Поршнева Марина Евгеньевна

МБОУ «НОШ № 39» г. Череповец

учитель начальных классов

Конспект урока по окружающему миру

«Озёра края и их охрана»

3 класс

Цель: формировать в сознании обучающихся целостную картину мира посредством систематизации знаний об озерах края и их охране; формировать понятие «озеро».

Задачи:

Познавательные: формировать представления об озерах края; формировать умение находить на карте Вологодской области и физической карте России озера: Онежское, Белое, Кубенское; формировать умение находить необходимую информацию;

Регулятивные: формировать умение планировать свою работу по поиску и обработке необходимой информации; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе в группе;

Коммуникативные: учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учиться учитывать позицию товарищей, участвовать в коллективном обсуждении проблем; учиться точно выражать свои мысли;

Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе;

Средства обучения для учителя: карта Вологодской области, физическая карта России, фотографии озер, презентация.

Средства обучения для обучающихся: фотографии, учебник-тетрадь, контурные карты.

Ход урока:

Структура урока и учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Примечание

I

Актуализация знаний

Ребята, о чем вы готовили материал, и предположите, как может называться тема нашего урока?

Какими источниками информации вы пользовались?

Предположения: Озера Вологодской области. Озера края. И их охрана.

Познавательные:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

II

Изучение нового материала

  1. Активизация субъектного опыта и постановка учебной задач

  1. Систематизация субъектного опыта на основе образной модели.

  1. Систематизация субъектного опыта на основе знаковой модели.

  1. Интеграция образной и знаковой модели. Первичное осознание понятия.

Закройте глаза, послушайте загадку.

Посреди поля лежит зеркало

Стекло — голубое, рама – зелёная,

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Цветные свои примеряя причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается….

Как это зеркало называется?

Каким вы представляете озеро?

В нашей стране около миллиона озёр, больших и маленьких. Разное у них и происхождение. Если взглянуть на карту, то бросается в глаза обилие озёр. Скажите, где?

Покажите на карте озера Вологодской области.

О каких озерах вы готовили сообщения?

Представьте, что вы находитесь около озер: Белого, Кубенского, Онежского. Что вы бы рассказали о них?

Выступление групп.

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы, заполняя по в течение урока таблицу:

Название озера

Разме

ры

Место располо

жения

Животные озера

Растения озера

Онежское

Длина: 245 км, ширина 91,6 км. Средняя глубина 30 м, а максимальная 127 м.

На северо-западе Европейской части Российской Федерации, расположено на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей.

утки, гуси и лебеди, стерлядь, лосось форель, сиг, хариус, корюшка, щука, плотва, лещ, карась голец, сом, угорь, окунь, ёрш, налим

Камыш, кувшинки.

Кубенское

Длина: 57 км, ширина: 2-13 км. Глубина: 4-13 м.

Недалеко от г.Вологды

Нельма, нельмушка, лещ, налим, щука, сиг.

Камыш, кувшинки.

Белое

Длина: 43 км, ширина: 32 км.

Г. Белозерск.

Судак, снеток, чехонь.

Камыш, кувшинки.

Итак, заслушаем ваши выступления.

Красота озер радует человека, украшает город. Люди на них отдыхают. Водоемы должны быть чистые. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Как люди загрязняют водоемы?

Представьте, как опасно это для людей, купающихся в озере, особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжелые травмы. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его на берегу, потому что с берега он может легко попасть в воду. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом. Велико значение водоемов и в жизни людей. Они украшают землю. В организме человека 80% воды, т.е. почти весь организм состоит из воды, а мы в день должны употреблять 2 литра воды. А на планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, а для человека необходимо много пресной воды, поэтому воду необходимо беречь!!!

(озеро)

Голубое, прозрачное, переливающееся, искристое.

На северо-западе русской равнины.

Готовили сообщения о Белом, Кубенском и Онежском озерах.

(варианты детей)

Что такое озеро?

Как образуются озёра?

Самые крупные озёра Вологодской области?

Какие растения растут на озере?

Какие животные обитают в озерах?

Как вести себя на озере?

Как сберечь озёра?

1 группа:

Озера образовались в очень далекие времена, когда на нашей территории начал таять ледник. При постепенном таянии льда вода заполняла большие и малые углубления на поверхности. На востоке области ледник растаял раньше. Поэтому озера там древние, но и более мелкие. А многие уже вовсе исчезли, превратившись в болота. Вода из них вытекла в реки. Или же на месте озер образовалось болото.

В Вологодской области 3 крупных озера: Онежское, Кубенское, Белое.

Сообщение об Онежском озере.

2 группа: Сообщение о Кубенском озере.

3 группа: Сообщение о Белом озере.

Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое.

Познавательные:

Осуществляется поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной задачи.

Познакомить с озерами края, сформировать бережное отношение к природе.

Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Личностные умения: Умение самостоятельно мыслить, развивать мышление.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

На карте показывает озера 1 обучающийся.

Таблица заполняется на слайде учителем.

III

Закрепление изученного материала.

Представление реальной действительности на основе понятия.

У: Дайте определение понятию «озеро».Что вы можете сказать об озерах Вологодской области? Чем они удивительны?

Расскажите о мерах, принимаемых по охране озер края. Заполните схему.

Отметьте на контурной карте озера, о которых вы узнали на уроке.

Ответы обучающихся.

Озера

Работа в контурных картах.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: группировать факты; определять причины явлений, событий.

Схему заполняют в группах.

IV

Проверка изученного материала.

Оценка и самооценка результатов изученного нового материала.

У: 1. Закончите предложение. Озеро – это…….

2. Перечислите озера Вологодской области.

3. Что ты можешь сделать для охраны вод края?

Что вы можете сказать о изученной теме? С какой проблемой столкнулись? Какую учебную задачу решали?

Оцените свою работу на уроке.

Работают самостоятельно.

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Работа на карточках.

«Древо творчества».

V

Опережающее д/з.

  1. Знакомство со способами деятельности.

  2. Создание мотивации к опережающей деятельности.

У: Молодцы! Вы подготовили очень интересный материал, были очень внимательными. Наш следующий урок будет тоже необычным. Хотите, чтобы он был интересным и занимательным? Тогда мне нужна ваша помощь. Целью следующего урока будет получение знаний о болотах Вологодской области, их значении и охране. Спросите у взрослых, почитайте энциклопедии и найдите интересную информацию.

Спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here