Математика (1класс)
Тема: «Прибавление и вычитание числа 4».
Цели: закрепление способов прибавления и вычитания (на примере прибавления и вычитания числа 4); знакомство учащихся с объёмными геометрическими фигурами: конусом и цилиндром; развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательной активности; воспитание чуткого и бережного отношения ко всему, что нас окружает.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Учусь считать», пособие «светофор», у каждого ученика на груди прикреплён жетон в виде белочки, лисички, кошечки в соответствии с группой («Белочки», «Лисички», «Котята»), членом которой он является, касса цифр, геометрические тела.
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-
Актуализация опорных знаний (умения представлять числа от 2 до 10 в виде суммы двух слагаемых; умения выполнять вычисления вида: а+1, а-1, а+2, а-2, а+3, а-3).
-
Проверка готовых решений.
-
— Проверьте, правильно ли решён каждый пример. (Ученики работают со «светофорами»). Если пример решён правильно, то впишите в квадрат букву со столбика II (правильно).
-
Равенства
П (правильно)
Н (неправильно)
5+3=8
П
Ш
7-0=0
У
Ц
7-3=4
Е
Ю
6-2=3
К
Н
4+0=4
Р
З
8-3=5
Р
Г
9-1=8
О
А
Е | Р | Р | О |
— Прочитайте слово. (Перро). Кто это? Какие сказки вы знаете?
Послушайте стихотворение.
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней.
— Как зовут эту девочку? Сегодня мы проведём наш урок вместе с Красной Шапочкой.
-
Решение задачи в стихах.
Красная Шапочка к бабушке шла,
Гостинцы в корзиночке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке.
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Белый, рыжий, два маслёнка,
Три весёленьких опёнка,
Подосиновик велик – этим он и знаменит.
Сколько же всего грибочков?
Посчитать не затруднит?
— Покажите ответы с помощью кассы цифр. Какой способ помог нам найти ответ задачи? (Ученик: «Я выкладывал фишки: один гриб – одна фишка).
-
Закрепление нумерации чисел в пределах 20.
Ученики распределяются по группам: «Лисички», «Белочки», «Котята». Группы позволяют организовать дифференцированную работу. Как правило, учитель заранее достаточно точно определяет объём работы для «сильных» («Лисички»), для «средних» «Белочки») и для детей, требующих поддержки учителя («Котята»). На стене висит изображения лисички, белочки, котёнка. На жетонах сделаны кармашки для заданий. На груди у каждого ученика прикрепляется маленький жетон, соответствующий его группе.
— «Котята» считают от 1 до 20 через 1, «Белочки» — через 2, «Лисички» — через 3. кто попробует назвать числа, пропуская 4 числа?
-
Поиск четырёхугольников в геометрической фигуре.
Задание. Ответы.
— Какие фигуры ты заметил, расскажи, а четырёхугольники – покажи!
Учитель обращает внимание на правильный показ четырёхугольника: ученик ведёт по одной из сторон, продолжает вести по другой стороне фигуры и т.д., не отрывая указку от доски.
-
Задание на внимание.
— Найдите сходство и различие в рисунках. (Рисунки – клоуны, составленные из геометрических фигур).
-
Упражнения на координацию движений.
— 1) Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Вернитесь в исходное положение. Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох. (Аналогично упражнение выполняется через правое плечо).
— 2) Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой до кончика носа. Поменяйте положение рук. Расскажите, как теперь надо выполнять задание. Выполните его.
-
Решение задачи в стихах.
Если ты считать умеешь,
На вопрос ответишь смело:
Сколько птичек невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
И синичек тоже пара, пара сизых голубей
И две пары снегирей.
— Запишите решение этой задачи с помощью кассы цифр. Попробуйте составить несколько разных решений. Приготовьтесь объяснить, почему составили такое решение.
(Обсуждение решения: 2+2+2+2+2=10; 2∙5=10).
-
Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись, поднимись,
Лапки вверх,
И лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
-
Дописывание пропущенных чисел.
— Волк записал разные числа, а заяц записал под ним свой ряд чисел, располагая числа по закономерности. Выберите из кассы цифр карточки с числами, которыми надо дополнить ряд зайца.
