МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по окружающему миру для 4 класса

УМК: «Школа 2100»

Тема урока: «Как понять, что у друга на душе?»

Цель: Сформировать у учеников первичные представления об эмоциях, их видах, способствовать развитию эмоциональной саморегуляции и умения контролировать свои эмоции, формировать эмоциональную культуру младших школьников.

Формирование компетенций:

Познавательные компетенции

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Личностные компетенции

1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих, уважать мнение другого человека

Регулятивные компетенции

1.Определять цель учебной деятельности

2. Корректировать работу по ходу выполнения заданий

Коммуникативные компетенции

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!

Сегодня нам предстоит открыть для себя новые знания, но для этого необходимо не только слушать, но и работать на уроке.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (русская пословица)

Прием «Ассоциации» (обращение к личному опыту учащихся, их переживаниям):

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человек»?

2. Актуализация знаний.

— Сегодня мы продолжим говорить об особенностях человека, но сначала повторим пройденный материал.

Работа в парах (Восстановление текста)

— Чем же наполнен внутренний духовный мир человека?

— Верно ли, что бывают люди с одинаковым внутренним миром?

— Кто оказывает влияние на развитие внутреннего мира человека?

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, определение темы.

-Давайте продолжим наш разговор, обратившись к учебнику, встретимся с Анютой и узнаем, что с ней произошло на этот раз (с.16)

— Правильно ли Анюта поняла слова доктора?

— Что вызвало её удивление?

— Какой возникает вопрос? (Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?)

4. Решение проблемы, открытие новых знаний.

— Подберите к каждой фотографии малыша подпись из одного слова, чтобы стало понятно, какие переживания испытывает малыш (учебник с 16). (огорчение, удивление, радость, восторг)

-У людей бывает разное настроение, от которого зависит выражение лица. Глядя на лицо, можно сказать, что чувствует человек. Как назвать одним словом то, что испытывает человек?

— Что же такое эмоции? Обратимся к словарю. (Эмоции – это наши непродолжительные, возникающие в конкретных ситуациях переживания по отношению к людям, их поступкам, к событиям и явлениям окружающего мира.)

Игра » Ответьте на вопросы, изобразив эмоции»:

  • С каким настроением проснулись утром

  • У вас болит горло

  • Вам купили новую игрушку

  • Вы едите кислые ягоды

  • Вы получили не очень хорошую оценку;

  • Получили пятерку.

  • Обидели друга.

  • Вы радуетесь наступающим каникулам.

Самостоятельная работа.

— Прочтите текст на с.17 и найдите ответ на вопрос: «Какие бывают эмоции?». Ответ запишите в виде кластера.

Работа в группах.

Разделите эмоции по группам. Назовите эмоции, которые испытывают сказочные герои (с.17)

5. Обобщение и первичное закрепление изученного материала.

Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на здоровье человека?

Справка: Исследования учёных показывают:

  • Отрицательные эмоции нарушают работу сердца и изменяют ритм дыхания, человек может начать задыхаться. Отрицательные эмоции вызывают стресс, люди чаще болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей, болезней желудка и позвоночника.

  • Положительные эмоции препятствуют воспалению и способны подавлять боль. Положительные эмоции влияют на ритм дыхания, оно становится более глубоким и лёгким, что активизирует работу сердца, уменьшают стресс, влияют на успеваемость учащихся, повышают жизненную активность, веру в себя, в свои силы, улучшают душевное состояние ученика.

— Можем ли сами управлять своими эмоциями?

Развитие умения положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.

История мальчика.

Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», — подумал мальчик и пошел дальше.

-Ребята, вы когда-нибудь переживали обидную ситуацию? Как вышли из этой ситуации?

Тренинг «У-у –у –х »

— Ребята вы хотите научиться избавляться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их.

— У всех получилось?

— А теперь представим по-другому: берем шарик и надуваем его со всей грустью или злостью и … отпускаем вместе с обидами и переживаниями.

— Что вы сейчас чувствуете?

— Что можно сделать ещё, чтобы улучшить свое настроение? ( Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т.д.)

— От чего зависит наше настроение? (оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами)

6. Итог урока. Рефлексия.

— Предлагаю вам вопросы, не требующие громких ответов. Ответьте для себя:

— Приходилось ли мне испытывать отрицательные эмоции?

— Всегда ли я управляю своими эмоциями?

— Урок дал мне для жизни…

— Я задумался…

— Мне захотелось…

Составление синквейна «Эмоции»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here