Экологический урок в 1 классе

«Леса – земли краса»

Цели урока:

-создание условий для формирования интереса к познанию окружающего мира;

-формирование бережного отношения ко всему увиденному;

-формирование представления каждого из нас частицей мира, в котором мы живём.

Формирование УУД:

-личностных (появление интереса в поиске знаний в предложенной игровой ситуации, умение самооценки своих действий и успешности выполнения полученных знаний ),

-коммуникативных (формирование умения работать в группах, парах, умение выслушивать и принимать мнения и ответы других учеников),

-регулятивных (формирование умений выполнять задания с наглядно-образным, словесно-логическим материалом, сотрудничая с учителем и одноклассниками )

-познавательных (формирование знаний  по изучаемому материалу, развитие кругозора учащихся, составление правил поведения в лесу)

 Ход урока.

Учитель:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!

Что это? ЛЕС (слайд 1). Я хочу рассказать удивительную историю про лес и предлагаю вам ее проиллюстрировать. Итак, рассказ начинается…

«Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» — рассуждал художник. «Лес-это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья – берёзы и ели, дубы и клёны, липы и рябины, осинки и сосны (слайд 2).

Одновременно на магнитную доску учитель предлагает детям поместить карточки с изображениями деревьев.

Звучит фонограмма (шум деревьев). Дети рассматривают изображение.

«Очень хорошо у него получилось. Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и берёзок одни сухие стволы.

-Что случилось? — удивился художник. — Почему засох мой лес?

-Какой же это лес? — вдруг услышал он. — Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел художник внимательно и понял, что это разговаривает с ним большой дуб.

-Разве может быть лес без кустов, цветов, травы, грибов, ягод?

-Не может, — согласился художник. И принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья. И они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, цветы, зелёная трава, грибы и ягоды.

Дети помещают на доску изображения кустарников, травянистых растений, грибов, ягод.

Но лес продолжал болеть.

-Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, птиц и зверей, — снова услышал художник голос мудрого дуба.

-Разве это обязательно? – удивился художник. – Но я не знаю, кто мог бы жить в лесу.»

Учитель:

-Как вы думаете, каких животных можно нарисовать художнику на картине? Найдите, пожалуйста, нужные картинки, «поселите» животных на картину.

Учитель предлагает детям поместить на доску магнитные картинки — изображения животных (дикие, домашние, птицы, насекомые), дети размещают нужные фигуры «в лесу».

Учитель продолжает:

«И художник нарисовал разных животных. Он окончил работу, когда было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев. Случилось чудо — его лес ожил!

-Вот теперь это настоящий лес, — сказал из темноты старый дуб. – Теперь он будет жить, потому что в нём есть всё: и деревья, и травы, и цветы, и грибы, и животные. Все они непременно находятся в лесу. И все они вместе — это и есть ЛЕС.

Звучит фонограмма «Голоса леса».

Учитель:

-Вот такая интересная сказка. Она вам понравилась? А что или кто вам понравился больше всего? Почему? (ответы детей)

-А мне очень понравился умный старый дуб. Потому что он смог объяснить художнику, что лес — это большой дом со множеством жильцов. И все они нужны друг другу.

А как лес помогает человеку? (даёт ягоды, грибы, лекарственные растения, листья деревьев притягивают пыль и выделяют кислород, необходимый для дыхания).

Ещё лес даёт людям хорошее настроение. Любуясь красотой леса, музыканты создают прекрасную музыку (звучит музыка), а поэты пишут замечательные стихи:

Как чудесен наш лес на заре!

Весь сверкает, блестит в серебре!

Подорожник умылся росой,

Одуванчик горит золотой.

Молодая осинка стоит-

В бриллиантах сияет, блестит.

