Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Томска
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
«С кем дружит дуб»
подготовила
учитель начальных классов
Кухта Лариса Александровна
г. Томск
2014
Тема: С кем дружит дуб
Цели урока:
познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу, воспитывать бережное отношение к природе,
учить наблюдательности.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с питанием животных, учились составлять цепи питания.
— На какие группы делятся животные в зависимости от питания?
— Что такое цепь питания? Проверим, какие цепи питания вы составили дома (рабочая тетрадь с.45 № 4)
— Почему цепи питания начинаются с растений?
— Какое второе звено цепи питания животных? (растительноядные животные)
— А что скажете о третьем звене цепи питания? (это насекомоядное или хищное животное).
— Расскажите, как хищники приспособились к добыванию пищи? (острые зубы, когти, бесшумны в движениях и т.д.)
— А как животные приспособились защищаться от хищников? (окраска, быстрый бег, панцири и раковины, едкая кровь, яд и др.)
— К какой группе по типу питания можно отнести божью коровку? (божья коровка – насекомое — хищник)
— Тогда составьте цепь питания божьей коровки.
— Проверим (сравнение с эталоном – на слайде 1 РАСТЕНИЯ – ТЛЯ – БОЖЬЯ КОРОВКА)
— Как вы относитесь к божьим коровкам?
А теперь объясните данную цепь питания (слайд 1):
БЕРЁЗА, РЯБИНА ЛОСЬ, ЗАЯЦ ВОЛК
— А что произойдёт, если исчезнут волки?
3.Сообщение темы и целей урока.
— Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы и отгадать слово.
-
Как в народе называют божью коровку?
Д – солнышко Т – тучка Р – кнопочка
-
Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
Ю – количество лет У – к какому виду относится
-
Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
К – быстрее начинают есть
Б – обрывают нити и освобождают жуков.
— Какое слово у нас получилось? (дуб)
— Что обозначает это слово? (растение, дерево)
— Итак, сегодня у нас в гостях дуб. (слайд 2) Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.
4.Введение в тему урока.
— Я надеюсь, что все наши дети хорошие друзья дуба и многое о нём знают.
(5 учащихся рассказывают о дубе – Приложение 1 слайды 2, 3, 4, 5, 6)
— А как называется дубовый лес? (дубрава слайд 7)
— Какие правила надо соблюдать в лесу? (учащиеся рассказывают правила, которые дублируются на слайде 8)
5.Пищевая цепь дубового леса
— Молодцы! Правила поведения в лесу вы знаете хорошо. А есть ещё одно важное правило – в лесу должна быть тишина, чтобы не спугнуть друзей дуба. Итак, отправляемся в дубраву!
— Кто же дружит с дубом и с кем дружит дуб? (слайд 9, 10)
— Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеницы – это животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба. Они напрямую связаны с дубом. А на этих животных охотятся хищники – волк, лиса, сова, змея, орёл, кукушка.
— Какой вывод можем сделать? (Хищники тоже связаны с дубом, только косвенно.)
— Рассмотрим цепи питания в дубовом лесу. (слайды 11, 12, 13)
— Эти цепи питания переплетаются между собой и образуется сеть питания, или пищевая сеть. Вот такая пищевая сеть в дубовом лесу. (слайд 14)
— Сколько отдельных цепей питания можно насчитать в этой сети? (8 цепей)
— Какой вывод можно сделать о лесе, глядя на эту сеть питания?
ВЫВОД: Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – единое целое.
6.Физкультминутка
7.Невидимая пирамида – беседа
— Отгадайте загадки (слайды 15, 16, 17, 18)
В золотой клубочек спрятался дубочек (жёлудь)
Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна в норке прячется она. (мышь)
У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днём. (сова)
— Составьте из этих карточек цепь питания. (Даны карточки со словами:
ЖЁЛУДЬ, МЫШЬ, СОВА).
ЖЁЛУДЬ —— МЫШЬ —— СОВА
— Кто крупнее в этой цепи питания? (сова)
— Сравните мышь и жёлудь. Что можете сказать о них?
— Конечно, мышь крупнее жёлудя. Но если бы у нас были весы и мы бы взвесили всех сов в лесу, всех мышей и все жёлуди, то оказалось бы, что жёлуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Кто догадывается, почему?
— Да потому, что желудей в лесу очень — очень много, мышей просто много, а сов мало.
— Случайно ли это?
— Конечно, нет. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – много желудей.
— Получается экологическая пирамида. (слайд 19)
— Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. А растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
8.Закрепление. Работа в группах. (Класс делится на 4 группы)
— Каждой группе нужно построить схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса.
По окончании работы представитель от каждой группы защищает свою схему. Остальные добавляют и уточняют ответы.
9.Итог урока.
— Назовите друзей дуба.
— Кто напрямую связан с дубом?
— А кто косвенно связан с дубом?
— Что такое пищевая сеть? А экологическая пирамида?
— Почему говорят, что лес – единое целое?
— Какой вывод о живых существах мы сделаем?
ВЫВОД (читается в учебнике): В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя сеть питания. Растения и животные образуют также экологические пирамиды. В их основании – растения, а на вершине – хищные животные.
10.Домашнее задание.
Прочитать параграф учебника, выполнить задания в рабочей тетради.
Приложение
Слабость и сила дуба
1 – ученик: Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет!
2 – ученик: А если срубят дуб, от пня начинает тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. С большими потому, что вся влага, которую выкачивают из земли мощные корни, поит теперь только эту поросль. Вырастает она из особых спящих почек. Эти почки долгие годы, с самой молодости дерева, сидят на стволе, не трогаясь в рост.. Они аварийные. Вот срубили дерево – пень и зазеленел.
3 – ученик: Да, дуб – сильное дерево. Но есть у него и слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев.
4 ученик: А зимой от морозов часто погибают жёлуди. Также они погибают и от засухи – высыхают и прорасти уже не могут, от лишней влаги загнивают. Они также «тяжелы на подъём». Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей, чтобы расселили они его деток. Получается, что и в желудях есть слабость дуба.
5 –ученик: Хотя не только слабость, но и сила. Жёлуди содержат большой запас питательных веществ. Поэтому проростки, появляющиеся весной или в начале лета, хорошо и быстро растут. Вообще, жёлуди очень интересны. Они носят «шапочки» — плюски, которые кажутся симпатичным украшением жёлудей. На самом деле это не украшение. Назначение плюсок – защищать мягкое и нежное основание растущего жёлудя.
6 – ученик: Хотя у дуба есть и лсабости, он издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Древние греки обожествляли дуб и посвящали его богу Зевсу. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.
7 – ученик: Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно, растёт в Литве – «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет.
В селении Верхняя Хортица на Днепре растёт дуб, издали напоминающий огромный шатёр. Тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайные годы он будто бы даёт до 10000 кг жёлудей. Ими можно засадить новый лес площадью 100 гектаров.
Список использованной литературы
1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. . Мир вокруг нас 3 класс. Ч.1.- М.: «Просвещение», 2006.
2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.. Мир вокруг нас 3 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1.- М.: «Просвещение», 2006.
3.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. wallpaper.zoda.ru
2. lostcivilization.info
3. greekroman.ru
4. liveinternet.ru
5. buturlinovka777.ru
6. 900igr.net
7. gazeta.lv
8. silverinform.ru
9. ptzonline.ru