П Л А Н
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
ТЕМА: “КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ КРЕСТЬЯНСТВА”.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах, этапах, принципах и результатах коллективизации..
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Видеомагнитофон, фотоматериалы “корреспондентов”, опережающее задание.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Мироненко С.В. История России ХХ – начало XXI века: Учебник для 11 кл. М.: Просвещение, 2008 г.
«Методические рекомендации. Пособие для учителя» Ю.А. Щетинова, Л. В. Жуковой.»
Учебное пособие: Словарь терминов и понятий по отечественной истории ХХ века /науч. Ред. В.Ф.Кривошеев. – М, 2003 г.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
0-1
2-5
6 -32
33-43
44-45
| ОРГМОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Вопросы для беседы с учащимися:
(Ответ: Индустриализация в годы первых пятилеток.)
(Ответ: Развитие государственной промышленности.)
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вопрос тесно связанный с изученным ранее материалом. Объявляю тему урока.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
ПЛАН
Нашу сегодняшнюю встречу мы проведем в виде заседания редакционной коллегии газеты “Исторический вестник” Редакцией газеты были направлены корреспонденты в различные уголки нашей страны для сбора материала о ходе коллективизации. Давайте выслушаем их. 1-й корреспондент.
На XV съезде партии в 1927 году был взят курс на коллективизацию. Редакция газеты “Исторический вестник” поручила мне собрать материал о ситуации в в деревне накануне серьезных изменений. СССР — страна аграрная. Более 80% населения нашей страны живет в селах. Коллективные хозяйства в ней уже есть. К 1928 году в них насчитывалось около 1% всех крестьянских дворов, но дворы эти бедняцкие. Примерно 25 млн. крестьянских хозяйств остаются индивидуальными. На сегодняшний день ситуация в деревне несколько лучше, чем до первой мировой войны. Увеличились посевные площади, повысился урожай, улучшилось техническое оснащение деревни. Но поговорив с крестьянами я убедилась в том, что они не желают сдавать хлеб государству. Причина заключалась в том, что государство покупало хлеб по ценам, значительно ниже рыночных. Я старалась объяснить им, что от их политики страдают горожане, т.к. продуктов не хватает, и вводятся карточки. Страдает и вся страна в целом, потому что мы продаем хлеб за границу, а полученные деньги используем для модернизации промышленности. Но мои слушатели не хотели меня понимать. Им ближе собственное благополучие. Пообщалась я с деревенскими коммунистами. Они очень опасались того, что сохранение частного сектора в деревне будет способствовать возрождению капиталистических отношений. Частники не будут поддерживать новую власть.
Во время доклада демонстрируются фотодокументы.
2-й корреспондент
Я по заданию редакции знакомилась с решениями партии и правительства по вопросу коллективизации. Ноябрьский 1929 года Пленум ЦК принимает следующие решения по темпам коллективизации: А) зерновые районы к 1931 – 1932 гг. Б) районы, потребляющие зерно к 1934 году. В) остальные районы – вторая пятилетка.
За счет увеличения материальной помощи деревне и усиления пропаганды за создание колхозов, с число их за год увеличилось с 14 800 (1928 г.) до 70 000 (1929 г.) И.В.Сталин обобщил эти факты и объявил о начале коренного перелома в колхозном движении. 7 ноября 1929 года вышла его статья “Год великого перелома” В связи с этим в январе 1930 г. принято Постановление ЦК ВКП(б) “О темпах коллективизации и о мерах помощи государства колхозному строительству” Это Постановление изменило темпы коллективизации: А) зерновые районы (Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Украина) – осень 1930 – весна 1931 год. Б) потребляющие районы – осень 1931 год или весна 1932 год В) остальные районы – первая пятилетка.
3-й корреспондент
В феврале 1930 года я присутствовал на бюро Северного крайкома. Бюро постановило: 1. Отнести контрреволюционную верхушку кулачества края к первой категории и немедленно начать её ликвидацию. 2. В районах сплошной коллективизации кулачество отнести ко второй категории. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, жилье, хозяйственные постройки, корма, семена, а сами кулацкие семьи выселить в северные необжитые районы края. 3. Отдельные кулацкие хозяйства не вошедшие во вторую категорию, отнести к третьей категории, которая подлежит расселению в пределах района коллективизации на новых отводимых им за пределами колхозов землях. В феврале 1930 года Советской властью был установлен план: примерно 240 – 250 тысяч семей намечено было до конца года охватить мерами, установленными для первых двух категорий.
Во время доклада демонстрируется видеофрагмент о раскулачивании
Физкультминутка
Исходное положение – сидя на стуле. 1. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повтор 4 раза. Исходное положение – сидя, руки на поясе.
Повторить 6 раз.
4-й корреспондент
В ходе командировки я узнала, что к началу марта 1930 года в колхозах было свыше 50% крестьянских хозяйств. ТОЗы, где объединялись только полевые наделы, преобразовываются в коммуны. Принудительно обобществляются дома, мелкий скот и даже домашняя птица. В этом же году перечислены признаки кулацких хозяйств: — мельницы, маслобойни и другие орудия, где применялся механический двигатель; — систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем; — сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие; — занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступить в колхоз человека лишали избирательного права (“лишенцы”) и тоже раскулачивали.
5-й корреспондент
Я побывал на машино-тракторных станциях. Они созданы для контроля за техникой, которая стала поступать в деревню. Производительность труда в деревне увеличилась, многие тяжелые работы стало выполнять значительно легче. Те, чей труд заменили машины, ушли в города. Услуги МТС были обязательными, а цены устанавливали партийные органы. Все это привело к получению государством с крестьян дополнительных средств.
В ходе доклада демонстрируются фотоматериалы
Редакция получила ряд писем о ситуации в деревне. Фрагменты двух из них я Вам зачитаю:
“…В России много помирало с голода, так что негде было взять хлеба. Ели собак, лошадей, кошек, лягушек – одним словом, всякую тварь…”
“…Мы жили уже в Одессе, на улице Свердлова. Осенью в городе появились первые голодающие. Они неслышно садились семьями вокруг теплых асфальтовых котлов позади их законных хозяев — беспризорников – и молча смотрели в огонь. Глаза у них были одинаковые – у стариков, женщин, грудных детей. Никто не плакал…”
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
А теперь вернемся в наше время и опираясь на полученный материал выясним причины коллективизации, её принципы, запишем этапы и подведем результаты.
ПРИЧИНЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
ПРИНЦИПЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
Вопрос учащимся: В конце нашего обсуждения ответьте на вопрос , что такое коллективизация? (Ответ: Процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные, социалистические хозяйства)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф №48 Написать письмо от имени колхозника на имя партийного руководителя.
РЕФЛЕКСИЯ: Выразить свое отношение к уроку в одном , двух предложениях.
|
Отвечают на вопросы.
.
.
.
.
Отвечают на вопрос
Записывают домашнее задание.
|