Лёгкий ветер вдруг тронет листву

И уронит росинку в траву…

Учитель:

Лес замечательно жил на картине художника, он весело шумел летом и украшал землю своей золотой листвой осенью; в него прилетали по весне птицы, пели свои волшебные песни; в нем жили разные животные: насекомые, звери. Но однажды в лесу появились люди. У них были большие рюкзаки за спинами, а в руках – топоры и зажигалки. А еще у них был большой магнитофон, из которого доносилась громкая музыка. И в лесу стало непривычно шумно. Он наполнился громкими голосами и звуками музыки, стуком топоров… По лесной полянке расползался запах дыма, на ней выросли мусорные кучи из консервных банок, пластиковой посуды. повсюду летали бумажки и пакеты… И вмиг замолчали птицы. Как вы думаете, ребята, что будет дальше в нашей сказке?

Ответы детей.

— Да, вы правы. Испугавшись шума и громкой музыки, покинули свои гнезда птицы, убежали в другой лес звери.

Что станет с деревьями, если исчезли птицы? (деревья погибнут, т.к. птицы защищают их от вредителей)

Что будет с травянистыми растениями, если на земле, где они растут, высятся кучи мусора? (трава не сможет расти на загрязненной почве, она погибнет)

Одновременно с ответами детей учитель убирает с доски изображения растений и животных.

-Посмотрите, что осталось на месте недавно шумевшего, полного жизни, красивого леса? (кучи мусора) Подумайте, к каким серьезным последствиям может привести неправильное поведение людей в природе?

-Предлагаю вам исправить ошибку в нашей книге, вернемся на ту страничку, где в лес пришли туристы и расскажем им, как нужно вести себя в лесу.

Дети называют правила поведения в лесу, учитель поясняет.

-Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

(Растение — живое существо. Его ветки и листья — как руки для нас. С их помощью растение питается.)

-Нельзя рвать цветы.

(Букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращивает человек. А в природе очень много исчезающих растений, и дикие растения растут много дольше, чем садовые.)

-Нельзя разорять муравейники.

(Муравьи — санитары леса, они собирают в лесу мелкий мусор.)

-Нельзя близко подходить к гнёздам птиц.

(Испугавшись, птица может больше не вернуться в своё гнездо или вернуться слишком поздно, и тогда птенцы не вылупятся или погибнут от голода.)

-Нельзя приносить из леса животных.

(Лесные животные не смогут жить в неволе.)

-В лесу нельзя шуметь и мусорить.

Учитель:

-А как правильно гулять в лесу, чтобы не принести ему вреда?

(Нужно ходить спокойно, можно собирать грибы, ягоды, лекарственные травы, только делать это правильно. Можно рисовать, фотографировать природу, отдыхать в специально отведённых местах.)

-Итак, в лес вошли туристы, и … (не стали шуметь в лесу, а тихо и спокойно отдыхали на полянке, наблюдали за жизнью леса, фотографировали интересные события и красивые растения. Они устроили пикник на полянке. Но весь оставшийся после него мусор сложили в пакет и унесли с собой, и т.д.)

Включается фонограмма «Голоса леса»

-А после их ухода лес продолжал жить своей жизнью: в нем также весело, как и раньше пели птицы, летали пчелы и шмели, цвели травы, шумели своей листвой деревья. Вот так благополучно и заканчивается наша история.

Посмотрите, ребята, в книге мы с вами смогли все исправить и предотвратить беду. Но в реальной жизни так не получится, поэтому всегда и сразу надо поступать правильно. Что мы должны делать для этого? (слайд 3).

(Знать правила поведения в природе и научить им других).

-Предлагаю вам определить по этим рисункам, как можно и как неправильно вести себя в лесу и изготовить природоохранные знаки, которые потом можно расставить на лесной полянке для туристов.

Детям предлагаются заготовки природоохранных знаков (рисунки с изображением разных ситуаций, красные и синие окружности, красные полоски). Дети выясняют, как правильно и как неправильно вести себя в природе и выполняют аппликацию: на разрешающие знаки приклеивают синюю окружность, на запрещающие – красную с полоской окружность.

Подведение итогов урока (слайд 4).

— Ребята, как вы думаете, получится у вас беречь и охранять леса? Какие правила мы должны помнить, отправляясь в лес? Почему?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here