Урок природоведения в 1 классе по теме:

Весна: Пробуждение природы.

Учитель: Чибичян Ирина Васильевна.

Цели деятельности учителя:

  • создать условия для обобщения наблюдений учащихся за признаками весны (распускание почек на ветках деревьев, появление молодых зеленых листьев, первоцветов и др.);

  • способствовать формированию умения сравнивать весенние картины природы с осенними, зимними; ознакомить с характером и содержанием весенних работ людей, жизнью животных весной.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют объяснять мир: называть основные особенности весны; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; логические – строят логические рассуждения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Оборудование: несколько веточек деревьев с почками и распустившимися листьями; картинки с изображением березы (или ее веточка) с молодыми зелеными листочками и длинными сережками; гербарий раноцветущих растений; сюжетные картинки, изображающие труд людей на огороде, в саду, поле, скверах и парниках, на бульварах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

У ч и т е л ь. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: кто приходит тише всех?

ТИШЕ ВСЕХ

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не Слониха.

И конечно, Бегемот

Тихо так прийти не мог.

Дождь идет, стучит по крыше.

Ход часов обычный шаг:

Тик-так, тик-так.

Но никто из нас не слышал,

Как листок из почки вышел.

И конечно, и конечно,

Поутру порою вешней

Вы услышать не могли,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

Кто там выглянул молчком

Кверху белым колпачком?

Смотрят Заяц и Зайчиха,

Как подснежник вышел тихо.

И повсюду – тишина.

Это так, а не иначе.

Это значит, это значит,

Тише всех пришла…

Генрих Сапгир.

У ч е н и к и. Весна.

У ч и т е ль. Правильно, это весна. Мы ее приход замечаем в основном зрительно: по появлению зеленой травки и листочков, яркому солнышку. Нет ни «шепота листвы», как это бывает осенью, ни хруста веток и скрипа снега, как это бывает зимой. Весной тихо, светло и таинственно рождается и оживает природа. Продолжим любоваться весенними признаками и знакомиться с изменениями природы весной, жизнью животных и трудом людей.

Отгадайте загадки: Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна).

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна).

П. Работа по теме урока.

1. Игра-драматизация «Подарки весны». (Коммуника­тивные УУД.)

Учитель. Посмотрите, к нам в гости сама Весна пожаловала.

Входит девочка с веснушками на лице в костюме Весны.

Весна. Здравствуйте, ребята!

Ученики. Здравствуй, Весна!

Учитель. Что, Весна,

Ты принесла?

И ответила Весна:

Весна. Принесла я вам, ребятки,

Лейки, грабли и лопатки,

Желтые скворечники,

Первые

Ученики. Подснежники.

Весна. Принесла я вам грачей,

И скворцов, и зябликов.

И несет любой ручей

Целый флот

Ученики. Корабликов.

Весна. И еще я принесла

Много света и

Учен и к и. Тепла,

Весна. Прыгалки и салки,

Новые

Ученики. Считалки (кричалки).

Учитель. А как весну-красну зазываем, завлекаем, зааукиваем?

Ученики. Пришла весна,

Ой, пришла весна!

Погляди-ка, дружок,

Зеленеет лужок,

В садах звенят

Голоса ребят.

Смело в круг входи,

Хоровод весны води!

Весна, весна красная,

Пришла весна ясная!

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Учитель. Все ребята удивились:

Как-то сразу появились

Почки клейкие в лесу,

Травка на опушке

И у Маши на носу

Первые

Ученики. Веснушки.

  1. Игра «Найдите первоцветы по описанию» (с. 40 учебника).

Учитель. Кто знает, как иначе можно назвать раноцветущие растения?

Ученики. Первоцветы.

Учитель. Почему их так называют?

Ученики. Они самыми первыми своим цветением весну от­крывают.

Учитель. Пахнет талым снегом. И для всех, кто любит весну, кто ее ждал, она уже наступила.

На окраинах города с южной стороны снег уже растаял. В теплом защищенном уголке уже вылезли на свет, растолкав холмик влажной земли, толстенкие пушистые бледные стебельки с низко наклоненными головками. Простенькие, но милые цветы мать-и-мачехи раньше других украсят обнаженную землю.

Н. Павлова

отрывок из рассказа «Ранней весной

3.Задания. (Регулятивные УУД.)

I) Найдите и покажите картинку, изображающую этот перв цвет (учитель читает стихотворения).

