Урок по окружающему миру для 2 класса

по теме «Лесные опасности»

Цель урока: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в

лесу, разработать правилам безопасного поведения в лесу.

Задачи урока:

  1. Закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды, ядовитые растения. Научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые. Научить детей правильно одеваться для прогулки в лес.

2. Развить познавательную активность учащихся и самостоятельность добывания новых знаний.

3. Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни, бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу.

Ход урока:

1.Организационный момент. Объявление темы урока.

-Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какие опасности нас могут подстерегать в лесу и правила безопасности, которые нужно соблюдать. Работать будем в группах.

2.Проверка домашнего задания.

— Начнём с проверки домашнего задания: как вы запомнили, какие опасности нас могут подстерегать дома и правила безопасности, которые нужно соблюдать.

Предлагаю вам загадки.

Отвечайте по порядку.

Кто ответить лучше всех,

Ждёт конечно же успех!

1) Межи деревянные 2) Я из дома на порог

А поля стеклянные. Лишь один шагнул шажок,

( Окна.) Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома и не дома,

Между небом и землёй.

Отгадайте же, друзья,

Где же я? (На балконе.)

-Какие правила безопасности нужно соблюдать? ( Не высовываться из окон, не сидеть на подоконнике, не свешиваться с балкона.)

3) Кто по проводам 4) Дом на ножках,

В дом приходит к нам? Посреди окошко.

По ночам , когда темно , Засветится окно –

Освещает дом оно? Появится кино.

( Электричество.) ( Телевизор.)

5) Что скажи за ящик это: 6) Загудит его мотор,

В нём продукты даже летом Глотает он и пыль и сор.

В белом инеи лежат. ( Пылесос.)

( Холодильник.)

— Какие правила пользования электроприборами , выключателями , розетками знаете? (Не совать пальцы в розетку, не пользоваться электроприборами сырыми руками и т.д.)

7) Ей набили мясом рот,

И она его жуёт.

Жуёт, жуёт и глотает,

В тарелку отправляет. (Мясорубка.)

— Какое правило безопасности нужно соблюдать? ( Не засовывать пальцы в приборы с крутящимися деталями.)

8) На четырёх ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул.)

— Какое правило нужно соблюдать, пользуясь стулом? ( Проверить, устойчив ли стул, прежде чем влезть на него.)

9) После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий , как огонь. ( Утюг.)

— Правило пользования утюгом? ( Брать только за ручку.)

10) Огонь – наш друг и враг. Когда он враг? ( Пожар)

-Откройте тетради. Какие знаки нарисовали к памятке «Чтобы не было пожара»?

( Ответы детей.)

3. Работа по теме.

— А теперь поговорим о лесных опасностях.

Вспомним солнечное лето!

Вспомним вольную пору!

— Чтобы получше узнать о лесных опасностях, отправимся с вами на прогулку в лес на несколько часов. Нужно подготовиться : необходимо подумать, какие продукты взять , медикаменты и как правильно одеться.

Работаем по группам:

1 группа – выбирает необходимые продукты.

2 группа – выбирает нужные медикаменты.

3 группа – выбирает, какую одежду надеть. ( Идёт обсуждение 3-5 минут)

— Послушаем представителей каждой группы. ( Выступления представителей, остальные помогают, дополняют.)

Итак , 1— идём на несколько часов, костёр разводить не будем, возьмём немного продуктов, чтобы не испортились : хлеб, варёный картофель, яйца вареные, свежие мытые фрукты ( яблоки ), овощи ( огурцы, помидоры ), чай в термосе, минеральную воду. В «Кока- коле» и других лимонадах много сахара и красителей , не утоляют жажду.

2- возьмём вату, бинт, «зелёнку», перекись водорода, бактерицидный пластырь,

Мыло, носовой платок, чистую воду в пластиковой бутылке, иголку или булавку.

Необходимые таблетки возьмут взрослые.

— Если вы поранитесь в лесу, как будете обрабатывать ссадину? (Помыть чистой водой с мылом, протереть перекисью водорода, «зелёнкой» края ранки, заклеить бактерицидным пластырем.)

