Экологический урок в 1 классе
«Леса – земли краса»
Цели урока:
-создание условий для формирования интереса к познанию окружающего мира;
-формирование бережного отношения ко всему увиденному;
-формирование представления каждого из нас частицей мира, в котором мы живём.
Формирование УУД:
-личностных (появление интереса в поиске знаний в предложенной игровой ситуации, умение самооценки своих действий и успешности выполнения полученных знаний ),
-коммуникативных (формирование умения работать в группах, парах, умение выслушивать и принимать мнения и ответы других учеников),
-регулятивных (формирование умений выполнять задания с наглядно-образным, словесно-логическим материалом, сотрудничая с учителем и одноклассниками )
-познавательных (формирование знаний по изучаемому материалу, развитие кругозора учащихся, составление правил поведения в лесу)
Ход урока.
Учитель:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Что это? ЛЕС (слайд 1). Я хочу рассказать удивительную историю про лес и предлагаю вам ее проиллюстрировать. Итак, рассказ начинается…
«Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» — рассуждал художник. «Лес-это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья – берёзы и ели, дубы и клёны, липы и рябины, осинки и сосны (слайд 2).
Одновременно на магнитную доску учитель предлагает детям поместить карточки с изображениями деревьев.
Звучит фонограмма (шум деревьев). Дети рассматривают изображение.
«Очень хорошо у него получилось. Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и берёзок одни сухие стволы.
-Что случилось? — удивился художник. — Почему засох мой лес?
-Какой же это лес? — вдруг услышал он. — Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел художник внимательно и понял, что это разговаривает с ним большой дуб.
-Разве может быть лес без кустов, цветов, травы, грибов, ягод?
-Не может, — согласился художник. И принялся за новую картину.
Он опять нарисовал деревья. И они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, цветы, зелёная трава, грибы и ягоды.
Дети помещают на доску изображения кустарников, травянистых растений, грибов, ягод.
Но лес продолжал болеть.
-Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, птиц и зверей, — снова услышал художник голос мудрого дуба.
-Разве это обязательно? – удивился художник. – Но я не знаю, кто мог бы жить в лесу.»
Учитель:
-Как вы думаете, каких животных можно нарисовать художнику на картине? Найдите, пожалуйста, нужные картинки, «поселите» животных на картину.
Учитель предлагает детям поместить на доску магнитные картинки — изображения животных (дикие, домашние, птицы, насекомые), дети размещают нужные фигуры «в лесу».
Учитель продолжает:
«И художник нарисовал разных животных. Он окончил работу, когда было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев. Случилось чудо — его лес ожил!
-Вот теперь это настоящий лес, — сказал из темноты старый дуб. – Теперь он будет жить, потому что в нём есть всё: и деревья, и травы, и цветы, и грибы, и животные. Все они непременно находятся в лесу. И все они вместе — это и есть ЛЕС.
Звучит фонограмма «Голоса леса».
Учитель:
-Вот такая интересная сказка. Она вам понравилась? А что или кто вам понравился больше всего? Почему? (ответы детей)
-А мне очень понравился умный старый дуб. Потому что он смог объяснить художнику, что лес — это большой дом со множеством жильцов. И все они нужны друг другу.
А как лес помогает человеку? (даёт ягоды, грибы, лекарственные растения, листья деревьев притягивают пыль и выделяют кислород, необходимый для дыхания).
Ещё лес даёт людям хорошее настроение. Любуясь красотой леса, музыканты создают прекрасную музыку (звучит музыка), а поэты пишут замечательные стихи:
Как чудесен наш лес на заре!
Весь сверкает, блестит в серебре!
Подорожник умылся росой,
Одуванчик горит золотой.
Молодая осинка стоит-
В бриллиантах сияет, блестит.