Волк: 4 10 7 8 5 9
Заяц: 1 7 4 ٱ ٱ ٱ
— Объясните, почему вы считаете, что под числом 8 должно быть записано число 5?
-
Составление фигуры («Лиса») из всех частей танграма.
— Посмотрите на изображение лисы и послушайте её признание:
Я несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса.
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась.
Помогите! Помогите!
Из частей меня сложите!
Работа с частями танграма проходит по группам: «Лисички» собирают танграм по рисунку лисы без вспомогательных линий (см. тетрадь «Я учусь считать», 1 класс, № 94), «Белочки» и «Котята» — опираясь на рисунок лисы со вспомогательными линиями.
-
Изучение нового материала.
-
Актуализация способов прибавления и вычитания числа (на примере а±4).
-
— Как можно прибавить (вычесть) число? Какие способы работы мы будем использовать?
а) Учащиеся рассуждают, опираясь на шкалу линейки.
б) Ученики объясняют, как прибавить число по частям, используя его состав.
— Какими способами надо воспользоваться, чтобы выполнить вычитание числа 4?
-
Работа в «Тетради № 1». Задание № 1 на с. 32.
— Кто сегодня работает оператором? Включаем машину!
Ученик рассуждает так: «Число нам неизвестно. Если к нему прибавить 4, то получиться 10. Изображу это так:
+4
ٱ 10
— К неизвестному числу стрелка не идёт. Поэтому изображу обратную машину – «минус 4».
+4
ٱ 10
-4
— Иду по стрелке, выполняю действие: 10-4. Проверю решение, идя по верхней стрелке: 6+4=10» и т.д.
-
Работа по учебнику. Выполнение задания № 7 на с. 32 (с краткими объяснениями способов действий).
Проверка выполненного задания.
– Из каких чисел (3,4,8,9) можно вычесть число 4? Какие ещё числа вы могли бы назвать?
-
Работа в «Тетради № 1».
«Сова в подарок маленькому сыну сделала счётную машину. К сожалению, она недостаточно точна. Результаты перед вами: быстро всё проверьте сами».
— Найдите ошибки в этой работе и исправьте их.
Ученики выполняют задание № 12 на с.33.
-
Дифференцированная работа («Тетрадь» № 1).
«Белочки» выполняют задание № 4 на с. 33, «Лисички» — № 5 на с. 33, «Котята» с учителем повторяют состав числа 4 и после этого приступают к заданию № 4.
Самопроверка упражнения № 4 по «ключу» (правильные ответы заполнены под шторкой на доске).
7 8 6
10 10 4
6 9 9
4 10 9
Фронтальная проверка правильности выполнения упражнения № 5.
— Прочитайте выражение, в котором мы находим сумму какого-то числа и числа 3? Чему она равна? Как узнать, на сколько число 6 больше числа 3? И т.д.
-
Самостоятельная работа.
-
Решение задачи № 2 на с. 32. (Тетрадь № 1).
-
Решение задачи № 11 на с. 33 учебника.
Обсуждение:
— Какой способ работы помог справиться с задачей № 2? (Рисование фишек, проведение линий).
— Расскажите, как вы представили ситуацию, описанную в задаче № 11?
-
Работа с объёмными геометрическими фигурами. Классификация фигур.
Каждый ученик берёт из коробки, не глядя в неё, по одной фигуре (шар, цилиндр, конус, пирамиду). Фигур заготовлено намного больше, чем у учащихся в классе. При этом фигур одного вида меньше, чем у детей в классе.
Рассмотрите все фигуры. Найдите похожие фигуры и объедините их в группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. (Во время этой работы ученики свободно передвигаются по классу). Определите, как называется ваша фигура. Найдите её название в учебнике. Найдите вокруг себя фигуры такой же формы. Расскажите о вашей фигуре и о предметах, имеющих такую же форму. (Представитель каждой группы рассказывает о фигуре, отвечает на вопросы учителя и учащихся).
— Рассмотрите и назовите фигуры, изображённые в учебнике на с. 33 (№ 9) и на с. 34 (№ 13).
-
Итог урока.
— Молодцы! Вы выполнили все задания. Красная Шапочка говорит вам «До свидания!» и спрашивает: «Что было на уроке самым интересным, трудным? Чего вы достигли? Что нового узнали?»