ПОДСНЕЖНИКИ

Солнце елочки пригрело,

Сосны и валежники.

На полянку вышли смело

Первые подснежники.

Распрямились, расцвели

В эти дни весенние

Дети нежные земли

Всем на удивление.

Е. Серова

РАННЕЮ ВЕСНОЙ

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики синеют.

Это ведь подснежники, Галинка,

Нету их милее.

Из-под снега только что пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете!

А. Прокофьев

Учащиеся показывают картинку с изображением подснеж­ников.

2) Найдите и покажите картинку с изображением этого перво­цвета.

Золотые лепестки, хрупкий стебелек, Распустился у реки солнечный цветок. Только тучка набежала, сжались лепесточки. На зеленых стебельках — круглые комочки.

Учащиеся называют и показывают картинку с изображением мать-и-мачехи.

3) Найдите и покажите картинку с изображением этого перво­цвета.

Что случилось с медуницей,

Медуницей-небылицей?

Вроде розовой была?

Посинела… отцвела.

Учащиеся показывают картинку с изображением медуницы.

Вот весенние цветы,

Или первоцветы.

Их запомнить должен ты

Как весны примету.

  1. Выполнение задания «Птичьи домики» (с. 40 учебни-
    ка, в оранжевой рамке).
    (Познавательные УУД.)

Учитель. Рассмотрите рисунки с изображением птиц на с. 40 учебника и скажите, какие птицы зимовали вместе с нами, а каких мы встречаем весной, когда они к нам возвращаются из теплых краев. (Ответы учащихся.)

Где поселяются птицы? Отгадайте.

Без рук, без топоренка построена избенка.

Ученики. Это птичье гнездо. Птицы сами вьют их и живут в них семьями.

Учитель. Прочитайте вопрос в учебнике и ответьте на него.

5. Обобщающая беседа «Что приходит ранней весной».
(Коммуникативные УУД.)

Учитель. Назовите приметы, встречающиеся только весной. Что это за предметы? (Учащиеся называют.) На прошлом уроке мы выяснили приметы всех весенних месяцев, поэтому сейчас вы без­ошибочно сможете определить, о каком месяце говорится в стихо­творениях.

Поет он о весне!

И с последним холодом дождя

Отступает в белой снежной шали,

Зла, грустна, сердита, хороша,

Та, кому всю жизнь грачи мешали.

Соня Кузнецова

Березки белые с сиреневою рябью,

Вбирают почки тающую синь.

А в снег лежалый серебристой прядью Уткнулась прошлогодняя полынь.

И серый лед оскалился в изломе,

И солнца прорываются лучи…

Бурлит река в стремительном разгоне,

И кружат небо первые грачи.

Борис Заказчиков

Ученики. В этих стихотворениях авторы описывают приме­ты первого весеннего месяца — марта (перечисляют их).

Учитель. Правильно. С весной, мартом много хлопот насту­пает для людей: весной главная задача по организации и содержа­нию работ — как можно лучше и быстрее провести посев и посадку сельскохозяйственных культур.

Ученики (читают стихотворение).

ВЕСНА

Грачевник-март,

Забывший сон и отдых,

Взломал на реках

Ноздреватый лед

И разбудил Весенней птицелет.

И вот уже грачи расселись

На вербах на окраине села.

Земля водой насытилась весенней

И жаждет зерен всхожих и тепла.

И вновь ко мне приходит пониманье, Когда едва означится весна,

Дыхания земли произрастанья

Травы и животворного зерна.

В. Паршин

Учитель сопровождает свой рассказ сюжетными картинами, изображающими труд людей весной.

В поле агрономы и хлеборобы подкармливают озимые хлеба и многолетние травы удобрениями. Механизаторы обрабатывают почву, проводят вспашку и боронование, сев яровых зерновых культур (пшеницы, кукурузы, овса), сахарной свеклы, льна, посадку картофеля, прополку яровых хлебов.

Кто из вас помогал родителям в работе на огорода, в садах?

Расскажите, что нужно делать весной на дачных участках. I

Ученики.В деревне.

Учитель. Как вы догадались?

Ученики. Постройки одноэтажные, большой частный двор,
вышли на солнышке погреться домашние животные и птицы.
Учитель. Какое время года запечатлел художник?
Ученики. Весну. 1

Учитель. Подтвердите это, перечислив признаки весны ‘
по картине.
I

Подберите подходящие к этой картине разрезные карточки (рабочая тетрадь, с. 75-80) и дополните ее. Учащиеся выполняют задание.

