Предмет: окружающий мир
Тема урока: «В царстве грибов»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные:
— знать о наличии царства грибов;
— знать строение гриба;
— уметь находить части гриба;
— знать съедобные и несъедобные грибы;
— уметь различать грибы-двойники;
— знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
— сравнивать грибы с растениями и находить отличительные признаки;
— классифицировать грибы на съедобные и не съедобные;
— создавать модель гриба;
— понимать значение грибов для леса.
Личностные:
— осознавать значение грибов для леса;
— осознавать необходимость правильного сбора грибов;
— осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. | Организационный этап. |
| Дети стоят возле своих парт, приветствуют учителя. |
II. | Целеполагание. | (На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и т.д.) — Ребята, совсем недавно мы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы поместили в свои проекты?
— На какие группы можно разделить эти объекты природы?
— Какое название дали учёные–биологи этим группам? На доске открывается схема: ЖИВАЯ ПРИРОДА царство царство животных растений — А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?» -Чего не хватает в нашей модели природы? — Давайте поместим грибы на наш плакат.
— К какому царству вы отнесёте ягоды? — А грибы можно отнести к этому царству? Почему?
— Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы? — Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство. (В схему добавляется табличка царство грибов) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (СЛАЙД 1) — Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов. — Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим? — Почему грибы определили в отдельное царство? — Значит, что мы ещё узнаем? -Что вы ещё знаете о грибах? -Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться? — А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. (СЛАЙД 2) |
Мы поместили деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….(помещают изображения объектов природы на ватман)
— Эти объекты природы можно разделить на растения и животные.
— Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных.
-Ягоды, грибы.
-Грибов.
Дети помещают различные грибы на плакат.
-К царству растений.
— Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.
— Их можно отнести к царству грибов.
— Царство грибов.
— Мы узнаем какие бывают грибы.
-У них особое строение.
— Узнаем строение гриба. -Грибы бывают съедобные и несъедобные. — Мы будем учиться классифицировать грибы. |
III. | Актуализация знаний. | -Ребята, какие грибы вы знаете? -Что общего в их строении? Как выглядит гриб? — Что такое грибница и какую роль она выполняет? -Давайте уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112. — Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике. — Есть разница? В чём? -Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений? — А теперь, давайте изготовим модель гриба.
— Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание? — Назовите части гриба.
— Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба?
Разные у вас получились модели грибов. Расскажите, кто какой гриб слепил. -Давайте разложим ваши грибы в корзинки. — У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы? — Какое действие мы будем осуществлять?
— Значит, в одну корзинку какие грибы будем складывать? А в другую? — А вы, ребята, (обращаюсь к сборщикам грибов) проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.
— Давайте проверим, правильно ли вы распределили грибы?
— Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его. — Что нового узнали о группах грибов?
— Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?
-Вот, ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов? — Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Давайте узнаем, как различить грибы-двойники. Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
— Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили? — Встречаются ли эти грибы в нашей местности? — Будьте внимательны при сборе грибов! (СЛАЙД 3) -Ребята, с какой целью вы выполняли это задание?
— Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы? -С кем вы ходите в лес? -Как вы собираете грибы? — Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов. — Какие правила вы сформулировали? — Прочитайте правила в учебнике. Сравните их со своими. -Какие новые правила вы узнали? — Что может случиться, если не соблюдать эти правила? -Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы? -Учёные –биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112. Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса.
— Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало. (СЛАЙД 4) — Какие меры принимаются по охране природы в России?
-Вот и эти грибы занесены в Красную книгу России. (Показать Красную книгу) — С какой целью их занесли в Красную книгу?
| Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д…. — У гриба есть шляпка, ножка и грибница.
Ответы детей.
С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос. Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице).
— Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.
Дети лепят гриб из пластилина.
-Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба. -Шляпка, ножка, грибница. -Размером, формой цветом, запахом…
Дети называют грибы.
Съедобные -несъедобные
-Мы будем классифицировать.
— В одну- съедобные, а в другую- несъедобные.
(Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки)
Ответы детей: -Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу. И т.д.
Дети читают текст на с 100, 3 абзац. Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный!
-Уметь классифицировать грибы по определённому признаку.
— Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
РАБОТА В ПАРЕ. Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников.
Ответы детей (информация из учебника)
— Да, встречаются.
Знать грибы – двойники и уметь их различать.
Дети поднимают руки.
Ответы детей.
РАБОТА В ПАРЕ. Дети обсуждают и формулируют правила.
Называют правила.
Ответы детей.
— Грибы исчезнут.
Ответы детей.
Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.
-Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли. |
IV. | Рефлексия. | -Ребята, давайте подведём итог урока. -Какие цели ставили в начале урока? (СЛАЙД 5) -А теперь давайте оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока. — Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока.
— Что полезного узнали на уроке? — Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес? |
Называют цели урока.
Прорабатывается каждая цель.
Ответы детей.
Дети оценивают, проговаривают каждую цель, поясняют почему так оценили. |
V. | Домашнее задание. | — с. 116, зад. 1. — Найти интересную информацию о грибах. В этом вам поможет и атлас-определитель. -Спросите своих родителей, случались ли с ними или с их знакомыми какие-то интересные истории в лесу, особенно во время сбора грибов. | Дети записывают д.з. в дневники. |
Лист самооценки
знать строение гриба
| уметь находить части гриба
| знать съедобные и несъедобные грибы
| уметь различать грибы-двойники
| знать грибы, занесённые в Красную книгу | понимать значение грибов для леса | сравнивать (классифицировать) грибы
| создавать модель гриба
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания: (распечатать на обратной стороне)
— всё понял
— не ответил на 1-2 вопроса
— не ответил на большую часть вопросов