Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»

Урок русского языка

по теме: «Как собрать и разобрать слово».

Выполнила учитель начальных
классов высшей категории
Лукьянова Ольга Анатольевна

Саратов – 2014

План-конспект урока

«Как собрать и разобрать слово». 

1. Лукьянова Ольга Анатольевна

2.МАОУ «Гимназия №4» г. Саратова

3. Учитель начальных классов

4. Предмет – русский язык

5. 2 класс

6. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», М.Просвещение 2012

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока создать условия для формирования понятия «морфемный состав слова» и введения его в систему знаний, дать представление о единообразном написании морфем.


Задачи:

образовательные:

формировать представление о морфемном составе слова;

-формировать умение находить родственные слова среди других слов;

— формировать умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

развивающие:

— развитие способов умственной деятельности обучающихся при выполнении заданий от наблюдения до выяснения закономерностей образования слова;

— развитие творческих способностей, грамотной речи;

— развитие умения планировать свою деятельность, соотносить выполненную на уроке работу с ранее составленным планом; оценивать результаты деятельности;

— развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, учебные пособия.

воспитательные:

раскрытие субъективного опыта учащихся, поощрение действий, стремлений учащихся как основы воспитания положительных качеств личности;

— формирование умения работать в паре, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, карточки, мультимедиа.

Методы обучения: диалог-общение, частично-поисковый, развивающее обучение.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

-Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

— Скажите, какое сейчас время года? (Зима)

-Любите ли вы зиму? Почему?

-Зима нравится не только детям. Многие известные поэты и писатели посвятили ей строки своих произведений, назвали зиму «волшебницей». Как вы думаете, почему? Какие зимние чудеса вам известны? (Слайд 2).

-Какое чудо мы можем наблюдать, не выходя из помещения? (Слайд 3 – 5).

-Сегодня мы с вами попробуем себя в роли волшебного художника. Выполним следующее упражнение: (Слайд 6).

-Ставим ручку на середину нерабочей рабочей строки. Ведём наклонную линию на себя до нижней линии рабочей строки, выполняем поворот влево – выписываем петлю. Ведём линию вверх, до середины рабочей строки, выполняем поворот, ведём линию вниз, повторяем элемент «петля». Поднимаемся вверх, чуть не доводя до середины нерабочей строки. Снова вниз – петля. Вверх – до верхней линии рабочей строки. Вниз – петля. Вверх – до середины рабочей строки. Выполним упражнение под счёт до середины строки.

— Правописание каких букв мы начинаем отрабатывать на уроке? ( Б, В).

— Каково назначение прописных букв?

На второй половине строки выполняем следующее упражнение: чередуем В и соединение Во. (Слайд 7).

— Данные буквы являются самостоятельными словами-предлогами. Приведите примеры.

Словарная работа: (Слайд 8)


— Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?

1. Назовите-ка ребятки
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдет,
 
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

-Записываем слова с проговариванием орфограмм, деля на слоги.

2. Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет.
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится —
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

3. Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?  (Февраль)


Как вы думаете, что общего у этих слов? (Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный).

Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?


(1.«январь», т.к. в первом слоге безударная гласная «я», а в остальных словах «е» .
2.«январь», потому что начинается на гласную букву.
3.«январь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет).

— Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем.
Слова «декабрь» и «февраль» разбираются на карточках, «январь» совместно
. (Слайд 9)

-А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому название декабря отражает его порядковый номер-десятый. от лат.  decem — десятый. (Слайд 10)

Январь (Januarius) назван в честь римского бога Януса. Двуликий Янус, бог всяких начинаний, соединявшим прошлое и будущее, хранитель входов и выходов. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. (Слайд 11)

Февраль (Februarius) от лат. Februa «праздник очищения». В данный месяц  проводился обряд очищения, искупления грехов. Также название месяца связывают с этрусским богом подземного царства Фебрууса. (Слайд 12)

А у древних славян у каждого месяца было своё имя.

-Так декабрь называли «снежень», «снежник». Как вы думаете, почему? (Месяц снега).

Январь называли «просинец». Почему? (В январе солнце сияет ярче на синем небе). А ещё «сечень», т.к. стоит между декабрём и февралём – сечёт зиму пополам.

февраль получил название «лютень». Как вы думаете, почему?(Очень холодно). Кроме этого февраль стоит на рубеже зимы и весны, поэтому ещё одно из старинных названий этого месяца «межень», от слова «межа» — граница.

