ГУ «Качарская средняя школа »
Урок по познанию мира
в 3 классе
Тема:
«Многообразие животных»
Учитель: Денисова Н.В.
2011-2012 уч.год
Открытый урок.
Познание мира.
3 класс.
Составила и провела Денисова Наталья Викторовна
ГУ «Качарская средняя школа № 1»
Тема урока: «Многообразие животного мира».
Цели:
1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Казахстане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.
2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение рефлексировать свою деятельность.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: Частично-поисковые, перцептивные (объяснительно-иллюстративные).
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, работа в группах.
Оборудование: Презентация «Многообразие животных», карточки для классификации (у каждой пары), тестовые задания, учебник.
Содержание этапов | Формы работы, средства обучения. | |
Ι. Организа-ционный момент. | А сейчас проверь, дружок,
|
|
Эпиграф урока (под звучание музыки) | «Главное богатство природы — её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным». Николай Сладков
| Слайд
|
Проверка домашнее-го задания | Мы продолжаем своё путешествие в царство природы. На предыдущих уроках мы были в гостях у царицы Биологии. Сегодня пришло время проверить, что вы знаете о жизни растений.
1 Работа в парах. Тест. «Найди лишнее»
2. Работа в четвёрках -Значение растений в жизни человека. — Как человек вредит природе. — чем человек сможет помочь природе.
3. Просмотр плакатов «Береги природу» Презентация. |
Слайд
Слайд
Работы детей. |
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. | — Дайте определение природы. (Природа — это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)
— По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)
Игра на внимание «Живая – неживая природа». Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет неживой природы – вы хлопаете в ладоши, если живой – приседаете. В игре возможны «ловушки» — названия предметов, которые сделаны руками человека. Примеры слов: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк.
|
|
ΙΙΙ. Сообще-ние темы урока, поста-новка учебной задачи.
Объясне-ние нового мате-риала.
Фрон-тальный опрос | -Как вы думаете, ребята какова будет сегодняшняя тема урока? Это только предположение. — Давайте попробуем отгадать кроссворд.
— Какие задачи будут стоять перед нами?
— Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп. — Итак, главная задача нашего урока: 1. Выделить группы животных. 2. Определить отличительные особенности этих групп.
— Кто из вас знает, как называется наука, которая занимается изучением животных? — Наука о животных называется:(зоология). ЗНАЧИТ, МЫ СЕГОДНЯ С ВАМИ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ЦАРСТВО ЗООЛОГИИ
— Учёные — зоологи делят царство животных на большое число групп. С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например, в древнем Египте кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты. Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных. Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! ——————————————————————————— Перечислите группы животных которые мы изучали во втором классе. Царица зоология приглашает в удивительное путешествие в мир животных. Будьте внимательны, отвечайте на вопросы. Вопрос на слайде (Представители каждой группы на последующих слайдах). Работа по слайдам — На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. Первая группа: Черви, сборная группа первичноротых беспозвоночных животных с вытянутым телом, объединяющая плоских, кольчатых червей и др. Вторая группа: Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и одной ноги. У плавающих моллюсков нога преобразована в плавник. Третья группа: Иглокожие — малоподвижные животные. Многие из них — хищники, некоторые питаются растительной пищей. При нападении врага или неблагоприятных условиях могут отбрасывать части тела, и даже внутренние органы с последующим их восстановлением. Четвёртая группа: Тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка. На голове расположены 2 пары усиков — антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Глаза расположены непосредственно на голове или на стебельках. Органы дыхания — жабры. Некоторые из ракообразных процесс дыхания осуществляют через кожу. Питаются водорослями, водными животными, бактериями. Пятая группа: У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготовили перчатки. Шестая группа: Это животные, которые имеют 3 пары лап. Тело состоит из множества члеников, защищено плотным хитиновым покровом и разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают «музыкальным» слухом и тонким обонянием. Седьмая группа: Это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска. Восьмая группа: Это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками. Девятая группа: Это животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу. Десятая группа: Это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух. Одиннадцатая группа: Это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади — 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д. — На какие группы делятся животные по типу питания? — Как животные размножаются? -На какие группы делятся животные по месту обитания? — Какие животные относятся к позвоночным, к беспозвоночным? -Ребята, что вы уже знали? -Что нового открыли для себя? — Что интересного сегодня нашли на урок.
— Кто подготовил дополнительный материал?
|
Слайд
На доске
Слайд
Показ слайдов.
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Сообще-ния детей
|
Физми-нутка | На лужайке, на ромашке
|
|
Закрепление изученного материала.
Домаш-нее задание | РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
|
|
Итог урока.
| — В завершении нашего урока я хочу проверить, хорощо ли вы усвоили урок. -Проведём небольшой тест. Вы готовы?
Работа с тестером (индивидуально)
|
|
Слайд | ||
Рефлек-сия.
Выстав-ление оценок | — Оцените свою работу на уроке:
———————————————————————————
—Звуки животных
— А теперь, представьте ,что животные могут вам сказать на своём языке
|
Слайд
Слайд |