На этой картине с удивительной точностью подмечены народ­ные приметы:

Весна, зажги снега, заиграй овражки!

Вода с гор потекла, весну принесла.

В марте курица напьется из лужицы!

Прочитайте, какие приметы мая подметил народ.

На доске:

ВЕСНА

Ветерок у самого лица… Шлет весна-красавица гонца. А гонцом на вороном коне Мчится грач!

проводят вспашку и боронование, сев яровых зерновых культур (пшеницы, кукурузы, овса), сахарной свеклы, льна, посад­ку картофеля, прополку яровых хлебов.

Кто из вас помогал родителям в работе на огородах, в садах? Расскажите, что нужно делать весной на дачных участках.

Ученики. Копать, обрабатывать почву. Весной сеют семена моркови, петрушки, лука, укропа, салата, свеклы, гороха, бобов, огурцов, тыквы. Весенние работы на парниках и теплицах — про­полка, рыхление почвы, полив, прореживание всходов, рассадка ранней и поздней капусты. В саду мы сажаем плодовые деревья, кустарники в заготовленные осенью ямы, рыхлим почву на прист­вольных кругах и вносим минеральные удобрения.

Учитель. А что предпринимают ваши родители для борьбы с вредителями и заморозками? (Ответы учащихся.) Обязательно нужно заготовить дымовые кучи для борьбы с весенними замороз­ками, обработать деревья и кустарники специальными средствами от плодожорок, тли и других вредителей сада.

А какие работы мы проводим с вами сейчас в школьном парке, возле домов?

Ученики. Мы занимались уборкой опавших осенью листьев и сора, снимали с растений зимние укрытия. Старшеклассники об­резали деревья и кустарники, а мы убирали обрезанные сухие вет­ки. Начали подготавливать грядки, клумбы, посадили для рассады семена цветочно-декоративных растений, вскоре уже будем выса­живать цветочную рассаду в грунт.

Учитель. Видите, сколько дел весной, земля-матушка просит внимания и заботы к себе, а потом хорошим урожаем отблаго­дарит. Не зря в народе говорят: «Посеешь в пору — соберешь зерна гору».

6. Выполнение практических заданий по учебнику. (Регу­лятивные УУД.)

1) Обведите синим цветом на рисунке предметы, которые мож­но встретить не только весной, но и в другое время года, а зеленым -не встречающиеся весной (рабочая тетрадь, с 52, задание 3).

Апрель с водою — май с травою. Ай-ай, месяц май: и тепел, и холоден! Май холодный — год хлеборобный. Учитель. Какие еще народные приметы весны вы знаете? Кто забыл, может прочитать их на с. 41 учебника.

7. Выполнение творческого задания. (Познава­тельные УУД.)

Продолжите пословицы подходящими по смыслу словами. На доске:

Март с _, апрель с , а май с .

Растение — земли .

Слова для справки: цветами, водой, травой, украшение.

Учитель. Рассмотрите пейзаж весеннего леса (учебник, с. 42). Кого вы увидели? Как им живется? (Ответы учащихся.) Послушайте рассказ о лесных весенних звуках.

ЛЕСНОЙ ХОР

На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и бараба­ны, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и писк, и уханье, и жужжанье, и ур­чанье, и кваканье.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики. Лают лисица и белая куропатка, кашляет козуля. Воет волк. Хохочет сова-неясыть. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и ква­кают лягушки.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

Дятлы отыскивают звонкие сухие сучья. Это у них — барабан. А вме­сто палочек у них отличный крепкий нос.

Выпь бугай ткнет свой длинный клюв в воду да как дунет — бултых­нет вода, по всему озеру гул, словно бык проревел.

А бекас — тот даже хвостом умудряется петь; взовьется ввысь да вниз головой оттуда с распущенным хвостом. В хвосте у него ветер гудит -ни дать, ни взять, барашек блеет над лесом!

Вот какой хор в лесу.

В. Бианки

Учитель.А хотите узнать, как пробуждается жизнь в лесу?

Ученики. Конечно, хотим.

Учитель. Слушайте.

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Весна

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уж вовсе не осталось.

С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зим­него сна очнулись, запрыгали к луже — и бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез о да ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, лис Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колюч сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до сшг никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и пр нялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик, да и по^ жал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки и ля лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.

Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лесной дом — мура­вейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку.

Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весен­ние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.

