Агафонова Светлана Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — педагогический лицей города Димитровграда Ульяновской области (МБОУ педагогический лицей)

Учитель начальных классов

Агафонова Светлана Михайловна — учитель начальных классов,

МБОУ педагогический лицей, Ульяновская область, г. Димитровград

Предмет (направленность): окружающий мир, начальная школа.

Возраст детей: 3 класс.

Место проведения: класс.

УМК «Перспективная начальная школа».

Тема урока: «Почва. Как образуется почва».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.

Формирование УУД на данном уроке:

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

1.Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .

2. Оценка достоверности получаемой информации .

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1) Подведение под понятие.

2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.

Коммуникативные

Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.

Регулятивные

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

 Оборудование и наглядные пособия:

  1. Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 2).

  2. Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс.

  3. Тетрадь для самостоятельной работы №2.

  4. Интерактивная доска, проектор, ноотбук (подключение интернета) .

Ход урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.(слайд2)

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

— Нарисуйте свое настроение в начале урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ). (Приложение1.)

  1. Этап актуализации знаний.

Цель: проверить знания по разделу «Тайны недр Земли».

А) Индивидуальная работа на интерактивной доске.

— Пока мы будем писать графический диктан, один человек ответит на вопросы по изученной теме. (Ученик работает на ИД: соединяет ответы с вопросами)

1. Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. (Гранит)

2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.

(Нефть).

 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть. (Каменный уголь)

4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. (Железная руда)

 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. (Песок)

 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. (Глина)

 7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? (Торф)

 8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? (Известняк)

 9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? (Природный газ)

Б) «Графический диктант»( «да» +, «нет»-)

-Правда ли, что

1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+);

2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);

3) гранит— осадочная горная порода?(-);

4) базальт— магматическая горная порода, а каменный уголь — осадочная горная порода?(+);

5) в состав гранита входит три минерала?(+);

6) торф образовался из раковин морских животных?(-);

7) нефть, каменныйуголь, природныйгаз — это горючие полезные ископаемые? (+);

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);

9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов— алюминий, медь? (-);

10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-).

— Посмотрите, на доске правильный вариант ответов. (слайд 3)

(+ + — + + — + + — -)

— Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:

«5» — без ошибок;

«4» — 1-2 ошибки;

«3» — 3-4 ошибки;

«2» — 5 и более ошибок.

— Посмортите на работу одноклассника, работавшего у ИД, оцените. (Ученики с помощью сигнальных карточек оценивают, сопровождая коментариями.)

Вывод: изучив разнообразие минералов, полезных ископаемых и их практического использования человеком, можно начать изучение новой темы.

  1. Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения.

А) Определение темы и целей урока.

-Отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.             (Земля)

— Земля! Какое это емкое слово! У слова 

Приложение 2.

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (глина)

Росли на болоте растения …

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (каменный уголь)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (природный газ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже. (песок)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске — Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (мел)


В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (соль)

Покрывают им дороги,

Улицы в селеньях,

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (известняк)

Туп конец,

Востёр резец.

Режет листы,

Летят куски. (алмаз)

Источник: http://www.ubilya.ru/Mysteries_of_minerals
© ubilya.ru

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here