Минута релаксации (Слайд 13)

— Из чего же состоит слово? ( Из слогов, звуков, букв)

Работа с карточками. (работа в парах) (Слайд 14)

— Составьте слова из карточек, лежащих у вас на столах. Что получили? ( За-мороз-к-и, бес-снеж-н-ый, пере-зим-ова-ть)

— По какому принципу теперь были разделены слова на части?

3.Постановка учебной задачи.

— Можем ли дать ответ на это вопрос?

— Сформулируйте тему урока. Поставьте цели перед собой и товарищами.( Научиться находить части в слове, собирать слова из частей, познакомиться с названием каждой части). (Слайд 15)

Работа по учебнику.

— Откройте учебник на с. 42. Как называется раздел? (Состав слова)

— Как звучит тема урока? (Как собрать и разобрать слово)

— Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какой секрет открыл профессор?(Слова можно разбить на части)

— Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать).

— О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)

— Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор).

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с доской. (Слайд 16)

— Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв.

На тр.пинку, на лужок 
Тихо падает сн.жок.
Кружатся сн.ж.нки, 
Белые пуш.нки. 

Пол.тели, пон.слись 
И под елку ул.глись. 
Тихо спят сн.ж.нки, 
Белые пуш.нки. 


Но подул тут в.т.рок, 
Закруж.лся наш сн.жок. 

Снежный ком на снежный ком-

Всё украшено сн.жком.

Кружатся снежинки, 

Белые пушинки. 

Физминутка. (Слайд 17-18).

-Какие слова из текста можно объединить в группу? (Снежок, снежинки, снежный, снежком)

-По какому признаку? (Слова являются родственными). (Слайд 19-20)
-Почему слова являются родственными? (Они имеют общую часть и общее значение).
— Выпишите родственные слова, выделите в них общую часть.

— Какую часть выделили?(Снеж) (Слайд 21)

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с учебником.

— Прочитайте сообщение профессора Самоварова.(с.43)

— Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

— Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

— Назовите корень в выписанных вами словах. (Снеж)

Обратите внимание на его написание. (Одинаковое)

— Что поняла Аня? ( Родственные слова как бы вырастают из одного слова). (Слайд 22-23)

— Верно ли Ваня подобрал однокоренные слова с корнем свет? (Свет, светить, светлый)

— Составьте предложения (по рядам) с этими словами.(Устно)

Выполнение упр. 58 (с.44)

— Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. (Свет, светить, светлячки, светлые (звёзды), светильник). Укажите часть речи. Приведите ещё примеры слов с данным корнем.

— Выполните синтаксический разбор четвёртого предложения. (Зажглись светлые звёзды) (Слайд 24)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа с карточками. Игра «Меткие стрелки». (индивидуально, взаимопроверка) (Слайд 25)

Распределите слова в три группы, соединив стрелками:

дарить -дар- винтовой

винтить — винт- боковой

подарочный -бок- подарок

боковина винтик

Работа с доской. (Слайд 26)

Как вы думаете. Могут ли слова иметь, кроме корня и другие одинаковые части?

— Какие ещё сходные по написанию слова есть в стихотворении?

(1. Полетели, понеслись. подул.

2. Лужок, снежок, ветерок.

3.Снежинки. пушинки.)

Разбор каждой группы слов с записью в тетради. (Слайд 27 -31)

— Найдите общую часть в словах. Одинаково ли она пишется в разных словах? До и после какой части стоит в слове? На что указывает?

— Люди договорились, что часть слова, которая стоит перед корнем и может образовывать новые слова, будет называться приставкой, а та часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – суффиксом.

Чтение вывода в учебнике (с.44)

Работа с карточками. Сверка с образцом, данным учителем. Самооценка. (Слайд 32)

Соедините линией слово из первого столбика с родственным словом из второго, затем с родственным словом из третьего столбика.

гора горюшко убежал

игра бегун погоревал

бег горочка горный

горе водолаз играет

вода игрушка подводный

-Проверьте выполнение задания на слайде.

7.Рефлексия деятельности

-Какова же была цель нашего урока? Достигли ли мы её? Что нового узнали на уроке? (Слова состоят из частей)
— Были ли у вас затруднения? Смогли ли мы их преодолеть?

— Прочитайте сообщение профессора Самоварова (с.45)

-Как бы вы теперь ответили на поставленный вопрос? (Слова были разделены на составные части слова) (Слайд 33)

— Для чего надо знать составные части слова? (Чтобы понимать слова и быть грамотными)

— Какое слово для вас новое в сообщении?(Окончание)

-Об этой части слова мы будем говорить позднее.

— Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. (Слайд 34)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here