— Что такое заноза? (щепочка под кожей) Что делать? ( Иголкой, обработанной перекисью водорода, вытащить занозу, смазать «зелёнкой».)

3-одеться удобно : футболка с длинным рукавом, спортивные брюки, носки, удобную обувь – кроссовки , панамку ( кепку ). Взять лёгкую куртку без подкладки или ветровку.

— Как понесём вещи: в пакете, сумке, рюкзаке? ( В рюкзаке : удобно нести, застёгивается, сделан из плотного материала.)

4. Физкультминутка

Мы входим с вами в лес. (дети маршируют.)

Сколько здесь чудес! ( удивляются. разводят руками. )

Посмотрели вправо, влево. (дети наклоняются. )

Наклонились и присели. (наклон вперёд, приседание )

Заниматься тихо сели. (дети садятся за парты. )

5. Работа по теме.

1) — Что удивительного можно увидеть в лесу? ( Ответы детей.)

-Сейчас будем собирать ягоды, грибы, лекарственные растения.

Работаем по группам:

1 группа – собирает ягоды.

2 группа – собирает грибы.

3 группа – собирает лекарственные растения.

— Будьте внимательными — лес таит опасности! (Идёт обсуждение.)

— Послушаем представителей каждой группы. ( Выступления учеников.)

— Почему 1 группа не взяла ягоды волчьего лыка и вороньего глаза?

( Заслушиваются доклады учеников. ( см. приложение.) )

— Почему 2 группа не взяла мухомор и бледную поганку? (Ответы детей и рассказ учителя. ( см. приложение.) )

— Почему 3 группа не взяла белену и дурман? ( Заслушиваются доклады учеников .(см. приложение.) )

— Итак, находясь в лесу, не срывай и не бери в рот незнакомые растения, ягоды, грибы. Если хочешь подкрепиться , вымой руки чистой водой с мылом , вытри чистым носовым платком .

2) – Ещё одна опасность в лесу – это жалящие насекомые.

— Прислушайтесь в лесу к звукам. Какие звуки услышим? ( Ответы учеников)

— Услышим жужжание пчелы. Пчела – это жалящее насекомое, Почему? (Ответы учеников – есть жало, может ужалить.)

— Какие ещё жалящие насекомые есть? (Ответы учеников – оса, шмель, шершень.)

6. Работа по учебнику.

— Откройте учебник. Посмотрите на рисунок, как выглядят эти насекомые.

— Обычно они не нападают на человека просто так. Они жалят человека для самозащиты . как нам защититься от них ? ( Ответы учеников.)

— Итак , 1— не приближаться к пчелиным ульям, не махать руками.

2 – не разорять осиные гнёзда.

3 – если насекомое залетело в дом, не гоняться за ним, а открыть пошире окно , пока насекомое не вылетит само.

4 – осы часто забираются в мёд, варенье. Будьте осторожны, когда едите.

5 – но если вас ужалило насекомое, надо удалить жало, как занозу. Ранку обработать перекисью водорода, положить что-то холодное (платок, смоченный в холодной воде.) Если укусит в губу, веко – обратитесь к врачу.

7. Закрепление.

На опушке посидели,

Всё вокруг мы посмотрели.

Отправляемся вперёд –

Нас домой дорога зовёт.

Работа в тетради. Самостоятельная работа.

Откройте тетрадь на стр. 16 . Выполним задание №2 самостоятельно: напишите не менее 3-х названий в каждый пункт:

а) лесные растения со съедобными плодами;

б) лесные растения с несъедобными плодами;

в) съедобные грибы;

г) несъедобные грибы.

Проверка.

8. Итог урока.

1. Обобщение.

— Что узнали на уроке нового?

— Какие опасности вас могут подстерегать в лесу? — Какие правила безопасности нужно соблюдать в лесу?

2. Рефлексия.

— Понравился ли вам урок?

— Что особенно понравилось на уроке?

— Какое задание выполняли с удовольствием?

— Что особенно запомнилось?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here