Республика Саха (Якутия), Таттинский район ,МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааhын

Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.

Урок по окружающему миру.

Тема: Природа.

Класс: 1

      Задачи урока: формировать представление о природе как составной части окружающего мира; учить детей классифицировать объекты окружающего мира (относится к природе или создано человеком), приводить примеры тех и других.

      Планируемые достижения учащихся: научиться различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры.

      Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью песни «Наш край» («То березка, то рябина…») Д. Кабалевского на стихи А. Пришельца, толковый словарь русского языка.

Ход урока

      В начале урока необходимо проверить, как усвоен материал предыдущего урока, по вопросам: «Что такое окружающий мир? Что относится к окружающему миру?»

      Перейти к новому материалу можно с помощью музыкального вступления — записи песни Д. Кабалевского «Наш край». Затем объявляется тема урока и выполняются задания на с. 6 учебника (с использованием иллюстраций всего разворота).

      Поскольку работа на уроке ведется в поисковом режиме, после ответов детей целесообразно обратиться к статье словаря, чтобы подтвердить правильность сделанных детьми предположений. Этот момент важен для всей системы работы по учебникам серии «Академический школьный учебник»: дети убеждаются, что учебник не является единственным средством обучения, при необходимости информацию нужно отыскивать в других источниках. Учитель демонстрирует словарь и зачитывает текст: «Природа — все существующее, не созданное деятельностью человека».

      На основании этого вывода можно вновь обратиться к иллюстрациям на с. 6—7 учебника: теперь дети более уверенно будут классифицировать изображенные объекты. Далее выполняется задание, сформулированное на с. 7 учебника. При этом учащиеся применяют полученные знания, классифицируя объекты, непосредственно окружающие их.

      После этого учитель предлагает детям привести свои примеры того, что относится к природе или создано человеком. Это можно сделать в игровой форме с использованием волшебного клубочка. Тот, к кому клубочек прикоснется один раз, называет природный объект; ученик, к которому клубочек прикоснется два раза, приводит пример объектов окружающего мира, созданных человеком.

      Воспитанию внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе может помочь стихотворение Н. Рыленкова, которое учитель зачитывает детям:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

      Затем выполняются задания № 1 и № 2 рабочей тетради (с. 6—7), которые закрепляют полученные знания и умения. Первое задание можно выполнять в парах, а второе — индивидуально. По окончании работы задания коллективно проверяются. При необходимости дети исправляют ошибки.

      Желательно также начать выполнение задания № 3 в рабочей тетради (с. 7). Учитель просит детей ответить на вопрос: «Что вам особенно нравится в природе?» Пусть выскажется как можно больше детей. Это позволит усилить ценностную окраску приобретаемых знаний. Рисунок можно выполнить дома или в группе продленного дня.

      В конце урока дети находят в учебнике на голубой плашке ключевое слово («природа») и объясняют его значение. Не следует стремиться к заучиванию определения. Важно, чтобы учащиеся могли своими словами раскрыть смысл этого понятия.

      Физкультминутки (потягивания, наклоны в сторону, вперед и назад) можно провести под музыку песни «Наш край».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here