Г. Скребицкий

Подберите к нарисованному в учебнике пейзажу подходящие разрезные карточки и дополните ими пейзаж. 8. Реализация домашнего задания.

Учитель. Ребята, настало время показать, какие домики вы сделали вместе с родителями для наших пернатых друзей. Расска­жите, куда вы их повесите, кого в них расселите.

Учащиеся показывают изготовленные дома скворечники.

Учитель. «На щите дворец, во дворце певец», — о чем и о ком загадка?

Ученики. Дворец — это наш скворечник, а певец — это скворец. Мы для скворцов повесим в наших садах и парках эти домики.

Учитель. Молодцы! Зовите же скорее скворушек заклич-ками, встречайте гостей.

1-й ученик.

Скворушка, прилетай.

Себе домик выбирай.

2-й ученик.

На дереве высоком

С крылечком широким.

3-й у ч е н и к. Да почаще свищи,

Да позвонче дуди,

Звонки песни выводи!

Физкультминутка

Игра «Карусели».

Учитель. Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь, чтобы карусели не сломались.

Еле-еле-еле-еле

Закрутились карусели.

(Медленно кружатся в правую сторону.)

Завертелись карусели

Еле-еле-еле-еле.

(Медленно кружатся в левую сторону.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали

И руками помахали.

(Темп речи и движений постепенно ускоряются. Бег на месте.)

Тише-тише, не спешите,

Карусель остановите.

(Темп движений постепенно замедляется. Шаг на месте.)

Раз-два, раз-два, (шаг на месте)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(На слова «раз-два» все останавливаются, кланяются, хлопа­ют в ладоши, садятся.)

9. Наблюдение за ветками, помещенными в бутылки с водой. (Познавательные УУД.)

Учитель. Мы с вами ставили веточки в бутылки с водой, записывали названия, от каких деревьев эти веточки, подписы­вали дату, а потом наблюдали за происходящими на ветках из­менениями.

Вы заметили, когда на них набухли почки? Когда на них по­казались зеленые кончики листьев, а когда развернулись новые листья? (Дети рассказывают о своих наблюдениях.)

Такие же опыты с веточками проводили и наши знакомые Лена с Мишей. Познакомьтесь с тем, что и как они делали. Постарайтесь проанализировать их действия, принять разумное решение. Выполните задание «Сад на окошке» (учебник, с. 43).

Миша свою банку с веточкой поставил на окошко, а Лена в хо­лодильник. У кою из детей распустились листочки на веточках? Почему? К каким выводам вы пришли после проведенных наблю­дений и сравнений?

Вывод: почки на веточках распустились потому, что они нахо­дились в тепле, их солнышко обогревало, а вода питала.

Учитель. Что помогает распуститься листьям весной?

Ученики. Свет, тепло, влага.

III. Самостоятельная проверочная работа. (Регулятивные УУД.)

Учащиеся выполняют письменную работу по заданию 4 рабо­чей тетради на с. 52.

Задание. Подберите концовку приметы или пословицы.

будет осенью богат, там саду цвесть. а осень пирогами, земли украшение, много воды — много травы.

Учащиеся линией соединяют начало приметы или пословицы с соответствующей ей по смыслу концовкой.

Весна красна цветами,

Много снега – много хлеба,

Кто весной трудиться рад,

Где вода есть,

Растение –

будет осенью богат,

там саду цвесть,

а осень пирогами,

земли украшение,

много воды – много травы.

IV. Итог урока.

1. Вывод по теме урока.

Учитель. Можете ли вы теперь полно и четко ответить на вопрос: как мы узнаем, что наступила весна? (Ответы учащихся.)

2. Заключительное слово учителя.

Весеннее настроение — это восторженность, радость, улыбка, полнота сил, свежести. Ощутите все это, слушая стихотворение, которое я вам хочу подарить в заключение нашего урока.

ПЕРВЫЙ ЛИСТ

У деревьев под корой

Побежал весенний сок.

В роще утренней порой

Вспыхнул маленький листок.

Это клен, как светофор,

Вдруг зажег зеленый свет.

И поет пернатый хор:

— Снега нет! Весне привет!..

Холода апрель прогнал.

Первый лист в лесной глуши

Первомаю дал сигнал:

Путь свободен! Поспеши!

Николай Урусов

Домашнее задание: рабочая тетрадь, задание 2, с. 51; провес­ти наблюдение по заданию учебника на с. 43 (верхний рисунок).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here