ГУ «Качарская средняя школа »

Урок по познанию мира

в 3 классе

Тема:

«Многообразие животных»

Учитель: Денисова Н.В.

2011-2012 уч.год

Открытый урок.

Познание мира.

3 класс.

Составила и провела Денисова Наталья Викторовна

ГУ «Качарская средняя школа № 1»

Тема урока: «Многообразие животного мира».

Цели:

1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Казахстане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.

2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение рефлексировать свою деятельность.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: Частично-поисковые, перцептивные (объяснительно-иллюстративные).

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, работа в группах.

Оборудование: Презентация «Многообразие животных», карточки для классификации (у каждой пары), тестовые задания, учебник.

Этап урока

Содержание этапов

Формы работы, средства обучения.

Ι. Организа-ционный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Эпиграф урока (под звучание музыки)

«Главное богатство природы — её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным». Николай Сладков

Слайд

Проверка домашнее-го задания

Мы продолжаем своё путешествие в царство природы. На предыдущих уроках мы были в гостях у царицы Биологии.

Сегодня пришло время проверить, что вы знаете о жизни растений.

1 Работа в парах.

Тест. «Найди лишнее»

2. Работа в четвёрках

-Значение растений в жизни человека.

— Как человек вредит природе.

— чем человек сможет помочь природе.

3. Просмотр плакатов «Береги природу»

Презентация.

Слайд

Слайд

Работы детей.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

— Дайте определение природы. (Природа — это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

— По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)

Игра на внимание «Живая – неживая природа».

Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет неживой природы – вы хлопаете в ладоши, если живой – приседаете. В игре возможны «ловушки» — названия предметов, которые сделаны руками человека.

Примеры слов: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк.

ΙΙΙ. Сообще-ние темы урока, поста-новка учебной задачи.

Объясне-ние нового мате-риала.

Фрон-тальный опрос

-Как вы думаете, ребята какова будет сегодняшняя тема урока?

Это только предположение.

— Давайте попробуем отгадать кроссворд.

— Какие задачи будут стоять перед нами?

— Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.

— Итак, главная задача нашего урока:

1. Выделить группы животных.

2. Определить отличительные особенности этих групп.

— Кто из вас знает, как называется наука, которая занимается изучением животных?

— Наука о животных называется:(зоология).

ЗНАЧИТ, МЫ СЕГОДНЯ С ВАМИ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ЦАРСТВО ЗООЛОГИИ

— Учёные — зоологи делят царство животных на большое число групп.

С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например, в древнем Египте кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты. Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных. Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру!

——————————————————————————— Перечислите группы животных которые мы изучали во втором классе.

Царица зоология приглашает в удивительное путешествие в мир животных. Будьте внимательны, отвечайте на вопросы.

Вопрос на слайде (Представители каждой группы на последующих слайдах).

Работа по слайдам

— На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.

Первая группа:

Черви, сборная группа первичноротых беспозвоночных животных с вытянутым телом, объединяющая плоских, кольчатых червей и др.

Вторая группа:

Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и одной ноги. У плавающих моллюсков нога преобразована в плавник.

Третья группа:

Иглокожие — малоподвижные животные. Многие из них — хищники, некоторые питаются растительной пищей. При нападении врага или неблагоприятных условиях могут отбрасывать части тела, и даже внутренние органы с последующим их восстановлением.

Четвёртая группа:

Тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка. На голове расположены 2 пары усиков — антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Глаза расположены непосредственно на голове или на стебельках. Органы дыхания — жабры. Некоторые из ракообразных процесс дыхания осуществляют через кожу. Питаются водорослями, водными животными, бактериями.

Пятая группа:

У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготовили перчатки.

Шестая группа:

Это животные, которые имеют 3 пары лап. Тело состоит из множества члеников, защищено плотным хитиновым покровом и разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают «музыкальным» слухом и тонким обонянием.

Седьмая группа:

Это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска.

Восьмая группа:

Это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.

Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

Девятая группа:

Это животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.

Десятая группа:

Это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

Одиннадцатая группа:

Это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади — 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.

— На какие группы делятся животные по типу питания?

— Как животные размножаются?

-На какие группы делятся животные по месту обитания?

— Какие животные относятся к позвоночным, к беспозвоночным?

-Ребята, что вы уже знали?

-Что нового открыли для себя?

— Что интересного сегодня нашли на урок.

— Кто подготовил дополнительный материал?

Слайд

На доске

Слайд

Показ слайдов.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Сообще-ния детей

Физми-нутка

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Закрепление изученного материала.

Домаш-нее задание

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

  • Работа в четверках:

  • — Чтение текста со стопами.

  • — Обсуждение вопросов по группам.

  • К какой группе животных относятся кальмары, осьминоги, каракатицы, слизни, улитки?

  • Каких животных объединяют паукообразные?

  • Какая группа животных самая разнообразная?

  • Какие животные относятся к птицам?

  • Какие животные относятся к позвоночным?

  • Чем позвоночные животные отличаются от беспозвоночных?

  • — Подготовить пересказ.

  • — Ответить на вопросы в конце текста.

  • — Рубрика «Это интересно».

Итог урока.

— В завершении нашего урока я хочу проверить, хорощо ли вы усвоили урок.

-Проведём небольшой тест. Вы готовы?

Работа с тестером (индивидуально)

Слайд

Рефлек-сия.

Выстав-ление оценок

— Оцените свою работу на уроке:

  • Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – покажите солнышко.

  • Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе — покажите солнышко с одним лучиком.

  • Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили -покажите тучку.

———————————————————————————

  • Составление «Эссе»

  • — Ребята, а как вы думаете, животным легко живётся рядом с человеком?

  • -А теперь давайте пусть каждый из вас превратиться в зверька и от имени своего героя обратится ко всем людям с призывом. (составляем устное эссе)

  • Царица зоология хочет обратиться к вам с таким призывом.

  • ДЕРЕВО ТРАВА ЦВЕТОК И ПТИЦА

  • НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ

  • ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ

  • НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ

Звуки животных

— А теперь, представьте ,что животные могут вам сказать на своём языке

Слайд

Слайд

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here