групповая.

Средства обучения — тексты исторических документов, учебник, тетрадь, портреты князей, презентация.

Структура и содержание урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, гостей, проверка готовности рабочего места, настрой детей на активную деятельность. Сегодня мы продолжим наше путешествие по Древней Руси. Вы будете моя дружина – воины, а я буду старейшим (старшим), в поход мы отправимся не на врага, а за знаниями. Кто будет храбрым, решительным, исполнительным, мудрым

( умным), того в конце урока, кроме оценки, ждёт награда.

2. Проверка домашнего задания.

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

— Как учёные узнают о том или ином событии, которое произошло много веков назад? (Прочитайте ответ на этот вопрос в учебнике на с. 7)

— Что учёные называют историческими источниками?

(Всё, что хранит память о прошлом)

— На какие группы историки разделили исторические источники?

(Вещественные, письменные и устные)

— Что относится к вещественным, письменным и устным источникам?

Проверим задания в тетради:

— Что и каким цветом вы обвели?

— Прочитайте письмо, в котором вы вставили пропущенные буквы.

3. Мотивация и целеполагание.

Откройте маршрутный лист. Прочитайте его название. (Древняя Русь).

Прочитайте название первой темы раздела. (Древнерусское государство).

Тема сегодняшнего урока (Первые русские князья – князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга)

— Как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем:

1) Когда образовалось первое русское государство?

2) Кто управлял им?

3) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?

4. Словарная работа. (На доске)

При изучении темы вы встретите новые термины. Давайте обратимся к словарю и узнаем значение этих слов. ( с. 154-156)

Варяги – древнерусское название народов и племён, живших по берегу Варяжского (Балтийского моря) – показать на карте

Полюдье – объезд князем подвластных ему земель с целью сбора дани.

Дань – натуральный или денежный побор с покорённых племён. (Это меха, хлеб, мясо, рыба, овощи и др.)

Древляне – одно из больших славянских племён, населявшее правый берег Днепра – показать на карте

Печенеги – племена, жившие в заволжских степях – показать по карте

5. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

— Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как развивались события после призвания варягов.

Известно, что основным письменным источником о тех далеких временах являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Слайд 2.

Древние славянские племена жили разрозненно. Между ними не было согласия, а были всё ссоры да драки.

Государей у славян не было, в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важнейших дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Слайд 3.

Один старый и умный человек по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться так, чтобы чужие народы не обижали вас!»

Слайд 4.

Устав от распрей, местные вожди решили пригласить к себе из Дании князя Рюрика и его братьев: Синеуса и Трувора. Рюрик охотно откликнулся на заманчивое предложение послов. (Портрет князя Рюрика, 862год)

Слайд 5.

Рюрик построил город Новгород и овладел всеми окрестными землями. Синеус же устроился в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Потом младшие братья умерли, и Рюрик стал править один.

Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь». Так называли воина-гребца на скандинавской ладье.

Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре.

Слайд 6.

После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла не к его малолетнему сыну Игорю, а к родственнику Рюрика Олегу. (Портрет князя Олега, 879год)

В 882 г. Олег с дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство. Так образовалась Киевская Русь, столицей стал город Киев.

После смерти князя Олега в Киеве стал править князь Игорь. (Портрет князя Игоря, 912год)

После гибели князя Игоря Русью правила княгиня Ольга до тех пор, пока не вырос сын Святослав. (Портрет княгини Ольги, 945год)

Как только Святослав, сын княгини Ольги достиг совершеннолетия, он стал править государством. (Портрет Святослава, 966год)

6. Физминутка.

Дружно встали.

Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво,

И налево надо тоже, Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё, Через левое плечо.

7. Первичное закрепление. (Работа по рядам).

1). Работа по учебнику на с. 14,15 и индивидуальные задания (найти дополнительный материал о первых князьях, которого нет в учебнике)

(Газимагомедова Д. о Рюрике)

1 ряд – читает по учебнику о князе Олеге

(Косоротова К.)

2 ряд – читает о князе Игоре и княгине Ольге

(Зайкина О. и Терехов Д.)

3 ряд – читает о князе Святославе

(Демонова Л.)

2). Поэты,композиторы и художники о первых русских князьях.

3). Работа в группе (тетрадь с. 6 №6)

4). Проверка работы в группах (Самооценка)

5). Работа в парах (тетрадь с.6,у.8) – Нестор

6). Проверка работы в парах (Взаимооценка)

7). Ответы на вопросы:

— В каком веке жил князь Олег?

— Какой город при нём стал столицей древнерусского государства? (Показать на карте – Киев)

— Какую хитроть придумал Олег, чтобы захватить Царьград? (На карте показать – Царьград)

— Расскажите, как погиб князь Игорь?

— Что вы узнали о княгине Ольге?

— Каким был князь Святослав? (Показать по карте , где жили печенеги)

— Когда образовалось первое русское государство?(882г.)

— Кто управлял им? (князь Олег)

— Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?

(расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена…)

Ребята, скажите, пожалуйста, а мы можем назвать всех первых князей патриотами своей Родины? Почему?

Верно. Мы должны гордиться за свою Родину и уважительно относиться к наследию прошлого.

8. Подведение итогов урока.

Итак, знакомство с Древней Русью мы продолжим на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы и выполним тест.

9. Тест« Во времена Древней Руси»

1.Главой Древней Руси был:

2.Столица Древней Руси – город:

3.Какой русский князь прославился своими военными подвигами?

4.Кто были советники и помощники князя?

5.К воротам какого города прибил свой щит князь Олег?

6.Как люди прозвали князя Олега?

10. Проверка. Самооценка.

Ответы:

1.Князь
2.Киев

3.Олег

4.Бояре

5.Царьград

6.Вещий

«5» — без ошибок

«4» — 5верных ответов

«3» — 4 верных ответа

11. Домашнее задание

С. 14-15, читать, ответить на вопросы 1- 4, 5*

задания в тетради на с.6

12. Выставление оценок. Награда за решительность, храбрость, исполнительность, ум – это булава каждому.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here