Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
УМК: «Школа России».(ФГОС)
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок- исследование.
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Задачи: 1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3.Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.
Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход, проблемный, частично- поисковый.
Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно — коммуникационные технологии.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кто такие птицы?», электронный микроскоп, магнитная доска, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику, 1класс (автор А.А. Плешаков), раздаточный материал(карточки с заданием, пайзлы «Птицы»), фонограмма с голосами птиц;
у учащихся — разные по размеру, форме и цвету перья птиц, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров,
познавательные— овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
Цель | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I.Оргмомент. | Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
|
| -Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
| Учащиеся хором произносят стихотворение, настраиваются на урок. |
II. Актуализация знаний.
| Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися. |
(Слайд2) | -Найдите в каждой строке лишнее слово и подчеркните его, назовите одним словом оставшиеся слова. | Работа в группах. Каждая группа получает карточки «Найди лишнее». -Что вы знаете о рыбах? О насекомых? |
III.Формулирование темы и целей урока. | Цель: учить учащихся самим определять тему урока. | Звучит фонограмма «Голоса птиц».
(Слайд3)
(Слайд4-5)
| -Назовите одним словом подчёркнутые слова.
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Кто же такие птицы? Это нам сегодня и предстоит выяснить. -Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? |
-Птицы.
Учащиеся формулируют тему урока.
-Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы. |
IV. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
| Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, формировать умения высказывать свою точку зрения.
| (Слайд6)
(Слайд7)
| -Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего? Значит, все они птицы? — А знаете ли вы животное, похожее на белку- это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка? -У нас возникло противоречие, т.е.проблема: «Кого же мы можем назвать птицей?» — Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. Тогда что?
|
— У них есть крылья, и они умеют летать.
-Нет, не птицы.
Выдвижение гипотез.
Вывод: Птицы- животные, тело которых покрыто перьями. |
V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
| Цель: учить находить нужную информацию, анализировать ее, обобщать полученную информацию; делать выводы.
|
|
|
|
1) Ознакомление со строением птиц. | Цель: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию. | (Слайд8)
| -Назовите части строения птиц. (При необходимости учитель дополняет ответы ).
— А теперь каждый из вас проверит себя, собрав пайзл-птицу. | 1.Фронтальная работа. Учащиеся называют, опираясь на свой опыт.
2.Индивидуальная работа. У учащихся на столах конверты с пайзлами «Птицы». Собирают пайзл птицы. |
2)Практическая работа. | Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.
|
(Слайд9-10)
Электронный микроскоп.
(Слайд11)
| -Рассмотрите внимательно перья и ответьте на вопросы: все ли они одинаковые? Чем различаются? Чем похожи? -Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. -Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие. —Найдите и покажите 1)маховые перья, 2)контурные перья, 3)пуховые перья. — Сравните их. — Попробуйте сломать перо. Удаётся? Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? — Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим.
— Обмакните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?
Рассмотрим под микроскопом из каких частей состоят перья. — Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите. Бородки соединены с друг другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует). Аккуратно разъедините их. | Работа в парах. На столах у учащихся лежат перья.
-Нет, одни перья мягкие, пушистые, другие- жёсткие и упругие.
-Нет.
-Они лёгкие.
Учащиеся разрезают перо. -Внутри перо полое, пустое.
-Перья защищают птицу от воды и сырости.
Учащиеся находят составные части пера. |
VI.Физминутка. |
|
| Игра «Летает, не летает». |
|
VII.Применение полученных знаний.
| Цель: формировать умения применять полученные знания на практике.
|
|
|
|
1.Отгадай загадку.
2.Работа по учебнику.
|
Цель: развивать логическое мышление.
Цель: формировать способность к работе с учебником.
|
(Слайд12-16)
|
Отгадайте загадки.
-Рассмотрите рисунок на стр.37. Про всех ли птиц были загадки? Про какую не было? На какие 2 группы можно их разделить? -Назовите признаки. |
Учащиеся отгадывают загадку, называют птицу (Один из подготовленных учащихся выходит и рассказывает об этой птице ).
-Нет. Про утку не было.
-Дикие и домашние. Учащиеся называют признаки. |
3.Устное описание птицы по плану.
| Цель: проявление творческого отношения к процессу обучения | (Слайд17)
|
| Работа в парах. Один описывает птицу по плану(слайд или учебник стр.37), второй должен угадать по описанию птицу. Выслушивают 2-3 учащихся. |
4.Творческая работа учащихся. | Цель: развивать речь учащихся. | (Слайд18)
| -Придумайте сказочную историю по рисунку. | Выслушивают 2-3 учащихся. |
VIII. Рефлексия
| Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. |
|
1.Учитель называет части птицы.
2.Затем учитель показывает части птицы. -В начале урока мы выдвинули гипотезу: «Птицы- животные, тело которых покрыто перьями». На протяжении всего урока мы как настоящие учёные наблюдали, исследовали, размышляли, делали выводы. Как вы думаете: удалось ли нам подтвердить правильность нашей гипотезы? Если «да», то поставьте солнышко, « нет»-тучку, «не знаю»-капельку. | На доске крупное изображение птицы. 1.Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. 2.А учащиеся называет части птицы.
Учащиеся выходят к магнитной доске и прикрепляют знаки. |
IX. Итог урока.
| Цель: контроль за результатами деятельности.
|
Фонограмма «Птицы на заре».
(Слайд19)
(Слайд20)
| — С какой новой группой животных мы познакомились? — Что мы узнали о птицах? — Кто же такие птицы? — Что вам понравилось на уроке? — Ребята, мы говорим: птицы — наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? А вы знаете, что во многих городах поставлены памятники птицам.
— Какую цель мы ставили на уроке? — Достигли ли мы ее? — Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия птиц, их строение и основные признаки, то возьмите жёлтый смайлик. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёный. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красный.
— Спасибо за урок. |
-Птицы. -Птицы- животные, тело которых покрыто перьями.
Ответы учащихся.
Самооценка.
|
Приложение 1.Презентация «Кто такие птицы».
Приложение 2.Фоннограммы «Птицы на заре». «Голоса птиц».