Математика (1класс)

Тема: «Прибавление и вычитание числа 4».

Цели: закрепление способов прибавления и вычитания (на примере прибавления и вычитания числа 4); знакомство учащихся с объёмными геометрическими фигурами: конусом и цилиндром; развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательной активности; воспитание чуткого и бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Учусь считать», пособие «светофор», у каждого ученика на груди прикреплён жетон в виде белочки, лисички, кошечки в соответствии с группой («Белочки», «Лисички», «Котята»), членом которой он является, касса цифр, геометрические тела.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

  1. Актуализация опорных знаний (умения представлять числа от 2 до 10 в виде суммы двух слагаемых; умения выполнять вычисления вида: а+1, а-1, а+2, а-2, а+3, а-3).

    1. Проверка готовых решений.

— Проверьте, правильно ли решён каждый пример. (Ученики работают со «светофорами»). Если пример решён правильно, то впишите в квадрат букву со столбика II (правильно).

Равенства

П (правильно)

Н (неправильно)

5+3=8

П

Ш

7-0=0

У

Ц

7-3=4

Е

Ю

6-2=3

К

Н

4+0=4

Р

З

8-3=5

Р

Г

9-1=8

О

А

П

Е

Р

Р

О


— Прочитайте слово. (Перро). Кто это? Какие сказки вы знаете?

Послушайте стихотворение.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику, что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней.

— Как зовут эту девочку? Сегодня мы проведём наш урок вместе с Красной Шапочкой.

    1. Решение задачи в стихах.

Красная Шапочка к бабушке шла,

Гостинцы в корзиночке внучка несла.

Шла не спеша по знакомой тропинке.

Грибы собирала, их клала в корзинку.

Белый, рыжий, два маслёнка,

Три весёленьких опёнка,

Подосиновик велик – этим он и знаменит.

Сколько же всего грибочков?

Посчитать не затруднит?

— Покажите ответы с помощью кассы цифр. Какой способ помог нам найти ответ задачи? (Ученик: «Я выкладывал фишки: один гриб – одна фишка).

    1. Закрепление нумерации чисел в пределах 20.

Ученики распределяются по группам: «Лисички», «Белочки», «Котята». Группы позволяют организовать дифференцированную работу. Как правило, учитель заранее достаточно точно определяет объём работы для «сильных» («Лисички»), для «средних» «Белочки») и для детей, требующих поддержки учителя («Котята»). На стене висит изображения лисички, белочки, котёнка. На жетонах сделаны кармашки для заданий. На груди у каждого ученика прикрепляется маленький жетон, соответствующий его группе.

— «Котята» считают от 1 до 20 через 1, «Белочки» — через 2, «Лисички» — через 3. кто попробует назвать числа, пропуская 4 числа?

    1. Поиск четырёхугольников в геометрической фигуре.

Задание. Ответы.

— Какие фигуры ты заметил, расскажи, а четырёхугольники – покажи!

Учитель обращает внимание на правильный показ четырёхугольника: ученик ведёт по одной из сторон, продолжает вести по другой стороне фигуры и т.д., не отрывая указку от доски.

    1. Задание на внимание.

— Найдите сходство и различие в рисунках. (Рисунки – клоуны, составленные из геометрических фигур).

    1. Упражнения на координацию движений.

— 1) Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Вернитесь в исходное положение. Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох. (Аналогично упражнение выполняется через правое плечо).

— 2) Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой до кончика носа. Поменяйте положение рук. Расскажите, как теперь надо выполнять задание. Выполните его.

    1. Решение задачи в стихах.

Если ты считать умеешь,

На вопрос ответишь смело:

Сколько птичек невеличек

На кормушку прилетело?

Воробьёв драчливых пара,

И синичек тоже пара, пара сизых голубей

И две пары снегирей.

— Запишите решение этой задачи с помощью кассы цифр. Попробуйте составить несколько разных решений. Приготовьтесь объяснить, почему составили такое решение.

(Обсуждение решения: 2+2+2+2+2=10; 2∙5=10).

    1. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись, поднимись,

Лапки вверх,

И лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

    1. Дописывание пропущенных чисел.

— Волк записал разные числа, а заяц записал под ним свой ряд чисел, располагая числа по закономерности. Выберите из кассы цифр карточки с числами, которыми надо дополнить ряд зайца.

