Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №18

Конспект урока по предмету «Окружающий мир».

2 класс

Программа «Школа России»

Тема: «Кто как весну встречает».

Учитель I квалификационной категории: Пушкарная Е.Б.

г.Ковров

Тема урока: «Кто как весну встречает».

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью животных весной;

  • создать условия для развития у детей наблюдательности, речи, логического мышления, воображения;

  • воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней.

Оборудование:

  • раздаточный материал: текст о зайцах, карточки с кроссвордом;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация Microsoft Power Point;

  • аудиозапись

Ход урока.

Название этапа урока

Содержание

Вспомогательный материал

Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Повторение

Введение темы

Работа по теме

Закрепление

( рефлексия)

Домашнее задание

Подведение итогов

У. Сейчас у нас начинается урок знакомства с окружающим миром. Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили его тему.

Будьте внимательны и прислушайтесь к звучанию природы.

Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке, увидели на экране?

Д. Таяние снега. Появление ручейков. Распустилась верба.

У. На прошлом уроке мы познакомились с раннецветущими растениями. Давайте вспомним некоторые из них.

Д. Рассказывают о растениях.

У. Молодцы.

У. Мы продолжаем говорить об изменениях, которые происходят в живой природе с наступлением весны. Закройте глаза и представьте, что мы с вами в весеннем лесу. Идем по тропинке. Снег почти растаял, кое-где проглядывают голубые глазки подснежников. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь на полянке мы остановимся. Откройте глаза.

— Кто догадался, о ком же сегодня мы будем говорить?

Ответы детей.

У. Верно.

— Прочитайте тему урока.

У. Мы отправимся в гости к лесным жителям.

У. Посмотрите на экран.

Д. Мы идем в гости к медведю.

У. В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека. А вообще-то медведь – всеядное животное. Как вы думаете, что значит всеядное?

Д. Значит, он питается всем.

У. А вы знаете, чем питается медведь?

Д. Ягодами, медом.

Д. А я подготовил рассказ о медведе.

У. Мы тебя слушаем.

У. Ребята, а вы знаете, что едят медвежата?

Д. Молодую травку.

— Насекомых.

— Луковицы растений.

У. Посмотрите на экран.

Д. Идем в гости к ежику.

У. Про ежика нам расскажет Дима.

У. Спасибо. Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя и ежа?

Д. И медведи, и ежи впадают в спячку.

— Они кормят своих детенышей молоком.

У. Молодцы! А как вы понимаете выражение «выводят потомство»?

Д. Значит, у животных рождаются детеныши.

У. Абсолютно верно. А кого сейчас мы видим на экране?

Д. Белочка.

У. Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство. У нее рождается от 3-х до 6-ти бельчат. Кто знает, чем питаются белки?

Д. Орехами, грибами, ягодами, почками, желудями.

У. У яблок и груш белка поедает только семена, а мякоть бросает. Она не прочь заняться хищничеством — таскает яйца, птенцов из птичьих гнезд, а иногда и нападает на взрослую птицу. А какая у нее окраска?

Д. Летом белка рыжая, зимой серо-голубая.

У. Верно. Знаете ли вы еще какого-нибудь зверя, который окраску меняет?

Д. Заяц.

У. Мы немного отдохнем и продолжим путешествие.

У. Заяц-беляк меняет цвет своей шерстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, в летнее время его шерсть грязноватого красно-коричневого цвета. А сейчас возьмите карточки.

У. Весной зайчиха выводит потомство. У нее рождается по 4 – 5 зайчат. Ребята, почему же мать-зайчиха убегает от своих зайчат и не кормит их?

Д. Наверное, потому что она не хочет, чтобы лиса нашла зайчат по её следам. Зайчата ведь тихо сидят, и их никто не заметит.

У. Молодцы! Это действительно так. Что же помогает зайчатам выжить?

Д. У зайчат теплая шубка.

— Молоко зайчихи очень питательное, и зайчата наедаются им сразу на несколько дней.

У. Верно! А чем питаются зайчата, когда подрастут?

Д. Травой, морковкой, капустой.

— Корнями, почками.

— Клевером, молодыми побегами.

У. Замечательно! Вы столько знаете!

У всех животных весной происходит линька. Они меняют зимнюю шерсть на летнюю. Ребята, а у кого из животных меняется даже окраска шерсти?

Д. У зайца.

— У белки.

У. Подумайте, какие ещё животные просыпаются весной.

