Урок по «Познание мира» в 3 классе. Разработала учитель 2 категории Палухина О.Ю
Тема урока «Многообразие животных».
Цели:
1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Казахстане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.
2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: Частично-поисковые, перцептивные (объяснительно-иллюстративные).
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в паре.
Оборудование: ИКТ (презентация «Многообразие животных»), схемы классификации (у каждой пары), карточки для классификации (у каждой пары), тестовые задания, инструкционные карты, учебник.
Содержание урока | Формы работы, средства обучения. | |
Ι. Организационный момент. |
|
|
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. | — Дайте определение природы. (Природа — это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.) — По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.) Игра на внимание «Живая – неживая природа». Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет неживой природы – вы хлопаете в ладоши, если живой – приседаете. В игре возможны «ловушки» — названия предметов, которые сделаны руками человека. Примеры слов: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк. — На слайде вы видите все названия тел живой природы, которые вы услышали во время игры. — Что у них общего? (Это животные.) — Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.) — Проверим, справились ли вы с этим заданием. |
Слайд №1.
Слайд №2.
|
ΙΙΙ. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. Объяснение нового материала. | — Тема нашего урока – «Многообразие животных». — Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп. — Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп. — Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая занимается изучением животных. — Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи. Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека. Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение. Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей. Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей, сена, силоса. Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и домашних животных, а также человека. — У вас на столах лежат карточки, которые вы будете заполнять, работая в паре. — Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах, определяете, как называется эта группа и какие отличительные особенности имеют животные, относящиеся к этой группе. После просмотра каждой группы задаются вопросы: Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные? После того, как учащиеся в парах определят название группы и назовут отличительные признаки, идёт проверка на слайдах. Если учащиеся затрудняются в определении группы, давать наводящие вопросы.
У бабочек ножки первой пары зачастую являются очень слабыми, и потому бабочка держит их сложенными чуть ниже головы.
(Пресмыкающиеся) — Как передвигаются эти животные? (Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.) — Все эти животные без ног или с ногами – пресмыкаются, ползают. Поэтому называются… (Пресмыкающимися). — Нередко их зовут ещё и рептилиями, поскольку именно так звучит латинское название этой группы. Они являются одной из наиболее ярких и интересных групп животных на планете.
(Птицы) 1 – ученик. Мой рассказ о дятле. В строении дятла много необычного. Голова с шеей – как на шарнирах. Твёрдый клюв похож на долото. Лапки короткие: два пальца вперёд, два назад. Так можно надёжнее уцепиться за кору. Свой хвост, с твёрдыми и упругими перьями, дятел использует, как опору. Необычен и язык: липкий, длинный, очень подвижный, да ещё и с зубчиками-крючками на конце. Таким языком их любой щели достанешь без труда муравья, жука, личинку. Зимой дятлы питаются семенами из шишек.
2 – ученик. Я расскажу вам о неприметном воробышке. У него много особенностей. Приглядитесь, как взлетает стая воробьёв при появлении опасности. Это похоже на взрыв, после которого птицы рассыпаются в разные стороны, как осколки. А характер! Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. Посадишь воробья в клетку, будет биться о прутья, пока его не выпустят. Воробьи – смелые бойцы. Небольшой стайкой могут отогнать ворону или голубя от лакомого кусочка.
— Назовите птиц Восточного Казахстана. Знакомо вам слово орнитологи? Орнитологи, учёные, занимающиеся изучением птиц. Проверим, правильно ли вы справились с заданием. | Слайды №3,4. Работа в парах.
Слайды №5 – 55. |
ΙV. Закрепление изученного материала. | 1 задание. — Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное. (Дятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)
2 задание. Распределить данных животных на группы. Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица.
3 задание. 1 – вариант. Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».1 – вариант. 1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________. Ещё их называют «дети воздуха». 2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе: а) земноводных; б) насекомых; в) пресмыкающихся. 3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________. 4. Лягушки и жабы относятся к особой группе: а) пресмыкающихся; б) земноводных; в) насекомых. 5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья: а) пауки; б) насекомые; в) черви. 6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это _______________________.
Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».2 – вариант. 1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________. 2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________. 3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют: а) земноводными; б) насекомыми; в) пресмыкающимися. 4. Ящериц, змей, черепах относят к группе: а) земноводных; б) насекомых; в) пресмыкающихся. 5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят: а) пресмыкающихся; б) рыб; в) земноводных. 6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это ______________________.
| Слайд №56.
Флип–чарт №1. |
V. Итог урока. | Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп). — Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.) — Назовите их отличительные особенности. — Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается? — Если будет вода, а в ней ни одной рыбки — я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми — не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.) — Почему это может произойти? — О чем мы должны знать и помнить в природе? (Мы должны помнить, о том, что животные — наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса, А зовут ее …(лиса) В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется … (медведь) Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло… (сова) В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: Здорово, дрозд-приятель! И ставит подпись… (дятел) Краской сероватая, Походкой мешковатая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая… (ворона) У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь) Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка? Щелкает орешки мелко. Ну, конечно, это … (белка) |
|
| ||
VΙ. Рефлексия. | — Оцените свою работу на уроке:
|
|
VΙΙ. Домашнее задание. | Если ваша семья имеет домашних животных, ухаживай за ними, наблюдай за их повадками. Напиши рассказ о своём любимце. |
|
Отличительные признаки | Группа животных | Отличительные признаки | |
1. |
| 1. |
|
2. |
| 2. |
|
3. |
| 3. |
|
4. |
| 4. |
|
5. |
| 5. |
|
6. |
| 6. |
|
Отличительные признаки | Группа животных | Отличительные признаки | |
1. |
| 1. |
|
2. |
| 2. |
|
3. |
| 3. |
|
4. |
| 4. |
|
5. |
| 5. |
|
6. |
| 6. |
|