Лёгкий ветер вдруг тронет листву
И уронит росинку в траву…
Учитель:
Лес замечательно жил на картине художника, он весело шумел летом и украшал землю своей золотой листвой осенью; в него прилетали по весне птицы, пели свои волшебные песни; в нем жили разные животные: насекомые, звери. Но однажды в лесу появились люди. У них были большие рюкзаки за спинами, а в руках – топоры и зажигалки. А еще у них был большой магнитофон, из которого доносилась громкая музыка. И в лесу стало непривычно шумно. Он наполнился громкими голосами и звуками музыки, стуком топоров… По лесной полянке расползался запах дыма, на ней выросли мусорные кучи из консервных банок, пластиковой посуды. повсюду летали бумажки и пакеты… И вмиг замолчали птицы. Как вы думаете, ребята, что будет дальше в нашей сказке?
Ответы детей.
— Да, вы правы. Испугавшись шума и громкой музыки, покинули свои гнезда птицы, убежали в другой лес звери.
Что станет с деревьями, если исчезли птицы? (деревья погибнут, т.к. птицы защищают их от вредителей)
Что будет с травянистыми растениями, если на земле, где они растут, высятся кучи мусора? (трава не сможет расти на загрязненной почве, она погибнет)
Одновременно с ответами детей учитель убирает с доски изображения растений и животных.
-Посмотрите, что осталось на месте недавно шумевшего, полного жизни, красивого леса? (кучи мусора) Подумайте, к каким серьезным последствиям может привести неправильное поведение людей в природе?
-Предлагаю вам исправить ошибку в нашей книге, вернемся на ту страничку, где в лес пришли туристы и расскажем им, как нужно вести себя в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу, учитель поясняет.
-Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
(Растение — живое существо. Его ветки и листья — как руки для нас. С их помощью растение питается.)
-Нельзя рвать цветы.
(Букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращивает человек. А в природе очень много исчезающих растений, и дикие растения растут много дольше, чем садовые.)
-Нельзя разорять муравейники.
(Муравьи — санитары леса, они собирают в лесу мелкий мусор.)
-Нельзя близко подходить к гнёздам птиц.
(Испугавшись, птица может больше не вернуться в своё гнездо или вернуться слишком поздно, и тогда птенцы не вылупятся или погибнут от голода.)
-Нельзя приносить из леса животных.
(Лесные животные не смогут жить в неволе.)
-В лесу нельзя шуметь и мусорить.
Учитель:
-А как правильно гулять в лесу, чтобы не принести ему вреда?
(Нужно ходить спокойно, можно собирать грибы, ягоды, лекарственные травы, только делать это правильно. Можно рисовать, фотографировать природу, отдыхать в специально отведённых местах.)
-Итак, в лес вошли туристы, и … (не стали шуметь в лесу, а тихо и спокойно отдыхали на полянке, наблюдали за жизнью леса, фотографировали интересные события и красивые растения. Они устроили пикник на полянке. Но весь оставшийся после него мусор сложили в пакет и унесли с собой, и т.д.)
Включается фонограмма «Голоса леса»
-А после их ухода лес продолжал жить своей жизнью: в нем также весело, как и раньше пели птицы, летали пчелы и шмели, цвели травы, шумели своей листвой деревья. Вот так благополучно и заканчивается наша история.
Посмотрите, ребята, в книге мы с вами смогли все исправить и предотвратить беду. Но в реальной жизни так не получится, поэтому всегда и сразу надо поступать правильно. Что мы должны делать для этого? (слайд 3).
(Знать правила поведения в природе и научить им других).
-Предлагаю вам определить по этим рисункам, как можно и как неправильно вести себя в лесу и изготовить природоохранные знаки, которые потом можно расставить на лесной полянке для туристов.
Детям предлагаются заготовки природоохранных знаков (рисунки с изображением разных ситуаций, красные и синие окружности, красные полоски). Дети выясняют, как правильно и как неправильно вести себя в природе и выполняют аппликацию: на разрешающие знаки приклеивают синюю окружность, на запрещающие – красную с полоской окружность.
Подведение итогов урока (слайд 4).
— Ребята, как вы думаете, получится у вас беречь и охранять леса? Какие правила мы должны помнить, отправляясь в лес? Почему?