Д. Ящерицы.

— Лягушки.

— Змеи.

У. Весной с пробуждением насекомых водяные лягушки выходят из ила, где долгое время находились в зимней спячке. Самка лягушки мечет икру. Она откладывает до 4000 икринок. Просыпаются после зимней спячки и выползают погреться на солнышке змеи, ящерицы. Мечут икру рыбы. Весной отлов рыб ограничен, а охота на зверей в это время года запрещена вообще. Как вы думаете, почему?

Д. У большинства животных в это время рождаются детеныши. Если убьют их родителей, то многие из них погибнут, так как они ещё не могут сами добывать себе пищу.

— А если люди будут ловить рыбу весной, то могут поймать ту, которая ещё не отложила икру. Значит, вместе с ней погибнут и её детёныши. Они так и не родятся.

У. Верно.

У. Наше путешествие заканчивается. Закройте глазки и вспомните все, что мы узнали.

Посмотрите на экран. Что вы увидели?

Д. Еж и медведь не меняют окраску.

— Заяц и белка не впадают в спячку.

У. Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали об этих животных на уроке. Прочитаем ещё раз.

Д.(читают). Линька, вывод потомства, зимняя спячка, изменение окраски.

— Весной животные линяют. У них меняется шерсть.

— У белки и зайца меняется даже окраска.

— Многие животные весной выводят потомство.

— Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, змеи, лягушки, ящерицы.

У. Замечательно! Вы все запомнили.

Детям раздается кроссворд.

— У кого же мы сегодня не побывали в гостях?

Д. У лисы и волка.

У. Дома подготовьте о них сообщение.

У. Что нового вы сегодня узнали?

Д. Мы узнали, что происходит в жизни животных весной.

— Что весной запрещена охота на зверей и отлов рыб.

У. Сегодня вы очень хорошо работали. Молодцы! Всем спасибо за работу.

Звучит аудиозапись музыки П.Чайковского «Подснежник».

Слайд № 1

Слайд № 2 (подснежник, мать-и-мачеха, медуница, верба, хохлатка, ветреница)

Слайд № 3

Слайд № 4

Приложение № 1.

Слайд № 4

Приложение № 2.

Слайд № 4

Слайд № 4

Приложение № 3.

Приложение № 4.

Слайд № 5

Приложение № 5

Приложение № 1.

Медведь может питаться травой, всходами, корнями и грибами.

Из животной пищи он ест раков, рыбу, насекомых, птичьи яйца. Иногда медведь нападает на крупный рогатый скот. В конце зимы, в феврале, в самую лютую стужу, у медведиц рождаются медвежата.

Рождаются они слепыми. И весят всего полкилограмма. Греются малыши возле матери и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих малышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.

Приложение № 2.

Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они сильно худеют. Весной ежи кормятся насекомыми, кузнечиками, сверчками, тараканами, разными жуками. Ежи поедают даже дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей. Потомство ежи выводят весной. У самки рождается от 3 до 8 детенышей. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Ежиха кормит своих детёнышей молоком. Когда они перестают сосать молоко, мать приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежат на охоту.

Приложение № 3.

Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

Приложение № 4.

В поле ещё снег не сошел, а у зайчихи уже родятся зайчата. Они рождаются зрячими, в теплых шубах. Сразу, как появляются на свет, они уже умеют бегать. Наевшись материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами. Лежат тихонечко – не пищат. Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уже про них забыла. А зайчатки все лежат. Бегать им нельзя: ястреб заметит или нападет на след лиса. Вот, наконец, бежит мимо зайчиха – чужая зайчиха. Накормит и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Думаете плохо зайчатам-беспризорникам? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется, потом несколько дней сыт. А на 8-9 день зайчата начнут, есть травку.

Приложение № 5.

Отгадайте тех зверей, о которых вы должны будете подготовить дома сообщение к следующему уроку.

 1

 

2 

 

 3

 

 

 

 

 

4 

 

 

 

5 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы.

По горизонтали:

3. Как по этажам, по веткам прыгает, руля хвостом.

4. Брат собаки этот серый,

А разбойник самый первый.

5. Старый пень.

На пне веревка

Завязалась без узла.

Не вспугни ее неловко –

Может укусить веревка.

Развязалась – уползла.

По вертикали:

  1. Рыжая птичница всех кур перечла,

с собой унесла.

2. Под снежной шубой спит живая шубка меховая.

5. В горку бегом, с горки кувырком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here