Волк: 4 10 7 8 5 9

Заяц: 1 7 4 ٱ ٱ ٱ

— Объясните, почему вы считаете, что под числом 8 должно быть записано число 5?

    1. Составление фигуры («Лиса») из всех частей танграма.

— Посмотрите на изображение лисы и послушайте её признание:

Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса.

Я, бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась.

Помогите! Помогите!

Из частей меня сложите!

Работа с частями танграма проходит по группам: «Лисички» собирают танграм по рисунку лисы без вспомогательных линий (см. тетрадь «Я учусь считать», 1 класс, № 94), «Белочки» и «Котята» — опираясь на рисунок лисы со вспомогательными линиями.

  1. Изучение нового материала.

    1. Актуализация способов прибавления и вычитания числа (на примере а±4).

— Как можно прибавить (вычесть) число? Какие способы работы мы будем использовать?

а) Учащиеся рассуждают, опираясь на шкалу линейки.

б) Ученики объясняют, как прибавить число по частям, используя его состав.

— Какими способами надо воспользоваться, чтобы выполнить вычитание числа 4?

    1. Работа в «Тетради № 1». Задание № 1 на с. 32.

— Кто сегодня работает оператором? Включаем машину!

Ученик рассуждает так: «Число нам неизвестно. Если к нему прибавить 4, то получиться 10. Изображу это так:

+4

ٱ 10

— К неизвестному числу стрелка не идёт. Поэтому изображу обратную машину – «минус 4».

+4

ٱ 10

-4

— Иду по стрелке, выполняю действие: 10-4. Проверю решение, идя по верхней стрелке: 6+4=10» и т.д.

    1. Работа по учебнику. Выполнение задания № 7 на с. 32 (с краткими объяснениями способов действий).

Проверка выполненного задания.

– Из каких чисел (3,4,8,9) можно вычесть число 4? Какие ещё числа вы могли бы назвать?

    1. Работа в «Тетради № 1».

«Сова в подарок маленькому сыну сделала счётную машину. К сожалению, она недостаточно точна. Результаты перед вами: быстро всё проверьте сами».

— Найдите ошибки в этой работе и исправьте их.

Ученики выполняют задание № 12 на с.33.

    1. Дифференцированная работа («Тетрадь» № 1).

«Белочки» выполняют задание № 4 на с. 33, «Лисички» — № 5 на с. 33, «Котята» с учителем повторяют состав числа 4 и после этого приступают к заданию № 4.

Самопроверка упражнения № 4 по «ключу» (правильные ответы заполнены под шторкой на доске).

7 8 6

10 10 4

6 9 9

4 10 9

Фронтальная проверка правильности выполнения упражнения № 5.

— Прочитайте выражение, в котором мы находим сумму какого-то числа и числа 3? Чему она равна? Как узнать, на сколько число 6 больше числа 3? И т.д.

    1. Самостоятельная работа.

  1. Решение задачи № 2 на с. 32. (Тетрадь № 1).

  2. Решение задачи № 11 на с. 33 учебника.

Обсуждение:

— Какой способ работы помог справиться с задачей № 2? (Рисование фишек, проведение линий).

— Расскажите, как вы представили ситуацию, описанную в задаче № 11?

    1. Работа с объёмными геометрическими фигурами. Классификация фигур.

Каждый ученик берёт из коробки, не глядя в неё, по одной фигуре (шар, цилиндр, конус, пирамиду). Фигур заготовлено намного больше, чем у учащихся в классе. При этом фигур одного вида меньше, чем у детей в классе.

Рассмотрите все фигуры. Найдите похожие фигуры и объедините их в группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. (Во время этой работы ученики свободно передвигаются по классу). Определите, как называется ваша фигура. Найдите её название в учебнике. Найдите вокруг себя фигуры такой же формы. Расскажите о вашей фигуре и о предметах, имеющих такую же форму. (Представитель каждой группы рассказывает о фигуре, отвечает на вопросы учителя и учащихся).

— Рассмотрите и назовите фигуры, изображённые в учебнике на с. 33 (№ 9) и на с. 34 (№ 13).

  1. Итог урока.

— Молодцы! Вы выполнили все задания. Красная Шапочка говорит вам «До свидания!» и спрашивает: «Что было на уроке самым интересным, трудным? Чего вы достигли? Что нового узнали?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here