МКОУ «Костылёвская основная общеобразовательная школа».
Учитель русского языка и литературы: Коробей Н.А.
Уроки литературы призваны стать действенным орудием воспитания нового человека с богатым духовным миром, сочетающего в себе идейную бескомпромиссность, нравственную стойкость, эстетическую культуру.
Героико-патриотическая идея является ведущей.
Поэтому я взяла программное произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Конспект открытого урока литературы в 8 классе, разработанного на основе технологии критического мышления.
Конспект урока.
Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
— обучающая: познакомить с понятиями « баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник», научить пользоваться толковым словарём;
— развивающая: развивать речь, творческие способности учащихся;
— воспитательная: воспитывать проявление интереса к прошлому своего отечества, уважение к родному языку.
Задачи:
— повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;
— дать представление о летописи, о документальном и художественном изображении одного и того же повествования;
— показать отличие;
— развить умение составлять кинофильм;
— развить умения самооценки и контроля своей деятельности.
Обучающиеся должны
знать:
— определение понятий «песнь», «летопись», «вещий», «жребий»;
— содержание летописного и художественного повествования;
— наизусть отрывок из «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина;
уметь:
— пересказывать летопись о вещем Олеге;
— выразительно читать наизусть отрывок из «Песни…»;
— составлять устно кадры к фильму «Песнь о вещем Олеге»;
использовать в практической деятельности для:
— моделирования и конструирования предложений;
— создания творческих работ;
— увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
— развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к прошлому своего отечества, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
План урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| Методические приёмы и педагогические техники | Результат | |
1.Вызов. (оргмомент).
Портрет А.С.Пушкина.
Книга «Древнерусская литература»
2. Стадия осмысления. | 1.Сообщает тему и цель урока 2.Пробуждает интерес к получению новой информации
1.Организует получение информации. Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге».
2.Поддерживает познавательный интерес обучающихся к теме.
3.Отслеживает степень активности обучающихся на различных этапах.
| Слушают заранее подготовленных учеников. 1. Рассказ о проявлении интереса А.С.Пушкина к прошлому своего отечества. 2. Рассказ о смерти вещего Олега из летописи (художественный пересказ)
Работа со словарём «баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник»,
Составление сюжетного плана по программе действий. Анализ каждой части. | 1.ИКТ ( Презентация). 2.Художественный пересказ летописи. 3.Рассказ. 4. Технология сотрудничества 5. Приём «Покопаемся в памяти». Технология опережающего обучения.
Приём « ассоциации».
Деятельностный подход. Приём – составление кадров кинофильма путём создания словесных картин. Технология КСО
Приём « ассоциации».
| Концентрация внимания
Умение связно рассказывать, заинтересовывать и внимательно слушать
Название темы и задач. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема. Слайд №1 Портрет А.С.Пушкина. Слайд № 2 Набеги половцев на Русь.
Умение выстраивать цепочку рассуждений. Четыре части фильма Выявление границ и конкретного содержания кадров.
Представление Олега и связь с картиной Васнецова «Богатыри».Слайд № 3, 4,5.6,7(4 части) |
Физкульминутка (здоровьесохраняющая технология) | ||||
Рефлексия | 4. Помогает обучающимся составлять кадры к кинофильму по частям путём вопросов и выборочного чтения.
Вопросы. Что больше производит впечатление – летописный источник или художественное произведение? | Совместно с учителем составляют кадры к кинофильму по частям путём вопросов и выборочного чтения.
Пересказ «Песни…» по составленным кадрам. (Работа в парах).
Чтение по ролям эпизода «Встреча Олега с кудесником»
Монологическая речь (рассказ).
Игра «Согласен – не согласен». Баллада – это песнь… Кудесник – это пророк. Предсказатель. Олег – это князь. Олег не любит коня своего. Дружина Олега трусливая. Кудесник обманул князя. Олег погиб от своего коня.
.
| 1.Технология сотрудничества
2.Технология КСО
3.Артприём
Личностно-ориентированный подход
Педагогика сотрудничества.
| Составление кадров и просмотр на слайдах. Сравнение. Умение высказывать предположения, аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения
Краткая речевая характеристика Олега и кудесника.
Знание текста.
Д/З. Иллюстрация по желанию
. |
Конспект урока
Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
— обучающая: познакомить с понятиями « баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник», научить пользоваться толковым словарём;
— развивающая: развивать речь, творческие способности учащихся;
— воспитательная: воспитывать проявление интереса к прошлому своего отечества, уважение к родному языку.
1. Слово ученика.(1)
Слайд№1 (Портрет А.С.Пушкина)
Посмотрите на портрет А.С.Пушкина. С этим поэтом мы знакомы с детства. Его стихотворения отличаются ритмичностью, музыкальностью. Каждое его произведение отличается глубиной поэтической жизни, жизнерадостным мировосприятием, высокими патриотическими и гуманными чувствами. Это стихотворения «Зимнее утро», «Няне», « Москва! Как много в этом звуке…» и др.
2. Слово ученика (2).
Слайд №2 .( Древнерусская литература. Летопись. Кудесник.)
А.С.Пушкин проявлял интерес к прошлому своего отечества.
Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далёких лет, когда люди наивно верили предсказаньям волхвов-кудесников. (Это слово произошло от слова «чудеса»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племён и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.
Слайд №3 ( Васнецов «Богатыри»)
3. Чтение летописи «Смерть Олега от коня своего» обучающиеся (подготовленные).
4. Учитель.
Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Её драматизм поразил воображение поэта. Он создаёт свою «Песнь…»в 1822 году в ссылке на юге. Непосредственно увидев, где развёртывается действие его стихотворной баллады.
(Обращение к словарю. «Баллада – это… запись в тетрадь).
Спустя три года он выскажет в письме к Бестужеву своё отношение к легенде:
« Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия…».
Чтение стихотворения мастером художественного слова.(фонограмма) или выразительное чтение учителем.
Задание для учеников : сравните летопись и художественное произведение. Что общего и чем отличаются?
5. Коллективное составление «кинофильма» на сюжет пушкинской «Песни…» как форма анализа произведения.
Программа действий на доске. (Инструкция).
1) Определите места, где будут развиваться события фильма, и в связи с этим установить, сколько частей будет в нём.
2) Назвать героев, участников событий ( действующих лиц).
3) Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть «фильма».
( ответы: а) «Князь по полю едет…Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник»;
б) «Пирует с дружиною вещий Олег…»;
в) «Князь тихо на череп коня наступил…»
г) «На холме, у брега Днепра…»
2. Выявление границ и конкретного содержания кадров.( Задача обучающихся – перевести язык одного искусства на язык другого (в пределах возможного. Задача учителя – ввести в творческую активность обучающихся).
Освоение художественных характеристик действующих лиц: обстановка, внешний облик, поведение, особенности речи, взаимоотношения.
3. I часть «фильма». Кадры(7): появление Олега с дружиной; встреча с кудесником; обращение Олега к кудеснику; пророчество кудесника; раздумья над предсказанием; прощание с конём; слуги уводят коня.
Подтверждение из текста. Работа над образностью: эпитеты, сравнения и т.д.
Высказывания школьников
Слайд № 4
II часть. Кадры: Олег около костей коня.
Слайд № 5
III часть. Кадры: Тризна.(понятие )
Слайд № 6
6. Монологический рассказ по тексту.
7. Игра «Согласен – не согласен».
8. Д/З. Наизусть отрывок по выбору обучающихся.
Иллюстрации к «фильму» по желанию обучающихся.